Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Артемий Харлашко
Евгений Зубов
Вячеслав Авдеев
Наталья Перегудова
Альфия Васенина
Алексей Чирков
Константин Шихалев
Екатерина Капустина

Творческая часть

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева
Алёна Соколова

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Отдел маркетинга и стратегического развития

Лилия Сидорова
Мария Баженова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Идиотушка

Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Московский художественный театр имени Чехова показал первую из многих премьер, запланированных на этот сезон. Кирилл Серебренников выпустил на Малой сцене МХТ свою инсценировку «Господ Головлевых» Салтыкова-Щедрина с Евгением Мироновым в роли Иудушки. Режиссер постарался быть строгим прокурором для всех героев романа, а актер — адвокатом своего персонажа. Рассказывает РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ.

Поскольку на московские сцены в этом сезоне косяком пошли кассовые комедии положений, есть смысл поздравить МХТ с искусством. Сложносочиненным, длинным, не играющим со зрителем в поддавки и интересным даже в своих несовершенствах и противоречиях. «Господа Головлевы» наследуют не двум хитам прошлого сезона, поставленным Кириллом Серебренниковым в МХТ («Лес» и «Изображая жертву») и принятым зрителями и критикой на ура, а спорным и сильным горьковским «Мещанам» из сезона позапрошлого. «Головлевы» — тоже трагедия распада семьи, история гиблого места, над которым тяготеет рок. Как и в «Мещанах», придуманный художником Николаем Симоновым дом будто заражен порчей, которая с самого начала не оставляет никаких шансов на спасение. Но в новом спектакле родовое гнездо буквально кишит злом. Уроды, обитающие в жилище Головлевых, кажется, не просто выходят из дверей, а вылезают из окон и просачиваются сквозь щели, чтобы свершать свои почти патологические танцы и строить безобразные гримасы.

Связующее звено между двумя спектаклями — Алла Покровская, как и в «Мещанах» играющая здесь мать вымирающего семейства, Арину Петровну Головлеву. Поначалу и кажется, что она попала сюда из какого-то другого, сугубо реалистического спектакля, где покойники, как у Кирилла Серебренникова, не укладываются сами на смертное ложе и не вскакивают с него потом живчиками, не остаются среди живых и не продолжают выяснять с ними отношения, где не оживают зеркала и не мешается сон и явь, где смерть строго отличима от жизни. Героиня Аллы Покровской постепенно находит верный тон и во втором действии сливается с «животным» миром, отлично играя сцену проклятия. Но и весь спектакль в первом действии довольно долго петляет среди режиссерских решений и мотивов, из которых Кириллу Серебренникову, исправив несовершенства своей инсценировки Салтыкова-Щедрина, еще предстоит выбрать самые сильные, отказавшись от попутных и необязательных.

Главная тема, впрочем, определена и воплощена внятно. «Господа Головлевы» — история опустошения и «обезлюдевания» мира. Опустошителем и душителем всего живого, проводником зла остается Иудушка Головлев в исполнении Евгения Миронова.

Если говорить коротко, то господин Миронов играет Порфирия Петровича Головлева первым антихристом среди более мелких антихристинят. Режиссер остроумно придумывает своим персонажам целую извращенную систему крестных знамений. Иудушка «крестится» только сверху вниз, вертикально, как бы второпях пропуская горизонтальное движение перстов. Его наушница крысоподобная Улита (Мария Зорина) просто водит рукой наискосок груди, от плеча к талии. Сынки Петенька и Володенька (Юрий Чурсин и Сергей Медведев) вообще чертят пальцами в воздухе некие геометрические фигуры, а беременная от барина разбитная крестьянка Евпраксеюшка (Юлия Чебакова) просто осеняет кругами раздувшийся живот. Сживает окружающих со свету Иудушка тщательно, но без мерзких гротесков, хотя оборотень нет-нет да и проглянет во вкрадчивом, аккуратном мироновском Головлеве. Замечательно решена сцена смерти Арины Петровны: сынок раскладывает на полуопрокинутом письменном столе вещи покойницы, а потом накидывает их на себя, повязывает голову старушечьим платком, берет в руку матушкину палку — и точно превращается в карикатуру на покойную мать, таким образом празднуя свою окончательную упыриную победу.

Евгений Миронов играет в Иудушке и более существенную карикатуру — сдержанную пародию на своего телевизионного князя Мышкина. Воплотив на экране русское юродство в его просветленном варианте, актер предлагает на сцене, так сказать, затемненный вариант эксклюзивного национального феномена. Еще один классический персонаж, родство с которым узнается в Иудушке Миронова, это гоголевский Плюшкин. Тему метафизического зла, которую несет в себе Головлев, в середине второго действия Кирилл Серебренников решает усилить еще и чисто бытовым грехом, то есть скопидомством героя. Роящиеся в Иудушкиной голове цифры возможных доходов начинают мелькать видеопроекциями, а вот и он сам подбирает крошки со стола и припрятывает маленький кусочек хлеба, только что вроде бы выделенный проголодавшейся племяннице Анниньке.

Когда Евгения Добровольская начинает свою лучшую сцену, в которой играет почти что аллегорию совести, мироновского Иудушки на самом деле уже нет в живых. Но не ждите ощущения совершившегося возмездия: лучший современный русский артист Евгений Миронов в лучших традициях русского театра становится адвокатом своего омерзительного героя. Начало спектакля Кирилла Серебренникова обещает, что мрак на сцене будет только сгущаться, доходя до невыносимых, мучительных концентраций. Но Миронов играет так, что часто ловишь себя на мысли: а ведь есть в иудушкиных словах какая-то правота и логика. И чем больше таких моментов, тем страшнее, крупнее и сложнее становится вроде бы просчитываемый заранее мироновский Головлев. Когда в финале длинного спектакля он ложится в мерзлую землю — падает куда-то среди наваленных белых мешков, накрывается белым и сливается с пейзажем забвения, с удивлением чувствуешь жалость. Но к кому именно, сразу и не поймешь.
Пресса
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Создатель объяснил зеленый цвет памятника Олегу Табакову, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2021
Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
В метро запустили мхатовский поезд, Виктор Борзенко, Театрал, 5.11.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004