МХТ им. Чехова открыл сезон «Самоубийцей» в постановке Николая Рощина

Инга Бугулова, Российская газета, 6.09.2024
Новый сезон в МХТ им. Чехова открыли премьерой «Самоубийцы» по одноименной пьесе Николая Эрдмана. Этим спектаклем мхатовцы, можно сказать, укрепили свои связи с Александринским театром — ежегодно две труппы по весне обмениваются большими гастролями, а теперь многолетняя дружба обрела черты совместной постановки. Поставил «Самоубийцу» в Москве Николай Рощин, долгое время бывший главным режиссером Александринки (и он будет снова ставить там в новом сезоне), а главную роль сыграл Иван Волков, занятый в ряде спектаклей петербургского театра. Он, кстати, выступил и в качестве композитора.

К пьесам Николая Эрдмана (а их всего ничего) театры в последнее время обращаются наперебой — словно соревнуясь: кто лучше поставит. Премьеры и «Мандата», и «Самоубийцы» идут сегодня сразу на нескольких столичных сценах, но у Художественного театра есть свой повод вспомнить об этом материале.

А история, по воспоминаниям очевидцев, была такой. Когда в 1931 году Эрдман читал Станиславскому свою пьесу с невеселым названием «Самоубийца», Константин Сергеевич хохотал до слез и восклицал: «Гоголь! Гоголь!». Он был так вдохновлен, что просил разрешения на постановку напрямую у Сталина — в тот момент пьеса была под цензурным запретом. Именно с этого письма, набираемого на печатной машинке, и начинается спектакль Николая Рощина. В нем Станиславский называет «Самоубийцу» «одним из значительнейших произведений нашей эпохи», просит Сталина лично посмотреть на то, что получается у мхатовцев в процессе репетиций, и дать добро на выпуск спектакля. Над премьерой в Художественном театре работали полгода, но до премьеры дело тогда так и не дошло. Спустя почти век театр предпринял вторую попытку. Но и тут без препон — никак.

«Пьеса „Самоубийца“ настолько интересна, что у всех режиссеров на нее свой взгляд, а хороших попыток поставить ее практически нет, — говорит Николай Рощин. — Текст Эрдмана очень привлекателен, читать его смешно, но сделать это также остроумно и весело на сцене практически невозможно. Он манок, но отчаянно не дается и сопротивляется. Может быть, дело в том, что писал Эрдман под труппу Мейерхольда — для конкретных артистов и конкретного сценического пространства. Честно говоря, поэтому и жанр спектакля мы так и не определили: он начинается с грубой черной комедии, а вырастает в трагедию».

Режиссер отмечает: «Самоубийца» писался на злобу дня, но в премьере МХТ социальную и политическую составляющую увели на второй план («она не настолько актуальна, время сейчас сложнее, чем тогда»), а на первый — вывели историю человека и слома личности. Главный герой Подсекальников ссорится с женой по анекдотичному поводу — из-за ливерной колбасы, а в итоге решает свести счеты с жизнью. Жена с тещей пытаются его отговорить, но многим его смерть оказывается на руку — в предсмертной записке каждый просит указать причиной то, что выгодно ему…

Сценографию к спектаклю Николай Рощин придумал сам — говорит, что вдохновлялся первым мавзолеем Ленина, который был поначалу деревянным. Из досок, низкое, безвоздушное, темное и жилище Подсекальникова и его соседей. Атмосфера 20-30 годов ХХ века дополняется музыкой живого духового оркестра — словно из немых фильмов тех лет. В какой-то момент прямо на зрителя из глубины сцены движется длинный стол — за ним все те, кто собрался проводить живого еще пока Подсекальникова в последний путь и подбодрить напутствиями. Чем дело кончится? Прозвучит ли роковой выстрел в назначенный час? Интригу раскрывать не будем.

«Это история человека, доведенного до отчаяния, — уверен Иван Волков. — Текст Эрдмана очень напоминает Маяковского, он вычурный и гротескный, „проболтать“ его невозможно — это дает выучку и дисциплину. Ошибочно анонсировать наш спектакль как „комедия“. Это и она, и не она вовсе. Тут очень важно найти верную грань».

Спектакль Николая Рощина входит в число премьер, посвященных 125-летию МХТ. А ближайшие показы теперь 18 сентября и в октябре.

Кстати

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне в МХТ выйдет спектакль по киносценарию Константина Симонова «Двадцать дней без войны», режиссер — Марина Брусникина.

«Весной также состоится еще одна премьера театрального проекта на сторонней, но дружественной нам площадке. Это будет не совсем обычный формат. Я пока потомлю всех вас интригой. Сейчас скажу лишь, что готовлю маленькую, может быть, выходящую из-под контроля театральную сенсацию. Название проекта — „Жил. Был. Дом“», — рассказал Константин Хабенский. 

Тем временем

Во вторник, 10 сентября, мхатовцы отправятся на гастроли на Байконур, где будет представлен литературный вечер в постановке Марины Брусникиной под названием «Человек» из цикла «Круг чтения». Это уже традиция МХТ — играть спектакли, провожая отряд космонавтов на орбиту.

«Программа „Человек“ посвящена парадоксам, связанным с этим словом, поискам ответов на вопросы „Кто мы? Зачем мы? Почему мы?“. Когда я делала сценарий, то обнаружила невероятное количество интереснейшего материала, и сейчас, читая эти тексты, вдумываясь в них, произнося их вслух, мы не перестаем удивляться, как точно, как талантливо поэты и писатели пытаются сформулировать нас и наше предназначение на Земле», — отмечает Марина Брусникина.

Выступят артисты МХТ — Ирина Пегова, Кристина Бабушкина, Виктор Хориняк, Ольга Литвинова, Алена Хованская, Павел Ващилин, Валерий Трошин, Дмитрий Сумин, Алексей Красненков.

Зрителями литературно-музыкального вечера станут жители города Байконур, а также сотрудники космодрома. 11 сентября коллектив МХТ увидит старт пилотируемого корабля «Союз МС-26».

Оригинал статьи
Пресса
Режиссер Николай Рощин – о спектакле «Самоубийца», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.09.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
История с «Самоубийцей», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.08.2024