Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Сергей Шишков
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Екатерина Белова
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Любовь в девятом ряду. О чем могут думать Он и Она на юбилейном спектакле МХТ им. Чехова?

Инга Бугулова, Российская газета, 28.10.2023
МХТ им. Чехова, по словам худрука Константина Хабенского, отмечает юбилей исключительно творчески — «не подведением итогов, а рождением нового спектакля». Главной премьерой театра к его 125-летию стала постановка «9 ряд. 10, 11 место», которую первые зрители увидели на минувших выходных.

Режиссер Денис Азаров вместе с драматургом Юлией Поспеловой предлагает нам прожить историю театра — каким бы легендарным и солидным ни казалось детище Станиславского и Немировича-Данченко — прожить вместе с героями спектакля, в судьбы которых так или иначе вмешались эти два слова — Художественный театр. Не так уж важно, кто они — именитый актер или простой монтировщик, ищущий вдохновения режиссер или бдительный зритель. Важнее само пространство, способное преобразить все и всех, кто попадет в него.

Вот занавес открылся, и…

И на распахнувшейся сцене, словно отраженный в зеркале, мхатовский зрительный зал. Те же деревянные спинки кресел с номерами — не отличить. Тот же занавес, но развернутый наизнанку — знаменитой чайкой в сторону сцены, а изнанкой — к публике. Так видят зал артисты со сцены. Зрители будто местами поменялись с актерами (сценография Николая Симонова): это на нас смотрят из того, «отраженного» зала, это мы - на сцене.

Вот и декорации, которые прямо сейчас, на глазах, разбирают техники, обращены к нам спиной: не сразу и поймешь, что это — огромные деревья.

А в зале — том зале, который на сцене, — тем временем двое. Он и Она. В который раз пришли в театр и сели на привычные места. Они называют эти места «своими», потому что всегда сидят именно на этих креслах — номер 10 и номер 11. Встречи их каждый раз долгожданные, и реже, чем хотелось бы, — но так уж складывается жизнь. А помнишь? А помнишь, как-то Он подарил ей штурманские часы. А как-то ждал ее перед спектаклем, а Она опоздала на целых два часа! «Почему ты никогда так и не женился?» — спросит Она. А Он ответит что-то в шутку про цыганку, нагадавшую ему смерть от злой жены. Как объяснишь, что жизнь сложилась, как сложилась, — когда все главное в ней на самом деле в полутенях, полутонах и полувзглядах.

История героев Станислава Любшина и Натальи Теняковой, легендарных мхатовских актеров, — это история о прожитом, утерянном — так что щемит в груди — центральная линия всего спектакля. Герои Любшина и Теняковой говорят совсем немного — знаете, что такое чувства, когда слова уже и не нужны? Взгляд, движение, как открывает сумочку, как смахивает прядь со лба… Неуловимое, не облекаемое в речь, на кончиках пальцев. Они, конечно, пронесли любовь через годы, сомнения и разлуки. Но почему тогда они не вместе?

Конечно же, любовь — ключевое слово спектакля. Как говорил поэт, все в жизни движется любовью: и море, и Гомер. Добавим к этому: и сцена, и актеры МХТ. 

Еще одна история в спектакле: про режиссера (Игорь Хрипунов) и монтировщика сцены (Константин Хабенский). Режиссер на грани срыва: он уверен, что спектакль, над которым он сейчас работает, никому — от артиста до зрителя — не интересен. Но если приглядеться — а самому режиссеру хоть кто-то интересен?

От актрисы, которая пытается обсудить с ним тонкости монолога чеховской Ольги (небольшая, но очень яркая роль Светланы Колпаковой), он постоянно отмахивается. На монтировщика сцены орет безостановочно. И только когда вдруг, почему-то, из какого-то профессионального интереса, он начинает присматриваться к этому «маленькому человеку», открывать его проблемы и учиться у него, как просто можно все решать… Только тогда у режиссера и спектакль начинает спориться.

Все действие — постоянно сменяющие друг друга дуэты и сюжеты. Очаровательны, буквально наэлектризованы Евгения Добровольская в роли принципиальной билетерши и Игорь Золотовицкий, которому позарез нужны два билета (которых, разумеется, нет). Умилителен эксцентричный Станиславский в белом костюме — актеру Павлу Чинареву приходится натурально плыть в лодке по бушующему «пространству пьесы», чтобы, наконец, увидеть на горизонте Ее - актерскую Сверхзадачу.

Осталось ощущение, что Михаил Пореченков в роли Немировича-Данченко заслуживал более насыщенной актерской работы, нежели репетиция речи о славе коммунизма, которую он так и не произнесет. Вообще самыми туманными в спектакле остались, пожалуй, сцены, в которых авторы отдали дань истории — войне, лагерям, известию о смерти Сталина.

Все-таки юбилейный спектакль получился и о силе любви, и о силе места. Сколько поколений встречались в Художественном театре, сколько важных слов здесь было сказано!

Есть в постановке и свой призрак — «Три сестры». Они всплывают там и тут, напоминая о себе и драматурге, чье имя носит сегодня театр. О том, что стало духом и плотью этой сцены.

«9 ряд. 10, 11 место» — это еще и попытка представить, зафиксировать МХТ им. Чехова таким, какой он есть сегодня. Со всеми корифеями и молодежью, глубиной и хулиганством, о котором любит говорить Хабенский. Это не от легкомыслия, а строго по завету Станиславского — «Легче, проще, выше, веселее».

Ах, еще! Не забывайте в театре программки. Этим вы не только очень расстроите капельдинера, но и незаметно можете упустить кое-что судьбоносное. Что? Этот секрет узнают зрители на премьере. Ближайшие спектакли — 3 и 23 ноября.

Прямая речь
Денис Азаров, режиссер:


 — Когда мне было предложено сделать спектакль, посвященный юбилею, — причем не разовую акцию, а репертуарный спектакль — то я подумал, что документальную постановку про историю театра будет интересно посмотреть один-два раза очень ограниченному числу зрителей. Поэтому мы с Юлией Поспеловой решили, что будем делать спектакль про любовь, как бы это странно ни звучало.

Все действие происходит в зрительном зале. Люди встречаются в театре в разные годы — случайно или, наоборот, по традиции. В начале века, в 1930-е, 40-е и далее до наших дней. Мы слышим их диалоги без начала и без конца, обрывки разговоров соседей по ряду — драматургически это напоминает и чеховские «Три сестры».

Наш спектакль про театр, в котором всегда была и есть любовь. Любовь за кулисами, любовь в зале, глобальная любовь к очень странному и необъяснимому искусству. Оно правда странное и необъяснимое, на мой взгляд.

Оригинал статьи
Пресса
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Создатель объяснил зеленый цвет памятника Олегу Табакову, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2021
Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
В метро запустили мхатовский поезд, Виктор Борзенко, Театрал, 5.11.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
«19.14». И смех, и слезы, и война, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 1.12.2014
Кабаре военного времени, Роман Должанский, Коммерсантъ, 28.10.2014
Вечная мировая, Ирина Алпатова, Театрал, 20.10.2014
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Свобода по Системе Станиславского, Ксения Ларина, The New Times, 21.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
Черная мистерия, Алена Карась, Российская газета, 16.10.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Даешь шекспиризацию страны!, Алена Карась, Российская газета, 4.10.2006
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Голая пионерка, Елена Ковальская, Афиша, 7.03.2005
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004