Художественное руководство и дирекцияРуслан Кулухов Ляйсан Мишарина Артемий Харлашко Евгений Зубов Вячеслав Авдеев Наталья Перегудова Альфия Васенина Алексей Чирков Константин Шихалев Екатерина Капустина Творческая частьМедиацентрАнастасия Казьмина Дарья Зиновьева Александра Машукова Татьяна Казакова Наталья Бойко Олег Черноус Алексей Шемятовский Репертуарная частьНаталья Беднова Олеся Сурина Виктория Иванова Наталья Марукова Людмила Калеушева Алёна Соколова Служба главного администратораСветлана Бугаева Анна Исупова Илья Колязин Дмитрий Ежаков Дмитрий Прокофьев Отдел проектной и гастрольной деятельностиАнастасия Абрамова Инна Сачкова Отдел маркетинга и стратегического развитияЛилия Сидорова Мария Баженова Музыкальная частьОрганизационный отделОтдел кадровАнна Корчагина Отдел по правовой работеЕвгений Зубов Надежда Мотовилова Финансово-экономическое управлениеАльфия Васенина Ирина Ерина Елена Гусева Административно-хозяйственный отделМарина Щипакова Татьяна Елисеева Сергей Суханов Людмила Бродская ЗдравпунктТатьяна Филиппова | «Чайка» опять полетелаРоман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001 Московский художественный театр имени Чехова возобновил спектакль «Чайка». Состав исполнителей в старой постановке Олега Ефремова изменился фактически полностью, поэтому можно говорить о премьере, причем о настоящей удаче МХАТа под руководством Олега Табакова.Олег Ефремов поставил эту «Чайку» больше двадцати лет назад. С тех пор актерский состав ее обновлялся не раз. Чеховский спектакль стал чем-то вроде теста на верность Художественному театру. Через «Чайку» в разные годы прошли почти все значительные актеры мхатовской труппы времен Ефремова: Смоктуновский и Евстигнеев, Невинный и Саввина, Вертинская и Лаврова, Попов и Калягин, Васильева и Вознесенская, Сергачев и Кашпур, Козак и Мягков, Ефремов-младший и Добровольская. Бывали такие составы, когда на сцене было просто физически тесно от выдающихся актеров своего времени. Когда они собирались вместе, сцена выглядела как парад звезд: в этих «сборных» не всегда соблюдался дух классической мхатовской ансамблевости, крупные актеры часто играли без оглядки на партнеров. Но спектакль был так поставлен Ефремовым, что в конце концов любая актерская индивидуальность находила в нем свое пристойное место. Ткань действия как бы обволакивала каждого и примиряла всех. Именно это качество старой ефремовской постановки служит залогом ее воспроизводимости. «Чайка» Ефремова, по правде говоря, и после премьеры не считалась шедевром. Естественно, не стала она таковым и теперь. Например, совершенно безнадежно устарела сценография Валерия Левенталя тюлевые портьеры, лирично ползающие вверх-вниз, уже давно никто не «носит». Но мизансценический и ритмический рисунки не разложились и не смазались (видимо, благодаря режиссеру возобновления Николаю Скорику). И это при том, что ефремовская «Чайка» лишена внятной концепции. В ней есть общее настроение, есть приличествующий чеховской традиции спектр эмоций, но нет ведущей идеи и отчетливых смысловых приоритетов. В любом другом театре подобный спектакль смотрелся бы вызывающе старомодным и был бы справедливо осмеян как безнадежная архаика. Но главной пьесе главного театра страны (а именно таков статус «Чайки» во МХАТе, кто бы ее ни поставил) такая «объективность» совсем не претит. На ней не возбраняется скучать, но ее невозможно оспорить. Спектакль этот задуман так, что каждый актер отвечает в нем только за свою роль. Поэтому и актерскую игру следует не столько анализировать, сколько пробовать на вкус. Большинство из нового состава (а по сравнению с последней редакцией здесь почти все новички) со своими задачами справились. Ставка делалась прежде всего на четверку актеров «табакерцы» Евгений Миронов (Треплев), Марина Салакова (Заречная), Михаил Хомяков (Тригорин) плюс мхатовка Евгения Добровольская (бывшая Нина, теперь Маша). Но реальность сместила приоритеты нового распределения ролей. Хомяков и Салакова пока не слишком преуспели. Зато заявила о себе старая мхатовская гвардия: Ирина Мирошниченко неожиданно остро и с юмором сыграла Аркадину, а Вячеслав Невинный, приглушив свои привычные комедийные краски, трогательного Сорина. Евгений Миронов сделал Треплева очень искренним: каждую чеховскую реплику он наполнил реальным оправданием. Евгения Добровольская вывела Машу чуть ли не в главные героини. Словом, групповой портрет мхатовской «Чайки» в очередной раз переписан и перекомпонован. Ефремовский спектакль по-прежнему кончается на ноте мистической безнадежности повтором монолога Нины Заречной и словами «а до тех пор ужас, ужас, ужас». Но сам проект надо занести в безусловный актив Олега Табакова. Он убил сразу двух малосовместимых зайцев: обозначил верность памяти Ефремова и усилил столь важную для нынешнего худрука кассовость мхатовской афиши, не дав консерваторам ни одного повода для обид. Пресса Юрий Башмет и артисты МХТ им. Чехова рассказали историю театра с помощью музыки, Максим Васюнов, Российская газета, 3.02.2024 Легендарный МХТ им. Чехова: музыка 125-летней истории, Елена Алексеева, Ревизор.ru, 2.02.2024 Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023 Режиссер МХТ имени Чехова провел занятия для будущих артистов в Ашхабаде, видеосюжет телеканала «Мир 24», 10.12.2022 В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022 Вечер памяти Олега Ефремова к 95-летию со дня его рождения прошел в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2022 Николай Скорик: «В конце жизни Ефремов вообще не хотел уходить из театра», Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2022 Видеозапись встречи Николая Скорика со студентами Школы-студии МХАТ (12 июня 2022 года), Медиацентр МХТ, 22.07.2022 Дюжев, Пегова, Верник: в МХТ имени Чехова вручили памятных «Чаек». Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 26.10.2021 В Химках провели творческую встречу с помощником худрука МХТ, видеосюжет телеканала «Химки TV», 5.03.2021 Николай Скорик: «Навсегда помнить хорошее редкая черта в наше время», Анастасия Попова, Известия, 11.09.2020 75 лет режиссеру и педагогу Николаю Скорику, телеканал «Культура», 11.09.2020 Режиссёр и педагог Николай Скорик отмечает юбилей, Театрал, 11.09.2020 Николай Скорик: «Ефремов хотел, чтобы я был рядом», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.09.2020 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Как в МХТ отметили юбилей Олега Ефремова, Валерия Новокрещенова, Театрон, 3.11.2017 «Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017 Непостижимый Олег Ефремов, Зоя Игумнова, Известия, 2.10.2017 Юбилейным вечером «Наш Ефремов» друзья и коллеги отметили 90 лет со дня рождения актера, видеосюжет телеканала «Культура», 2.10.2017 В Художественном театре им. Чехова пройдет вечер «Наш Ефремов», РИА Новости, 1.10.2017 В Кремле и театрах Москвы отметят 90-летие со дня рождения Олега Ефремова, Ольга Свистунова, ТАСС, 1.10.2017 Фестиваль «Театральное Прихоперье» продолжает свою работу, ГТРК «Саратов», 8.09.2017 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Вручение памятных знаков «Чайка». Фоторепортаж Михаила Ветлова, GeoPro, 1.11.2016 В МХТ имени Чехова вручили «Чайки». Фоторепортаж Ильи Золкина, Культура двух столиц, 28.10.2016 Юбилейный вечер Николая Скорика, Полина Тихонова, 6.10.2015 Олег Табаков открыл театральный сезон и памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 5.09.2014 Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011 Режиссеру Николаю Скорику 65!, видеосюжет телеканала «Культура», 13.09.2010 31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005 Документальный фильм «Дом Актёра. По долгу памяти. Софья Пилявская», телеканал «Театр», 2002 Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001 «Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001 Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001 «Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001 |