«Дядя Ваня»: Многоликое одиночество в МХТ имени ЧеховаИнесе Понелис, КиноРепортер, 21.03.2023 Классическая пьеса А. П. Чехова «Дядя Ваня», переработанная из комедии «Леший», стала одной из первых постановок в МХТ. В 1899 году, еще при жизни писателя, ее адаптировали для сцены Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. А премьера спектакля в 2023-м приурочена к 125-летнему юбилею Художественного театра. Рассказываем, как выглядит «Дядя Ваня» в постановке Дениса Азарова, и выясняем, изменилось ли что-то в человеческих страданиях за минувшие 100 с лишним лет.Просторная веранда в поместье Войницких-Серебряковых. Врач-эколог Астров сидит в гостях и жалуется чужой нянечке на жизнь. Уже не первый час дымит самовар: время обеда, а дома пусто – и лишь непрошеный гость создает ощущение, что тут еще кто-то живет. Когда-то имение принадлежало первой, ныне покойной жене профессора Серебрякова, и семья знала светлые времена. Теперь же здесь – тоска и одиночество. Пока старый вдовец докучает домочадцам жалобами на здоровье, Иван Войницкий (дядя Ваня) – брат его умершей супруги – из зависти ругает зятя на чем свет стоит. Матушка Мария Васильевна Войницкая не обращает внимания на дрязги, закапываясь в работы профессора об искусстве. Его молодая жена Елена Андреевна не может найти себе места от скуки и не спешит опровергать слухи о замужестве по расчету. А Соня, дочь Серебрякова от первого брака и племянница дяди Вани, продолжает надеяться на светлое будущее, хотя уже давно безответно влюблена в доктора Астрова. Большая сцена заполнена воздухом, звучит легкая музыка, деревянная веранда пронизана лучами солнца, но никакого тепла вы здесь не найдете. В одном углу ведутся застольные споры о спасении леса. В другом – самозабвенно (и бессмысленно) предается искусству Мария Васильевна. Комедийности добавляет нелепый танцевальный ансамбль, который всюду следует за ней, но ни слова не понимает и вытворяет комично-трагичные па на радость зрителю. Но режиссер Денис Азаров с каждым актом будто намеренно увеличивает расстояние между персонажами. И постоянно что-то происходит: герои не покидают сцены и не замолкают, а отчуждение от этого все сильнее. Всеобщая тоска заполняет сценическое пространство – с легкостью, присущей разве что летнему ветру, которому нет места в имении Серебрякова. «Душно мне», – ноет профессор. Душно всем, и как бы откровенны друг с другом ни были заскучавшие члены семьи, какими бы уютными со стороны ни казались их посиделки за деревянным столом – приговор окончателен. Одиночество. Несмотря на название произведения, главный герой – не дядя Ваня конкретно, а каждый отдельно взятый персонаж. Дядя Ваня оказался собирательным образом тотальной неудовлетворенности и беспросветного сожаления. Спектакль трансформируется из комедии в трагедию незаметно, как осень сменяет лето. В семье еще холоднее: отношения накаляются, недопонимание зашкаливает, больше никто никого не слышит и не слушает. Чтобы привлечь к себе внимание, дядя Ваня пьет, Астров прилюдно сбривает усы, юная София готова сбросить накидку и предстать в ночной рубашке перед объектом любви, а скучающая на качелях Елена не сопротивляется знакам внимания, которыми ее осыпают все мужчины в доме. В противовес разобщенности персонажей в сценографии Николая Симонова все предметы, даже опилки на полу, включены в происходящее. Деревянные декорации демонстрируют дом, распахнутый деревенскому лету: сложно понять, происходит ли действие внутри или же где-то в лесу. Даже опускающийся занавес представляет собой лес, озаренный медленно заходящим солнцем. И когда над сценой вдруг повисает три луны, состояние героев становится еще понятнее: у каждого своя ночь, свое лето и своя печаль. То же касается актерского состава. Негромкие диалоги, уместные ужимки, безобидные шутки – перед нами живые люди, которые покинули страницы пьесы и зажили отдельно от нее, ссылаясь в разговорах на Островского и отшучиваясь по Гоголю. Создается ощущение, что всех их ты уже не раз встречал. Быть может, в дачном поселке по соседству, где летние чаепития заканчиваются песнями и стенаниями? Или просто похожие переживания могут быть близки любому. Независимо от того, носит ли он имя Ваня. Дядя Ваня в исполнении Сергея Епишева – воплощение дискомфорта даже на физическом уровне. Ему неуютно в поместье сестры, неуютно даже с самим собой. Оттого он и просит: «Помирите меня с самим собою». Но разве может ему хоть кто-то помочь, если у всех та же проблема? Именно он первым осознает, что пал жертвой неверного выбора, что упустил в свое время шанс, и теперь жизнь уже слишком далека от той, которой он желал. Поэтому отчаяние настигает Войницкого в первую очередь: он хватает ружье и спускает курок. Целится ли он в семью или хочет отыграться на своей боли – не так важно: «чеховское ружье» всегда указывает на того, кто стреляет, а не на мишень. Еще немного, и за оружием по очереди потянулись бы все персонажи. Следующим бы стал Астров в исполнении Павла Чинарева, энергичный и смелый, но одинокий и ужасно уставший. Больной и тоскующий без города профессор Серебряков, сыгранный Авангардом Леонтьевым, – и тот бы схватился за ружье: ведь в семье его всерьез воспринимает лишь теща Мария Васильевна (Дарья Юрская). Но и она держится в стороне, вечно пребывая под дурманящими чарами сложных слов о сложном искусстве. Нельзя надеяться и на Соню (Дарья Трухина) с Еленой (Светлана Колпакова) – скучающих недолюбленных женщин, чья молодость проходит мимо и зря. Члены этой большой несчастной семьи живут в своих воображаемых мирах. Даже если эмоциональный дядя Ваня расшевелит всех откровением об ушедшей юности, вскоре круги на воде сойдут на нет. Недаром в последнем акте, словно на похороны семейного очага, герои являются в черном, а Соня произносит практически надгробную речь о загробной жизни. Ближайший показ спектакля «Дядя Ваня» состоится 23 марта. Оригинал Пресса Видеоверсия спектакля «Дядя Ваня» (режиссёр Денис Азаров), Культура.РФ, 26.04.2024 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 «Дядя Ваня» в МХТ им. Чехова: «Когда нет настоящей жизни, проживу миражами», Елена Вилле, Мир 24, 19.05.2023 Крупным планом: Светлана Колпакова в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 19.04.2023 МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023 Во МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня»: кадры с пресс-показа, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 22.03.2023 Прислуга в пачках говорит на французском: новое видение чеховского «Дяди Вани», видеосюжет Пятого канала, 22.03.2023 «Дядя Ваня»: Многоликое одиночество в МХТ имени Чехова, Инесе Понелис, КиноРепортер, 21.03.2023 «Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023 «Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023 «Дядя Ваня» в версии Дениса Азарова на сцене МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2023 Второстепенные люди: в МХТ имени Чехова поставили «Дядю Ваню», Зоя Игумнова, Известия, 20.03.2023 Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023 В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023 Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023 МХТ показал первый спектакль к 125-летию театра, РИА Новости“, 18.03.2023 Сергей Епишев, Павел Чинарев, Авангард Леонтьев волею случая оказались на одной сцене, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.03.2023 Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023 Создание костюмов к спектаклю «Дядя Ваня». Видеоэссе с участием Светланы Колпаковой и Марии Даниловой, Медиацентр МХТ, 13.03.2023 Денис Азаров представил пьесу «Дядя Ваня» Московском Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 10.03.2023 Светлана Колпакова: «Елена Андреевна это роль на вырост», Александра Машукова, Ok!, 9.03.2023 |