МХТ им. Чехова начинает «Большие гастроли» в КрасноярскеИнга Бугулова, Российская газета, 19.11.2024 МХТ имени Чехова отправился на «Большие гастроли» в Красноярск с 20 по 23 ноября он сыграет «Сирано де Бержерак» в постановке Егора Перегудова и «Чрево» Андрея Гончарова. А накануне «РГ» побеседовала с артистом МХТ и ректором Школы-студии МХАТ Игорем Золотовицким. «Сирано де Бержерак» постановка, «заряженная» молодежью. Егор Перегудов сочинял его со студентами Школы-студии МХАТ. Насколько вам комфортно на сцене со своими учениками? Игорь Золотовицкий: Я считаю нашего «Сирано» событием. И по реакции зрителей, и по ажиотажу вокруг премьеры Егор сумел, не меняя текста и времени, сделать пьесу Ростана сегодняшней. В том числе благодаря молодежи. Получился синтетический спектакль много музыки, хореографии. Это само просилось, ведь Роксана выступала перед публикой, а Сирано поэт. В результате известный сюжет соединился с фантазией молодых артистов. Ребята сами писали музыку, стихи к спектаклю и удивительно, как все это сочетается с Ростаном! Это тот случай, когда действительно трудно переоценить молодежь. И для любого учителя счастье заниматься любимым делом вместе с учениками. Когда они с тобой в одном ряду. Вы играете Графа де Гиша. Что это за персонаж он негодяй, или его можно если не оправдать, то понять? Игорь Золотовицкий: Граф де Гиш классический персонаж. Как Фамусов в «Горе от ума» он положительный или отрицательный? Во всех классических текстах есть свой «де Гиш», который поворачивает судьбы героев в другую сторону. В нашем случае ревнуя Роксану, отправляет Сирано и Кристиана на верную смерть. С другой стороны, в последнем акте он понимает свою вину и раскаивается. Мне нравится сцена в финале, где де Гиш говорит: если бы я встретил Сирано, я бы пожал ему руку. Он же предупреждает его о готовящемся покушении. Значит, что-то человеческое в нем осталось. И я благодарен Егору за то, что мы придумали разнопланового человека. Поэтому я роль де Гиша люблю. Да и костюм, по-моему, на мне очень красиво сидит! В прошлом году МХТ отметил 125-летие. Что это за пространство сегодня? И какие традиции остаются неизменными? Игорь Золотовицкий: Что главное в Художественном театре придумали его прародители? Рассказать про человека что-то такое, чего зритель не знал. Послать такой месседж в зал, чтобы люди задумались, чтобы тревога чуть-чуть ушла, или, наоборот, они были взволнованы. Назовем это традицией. Конечно, каждому театру нужен контакт сцены и зала. Но для МХТ это всегда было первично. Станиславский с Немировичем-Данченко в принципе поменяли интонацию в театре, сам способ существования актера. Это они сказали, что со сцены можно не декламировать, а говорить нормальным языком. Можно повернуться спиной к зрителю, и будет понятно, какая у тебя эмоция. Профессию режиссера тоже придумали они, до них спектакли ставил хороший актер или антрепренер. И мне кажется, что наша миссия в том, чтобы сберечь это пространство. Ведь оно иногда принимает людей, а иногда отталкивает. А чтобы не оттолкнуло, надо какую-то химию найти, соединиться с ним. Понятно, что поменялись времена, что мы другие и способ существования на сцене другой, но все равно главное человек. Главное, чтобы слово доходило до зрителя. Школе-студии МХАТ, которой вы руководите, тоже недавно исполнилось 80 лет Игорь Золотовицкий: Все мои слова относятся и к Школе-студии. Она открылась в 1943 году! Еще непонятно было, когда и как закончится война, а уже выпущено постановление правительства о наборе в творческий вуз. Даже в такое время понимали: театр и его пополнение молодой кровью очень важно. И нам сегодня важно об этом думать! И Олег Павлович Табаков, и Анатолий Миронович Смелянский, мои предшественники на посту ректора, всегда говорили: профессиям мы постараемся научить, но важнее научить думать, про что эта профессия. Отсюда выходили такие прекрасные поколения. И мои учителя, старшие товарищи, некоторых, к сожалению, уже нет. Я говорю про Романа Козака, про Дмитрия Брусникина, без которых мне, признаюсь, плохо. И все мы попали во времена Олега Ефремова, это он нас пригласил во МХАТ. А уж Олег Николаевич был такой пропагандист Художественного театра настоящего, живого Нельзя не вспомнить Олега Табакова, Галину Волчек, а в 60-е годы Школа-студия выпустила курс, где все стали народными артистами! И конечно, хочется с этим поколением сравняться, хоть немного к нему подтянуться. Можно услышать, что артисты «мельчают», таких мастеров уже «не делают». Почему? Мы стали другими? Игорь Золотовицкий: Время поменялось. Скорость информации увеличивается с каждым днем. Мы информацию добывали в книгах, теперь это одно нажатие кнопки. Это меняет искусство вообще, не только театр. Театр как раз должен быть немножко консервативен, архаичен. Ему предрекали смерть еще в начале ХХ века, как только появился паровоз на экране у братьев Люмьер. Потом с появлением телевизора, позже компьютера. Но я всегда повторяю фразу Камы Гинкаса: ничего нет чудеснее, когда от живого к живому. Когда видишь перед собой живого человека и вдруг рождается совместная эмоция. Это такое волшебство! Подделка невозможна. И вот сохранить это чудо, мне кажется, у нас все-таки получается. У нас талантливые выпускники, и мы очень ими гордимся. МХТ им. Чехова уже не первый раз ездит на «Большие гастроли». И в России, и за границей. Обычные гастроли МХТ отличаются от «Больших гастролей»? Игорь Золотовицкий: Любые гастроли в наши дни прекрасны. «Большие гастроли» замечательная программа, потому что театр вне гастрольной жизни неполноценен. Кстати, и студенческие дипломные спектакли попадают в эту программу! Это очень важно. В прошлом году наши ребята были в Новосибирске, в этом в Южно-Сахалинске, а в следующем встретятся со зрителями Казани. Вы не представляете, какая радость для профессионалов и для зрителей приезд в регион большого известного театра. А Красноярск я обожаю, это очень театральный город. Поэтому и мы ждем встречи со зрителем с нетерпением. Оригинал статьи Пресса В Красноярске при полном аншлаге начались гастроли МХТ им. А. П. Чехова, newslab.ru, 21.11.2024 Московский Художественный театр имени А. П. Чехова привёз в Красноярск сразу два спектакля, видеосюжет ГТРК «Красноярск», 20.11.2024 МХТ им. Чехова начинает «Большие гастроли» в Красноярске, Инга Бугулова, Российская газета, 19.11.2024 Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023 Молодые и честные, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 17.08.2022 «Проклятые поэты», Татьяна Власова, Театрал, 21.05.2022 Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 Новый «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова: поэт, его Прекрасная дама и ужас войны, Елена Федоренко, Культура, 13.04.2022 Вдовьи слезы Паулины Андреевой. Репертуар МХТ им. Чехова снова пополнился «Сирано де Бержераком», Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.04.2022 МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022 В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022 На большие гастроли в Петербург МХТ привез звезд и нашумевшие спектакли, видеосюжет телекомпании НТВ, 25.03.2022 «И мы теперь враги два бывших побратима
», Анна Чепурнова, Труд, 25.03.2022 Подлецов насквозь я вижу зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022 Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022 МХТ имени Чехова представит свою версию пьесы «Сирано де Бержерак», BFM.ru, 20.03.2022 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2022 «Сирано де Бержерак». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 19.03.2022 Новое прочтение классики: чем удивит премьера поэтического спектакля «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.03.2022 На злобу дня: как дуэлянта Сирано сделали героем в МХТ, РИА «Новости», 19.03.2022 МХТ им. Чехова представит новую версию пьесы «Сирано де Бержерак», ТАСС, 19.03.2022 Егор Перегудов в программе Юлиана Макарова «Главная роль», видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2022 |