Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

«Дяде Ване» выдали балетные юбки

Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
В Художественном театре в Камергерском показали премьеру — «Дядя Ваня». Эта пьеса А. П. Чехова — знаковая для МХТ, впервые здесь была поставлена в 1899 году основателями театра, еще при жизни автора. Затем были советские постановки, нынешнюю, кажется, четвертую по счету, осуществил режиссер Денис Азаров, до недавнего времени числящийся среди радикальных художников. С премьерного показа — обозреватель «МК».

Интрига новой версии пьесы Чехова будоражила театралов еще до ее явления на сцене. В первую очередь это связывали с выбором артистов на главные роли, которое многим уже тогда показалось странным. Так, на роль Ивана Петровича Войницкого в МХТ приглашен Сергей Епишев, который в свое время в Вахтанговском театре и в этой же постановке играл безымянного работника, неловкого здоровенного молчуна. Очень был там на месте. Но какой работник не мечтал бы стать дядей Ваней?

Но дело даже не в том, что прежде актер выступал на вторых и третьих ролях, — тут еще и фактура имеет значение: все-таки рост 206 см как-никак. Под стать ему подобрали Елену Андреевну — Светлану Колпакову, довольно высокую крупную девицу, и тоже в главных ролях не замеченную. Роль же ее супруга — профессора Серебрякова — режиссер отдал Авангарду Леонтьеву, актеру большого дарования, но роста скромного. Впрочем, возможно, такой каст был сделан не только из желания поэкспериментировать с фактурой (и Гамлеты в отечественном театре бывали коротышки да толстяки, да и сейчас в Театре Моссовета Офелия бьет все рекорды по объему талии), но все же больше из желания открыть новые имена. А кто-то против?

Сцены из деревенской жизни в четырех актах (так сам Чехов определял свою пьесу) начинаются красиво. Даже очень. Сначала бледная и круглая луна проплывает слева направо по занавесу, на котором фотопечатью застыл лес, за который душа болит у другого героя пьесы — уездного врача Астрова. После того как фотолес уплыл вверх, он же предстал уже натурально. Эффект от сценографии Николая Симонова оказался двойной: лес — он же дом, дом — он же лес. Помещичий дом, выполненный из ровных досок цвета мокрого песка, спускался из-под колосников как занавес — с авансцены до ее арьера. Я насчитала шесть или семь планов такого дома-леса, доски которого не плотно пригнаны одна к другой, а с хорошими просветами между ними, сквозь которые лился свет, теплый, атмосферный, и заливал все пространство. Такая декорация заслуживает аплодисментов, помогает и может спасти любую постановку.

Визуальную красоту, наведенную художником, поддержала и хореограф (Анна Закусова). Согласно замыслу режиссера она поставила вальс для юных крестьян и крестьянок, который они целиком или фрагментами исполняли на протяжении всего спектакля. «А при чем здесь „Дядя Ваня“ и крестьяне с танцами?» — задавались неуместным вопросом те, кто знает пьесу чуть ли не наизусть, видел не одно ее воплощение не в одном театре России и даже мира (Чехов всегда был привлекателен для сцены и экрана). Ну а те, кто еще не открыл для себя эту тонкую, полную драматизма пьесу, наверное, не удивились: где помещики, там и крестьяне. Могут и потанцевать вместо того, чтобы пьянствовать да разнудствовать.

К слову сказать, вальс как музыка (его написал Кирилл Таушкин) вполне себе симпатичный, и даже забавно смотреть было, как юные артистки, а скорее всего, студентки Школы-студии МХАТ, в воздушных юбках Жизели и в грубых сапогах, коих у Жизели быть не может, зависают на руках у парней в поддевках и картузах. Впрочем, хореографический элемент в чеховской пьесе объяснился дальше образом Марии Васильевны, матери главного героя (Дарья Юрская). Режиссер Азаров, похоже, пожалел почтенную даму, страстную поклонницу искусства, и развил скромный образ барыни, предоставив ей возможность милостиво образовывать челядь. Она им: «Жете, эскюзе», а они ей: «Пардон». Стоят навытяжку, постановка конечностей в бытовых ситуациях, как в танцклассе, — ноги в первой или второй позиции, рука перед собой и дугой над головой.

Тем не менее такая танцевальная увертюра, предваряющая драму Ивана Петровича Войницкого, как и других обитателей помещичьей усадьбы, выглядела даже не оскорбительно по отношению к классике. И на том спасибо. Но, в конце концов, не танцев же ради почти полтора века на сцену выводят «Дядю Ваню». Но почему-то только этой пустяковой шалостью режиссера на следующий день вспомнился мне мхатовский «Дядя Ваня». Почему, думаю, здесь тема героя «пропала жизнь, пропала жизнь…» тронула меньше, чем какой-то танцевальный эпизод в роскошной декорации?

Потому что про пропавшую жизнь, про одиночество, что как повседневность уже на ментальном уровне вечно недовольного всем русского человека, одними внешними эффектами, фишками не расскажешь. Не тронешь душу современного зрителя ни пьяной сценой Астрова в первом акте, сыгранной Павлом Чинаревым вразнос, до физического безобразия, как в очередном сериале. Ни истерикой дяди Вани в сцене отъезда Серебряковых во втором, где все — внешне. Ни качелями на длинных цепях, где уставшая от всего и вся сидит Елена Андреевна (Светлана Колпакова). И лесов, что по мере сил спасает Астров (теперь как символ зеленой повестки, о которой не думал Чехов), тоже не жалко.

«Дядя Ваня» в МХТ проявил одну общую проблему, которая в режиссерском цеху в новых условиях будет проявляться все очевиднее. Радикальность подхода к классике, которую бесстрашно, но чаще без особого результата еще год назад практиковали режиссеры, в том числе Денис Азаров, объективно поднадоела. И к тому же сегодня из осторожности не особо приветствуется руководством любого театра. А игра по правилам нового, а вовсе не радикального театра с набором известных штампов, у многих не получается. Ну и кастинг в новом мхатовском спектакле, вызывавший вопросы еще на старте, не весь угодил в десятку.

Оригинал статьи
Пресса
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Создатель объяснил зеленый цвет памятника Олегу Табакову, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2021
Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
В метро запустили мхатовский поезд, Виктор Борзенко, Театрал, 5.11.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004