«Чайка». Московский Художественный театр. Основная сцена. Режиссёр Константин Хабенский

Никита Балашов, Ревизор.ru, 5.12.2024
Спектакль начался с песни Леонида Федорова. И это хорошо. Ну, есть у меня слабость к группе «АукцЫон». Не верю я, что режиссёр, который использует песни Федорова, поставит плохой спектакль.

И, конечно же, я не ошибся. И в очередной раз убедился в том, что музыка Федорова – на все времена.

Если называть постановку одним словом, то я подобрал бы «сбалансированность». Спектакль действительно представляет собой золотую середину решительно во всем. Начиная с подбора актеров. Тут есть и звезды, известные всей стране: Игорь Верник (Дорн), Анатолий Кот (Сорин). Есть тут и молодые актеры: Софья Шидловская (Нина Заречная), Илья Козырев (Треплев). Ну, а про то, что Кристина Бабушкина (Аркадина) является украшением любого спектакля – и говорить не стоит. Это аксиома. При этом приятно, что именитые актеры не тянут «одеяло на себя». Каждый имеет возможность раскрыться, у каждого свой, четко проработанный образ. Мы видим действительно интересный и цельный актерский ансамбль.

Кроме этого, спектакль отлично сбалансирован и по режиссёрской концепции. Константину Хабенскому удалось сделать, с одной стороны, простой спектакль, с другой – достаточно символичный. Вроде бы все понятно, вроде бы все строго по классике. Но при этом достаточное количество образов, символов, которые присутствуют в каждой мизансцене, но на них не делается акцент.

Стоит ли идти туда со школьниками? Да! Опять же четко подобран баланс для зрителей разных поколений. И взрослые, и школьники – поймут. И школьникам будет смотреть спектакль интересно. Несмотря на то, что он идёт три с половиной часа – он вовсе не затянут. Нет ни пустот, ни ненужных пауз.

То есть кто хочет Чехова «таким, каким он должен быть» – пусть смотрит с этой точки зрения. Кому нужны режиссерские находки, символы, подтекст – тоже найдется, чем заняться. Все это присутствует в каждой сцене, но крайне ненавязчиво. Отдельный респект режиссеру за тонкое обыгрывание МХТовского символа «Чайки» на занавесе. Тонко, красиво, к месту.

Можно в данном случае достаточно долго обсуждать те или иные режиссерские находки, соглашаться или не соглашаться с ними. Наиболее спорным для зрителя персонажем в данном случае является Тригорин (Андрей Максимов). Во-первых – внешне и по манере одеваться уж слишком актер похож на Маяковского, а во вторых – Андрей Максимов (Тригорин) и Илья Козырев (Треплев) почти ровесники (разница в возрасте всего четыре года), что добавляет определенной пикантности. Во всяком случае, именно эту тему обсуждали зрители в антракте. Лично меня этот момент не напряг вовсе. Главное, что созданы образы, и в обоих случаях они получились. Ну, а кому сколько лет, уже не так важно.

Единственный упрек, который я мог бы адресовать Константину Хабенскому, заключается в том, что для одной из сцен он взял песню «Конь унес любимого» в варианте, где поёт исключительно Федоров. В то время, как в оригинале это дуэт Федорова и Хвостенко. По-моему, в оригинальном варианте звучало бы лучше и глубже и грубоватый голос Хвоста добавил бы дополнительных красок. Но это так, мелочь, актуальная скорее для любителей музыки, нежели театра.

В общем, режиссёрский дебют худрука МХТ однозначно удался. Ждем продолжения. 

Оригинал статьи
Пресса
Сюда идут… Кушать подано…, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 5.12.2024
Птица неопределенного времени, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.12.2024
Константин Хабенский посвятил новую «Чайку» женщинам в своей жизни, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 30.11.2024
Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
«Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
Скоро премьера: «Чайка» Константина Хабенского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 22.11.2024
«Чайку» в постановке Хабенского покажут в МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 2.11.2024