Ирина Комиссарова: «Это было какое-то наитие»

Александра Машукова, 6.03.2020
«Чайка» Оскараса Коршуноваса в МХТ имени А. П. Чехова – эффектный спектакль. Сценографию к нему придумали сам режиссер и молодой театральный художник Ирина Комиссарова. Для Ирины это третья работа с Коршуновасом: первым их совместным проектом стал «Русский роман» по пьесе Марюса Ивашкявичюса в Русском драматическом театре Вильнюса, вторым – «Скользящая Люче» в Городском театре Оскараса Коршуноваса. В Литве Ирина живет девять лет, там она нашла себя как художник. 

Путь к профессии для меня начался именно с «Чайки». Я училась в Институте современного искусства по специальности «дизайн интерьера и окружающей среды», но разочаровавшись в этой профессии, начала задумываться, что бы еще мне могло подойти. На втором курсе посмотрела спектакль, который очень в меня попал. Это был «Молодец» по поэме Марины Цветаевой, постановка Владимира Панкова в Театре Наций: то, как соединялись там театр, музыка и поэзия, произвело на меня огромное впечатление. В какой-то момент я поняла, что хочу двигаться в сторону театра. Летом 2009 года я пошла в книжный магазин «Москва» и купила сборник пьес Чехова. Начала с «Чайки». Конечно, я читала пьесу и в школе, но тут было чувство, что вот оно – все сошлось в нужном месте и в нужное время.

То, насколько «Чайка» важна для Художественного театра, я начала осознавать уже в процессе работы над нашим спектаклем. Знаю, что последняя «Чайка» шла во МХАТе много лет, но я ее не застала, а смотреть видеозаписи постановок я не люблю.

Как я, московская девочка, оказалась в Литве? Я влюбилась в литовский театр. Решив что-то получше понять про этот вид искусства, я устроилась на общественных началах ассистентом пресс-атташе Театра Наций Юлии Гирбы, работала на фестивале NET, где в первые же дни увидела постановку Оскараса Коршуноваса «Гамлет», которую привезли на фестиваль. Затем в Театре Наций выпускался спектакль Эймутаса Някрошюса «Калигула». После этих двух спектаклей я поняла, что мне надо в Вильнюс. Было в этом что-то магическое.

Я кардинально изменила свою жизнь – уехала в Литву и поступила в Вильнюсскую академию художеств. Это было какое-то наитие, я просто доверилась своему внутреннему голосу. Пришла в Академию, где никого не знала, и спросила: «А где у вас тут иностранных студентов принимают?» Полгода ходила на занятия кафедры монументальной живописи и сценографии в качестве вольнослушателя, в итоге оформила официальный перевод в Академию. Кафедру, на которой я училась, основал Стасис Ушинскас, который был не только выдающимся сценографом, но и уникальным витражистом. Впоследствии кафедра воспитала многих известных художников, например, Адомаса Яцовскиса, знакомого московскому зрителю по работам с Римасом Туминасом. Яцовскис и у нас тоже преподавал. Вильнюсская академия художеств – невероятно интересное место, которое раскрывает твой внутренний потенциал. Там гораздо больше свободы в обучении, чем в Москве, много возможностей отходить от основного курса, постоянно что-то пробовать, экспериментировать, искать себя. Мыслить шире.

Оскараса Коршуноваса я могу сравнить разве что с рок-н-ролльщиком. Он не привязан к каким-то правилам. Может себе позволить пригласить на постановку и молодого сценографа. Он не из тех режиссеров, что существуют в закрытом пространстве уже сложившихся отношений. Когда Оскарас искал художника на спектакль «Русский роман», и мы с ним встретились, решение он принял очень быстро. Просто сказал: «Давай, иди работай!»

Оскарас – из тех режиссеров, которые четко понимают, что именно им надо. Он дает конкретные задачи и нужен художник, который вовремя подхватит и оформит его мысли. Но при четко заданном векторе всегда есть возможность прийти со своими идеями. Мне нравится, когда режиссер понимает, чего он хочет и прямо говорит об этом. В этом случае нет хаоса. Вообще я предпочитаю, чтобы в спектаклях на первом плане была режиссура и артисты, а не сценография. Все остальное должно им помогать и ни в коем случае не мешать. Это наш путь.

Мне наиболее близки и интересны проекты без сценографа в его традиционном понимании.  Перформансы Ромео Кастелуччи, Яна Фабра. Синтетические действа, где режиссер одновременно и создатель визуального образа происходящего. При этом я всегда с большим интересом и даже восторгом наблюдаю работу архитекторов в театре. Для меня сценограф, имеющий архитектурное образование, – недостижимый идеал. Может быть, конечно, это больше о той части, которую не видит зритель, – о работе с цехами, с проектировкой спектакля. Но такие художники в театре для меня – всегда пример для подражания. 
2020
Иннокентий Смоктуновский: «Природа рождает нас богатыми», Светлана Новикова-Ганелина, Story, 27.06.2020
Олег Ефремов: На одном дыхании, Светлана Новикова-Ганелина, Story, 27.06.2020
Константин Хабенский пожертвует деньги с госпремии онкобольным детям, Анастасия Рышкова, Комсомольская правда, 24.06.2020
МХАТ в годы Великой Отечественной войны, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 22.06.2020
«Наш Иллюзион»: Ангелина Степанова, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 18.06.2020
Как Василий Качалов стал героем для московских гимназистов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.06.2020
Николай Чиндяйкин: «Жена вытащила меня из депрессии», Ирина Тульчинская, Мир новостей, 13.06.2020
«Наш Иллюзион»: Алексей Грибов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.06.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
Фильм-спектакль Михаила Козакова «Медная бабушка», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.06.2020
Василий Качалов: «Люблю как умею, как могу теперь», Мария Львова, Экран и сцена, 5.06.2020
«Наш иллюзион»: Борис Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.06.2020
Актриса Наталья Рогожкина: Мы все обречены быть бывшими, Дарья Пиотровская, Вечерняя Москва, 3.06.2020
МХТ покажет спектакли Виктора Рыжакова, Татьяна Власова, Театрал, 2.06.2020
Александр Молочников: «Пусть не останавливает возраст», Валерия Новокрещенова, Театрал, 27.05.2020
«Московский Художественный театр. Энергия места»: фасад, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 27.05.2020
Памяти Олега Ефремова: инфицировал других своей мечтой, Евгения Кузнецова, Московский комсомолец, 23.05.2020
Памяти Елены Майоровой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 23.05.2020
Польская Венера, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.05.2020
Это мой город: телеведущий Вадим Верник, Алина Комская, Москвич, 16.05.2020
«Художественный театр. Энергия места»: гардероб, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 15.05.2020
Спросите ведущего: Вадим Верник, телеканал «Культура», 11.05.2020
Как Алла Тарасова стала мамой для бойцов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 10.05.2020
Вечер-посвящение «Ваш А. Солженицын», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 8.05.2020
Актёры Победы. Анатолий Белый рассказывает о Владлене Давыдове, в рамках проекта Театрального музея имени А. А. Бахрушина, 8.05.2020
Быть Регистром, Александра Машукова, Экран и сцена, 7.05.2020
Мхатовцы на войне: поезд милосердия, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 7.05.2020
«Сидят и слушают бойцы»: фронтовые бригады МХАТа, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.05.2020
Хабенский станет первым гостем «Мхатовских пятниц»-онлайн, Наталья Лебедева, Российская газета, 5.05.2020
Как Москвин спас МХАТ летом 41-го, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 5.05.2020
О спектакле «Татуированная роза», Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 3.05.2020
Александр Бенуа: театральный роман, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.05.2020
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
«Художественный театр. История в фотографиях»: образ Ленина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020
О спектакле «Соло для часов с боем», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 27.04.2020
Марина Брусникина: «Нет ощущения, что наступила пауза», Валерия Новокрещенова, Театрал, 24.04.2020
МХТ объявил афишу онлайн-трансляций на неделю, Татьяна Власова, Театрал, 21.04.2020
Игорь Верник: «Мы можем прожить вторую жизнь», Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.04.2020
Анна — это ты, Ирина Пекарская, Startup, СТД РФ, 13.04.2020
Дарья Мороз: «Считаю себя честной стервой», Анна Позина, Известия, 8.04.2020
Солнечный удар, Вадим Верник, Камергерский, 3, 6.04.2020
Театры закрываются не впервые, Виктор Борзенко, Театрал, 1.04.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
После революции, Мария Львова, Экран и сцена, 26.03.2020
Михаил Рахлин в проекте «Москвичи», Комитет Москвы по туризму, 21.03.2020
«Чайка» улетает в «Инстаграм», Анна Чепурнова, Труд, 20.03.2020
В Доме актёра прошёл вечер памяти Сергея Юрского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2020
Залётная птица, Татьяна Власова, Театрал, 16.03.2020
Сергей Юрский – неистовый в искусстве и в жизни, Павел Подкладов, Ревизор.ру, 16.03.2020
Игорь Верник: Внутренняя свобода не знает возраста, Елена Булова, Южные горизонты, 13.03.2020
В объятиях Аполлона, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 11.03.2020
Легендарная «Чайка» вернулась на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 11.03.2020
МХАТовцы поспорили о «Чайке», Александр Трегубов, Московский комсомолец, 10.03.2020
Фоторепортаж Владимира Постнова с Десятой Юбилейной премии «Фигаро», Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, 8.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Вот пуля пролетела и ага…, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 4.03.2020
Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020
Модная птица, Ирина Корнеева, Российская газета, 3.03.2020
Пять пудов ревности, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 2.03.2020
«Чайка» — премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
В МХТ имени Чехова открылась выставка «Чайка. Перезагрузка», видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2020
Коршуновас vs Станиславский, Ксения Данцигер, Экран и сцена, 27.02.2020
Интервью с Оскаросом Коршуновасом, видеосюжет телеканала «Культура», 27.02.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 26.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ под музыку The Prodigy, видеосюжет телекомпании НТВ, 26.02.2020
На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2020
Неактуальная война, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 9.02.2020
Игорь Верник сыграет Тригорина в новой «Чайке» литовского режиссера, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 6.02.2020
«Ангелы спят, когда черти дерутся», Елена Жатько, Театрон, 3.02.2020
МХТ записал видеопризнания в любви, Алёна Карцева, Театрал, 1.02.2020
Долгое прощание, Светлана Полякова, Экран и сцена, 30.01.2020
Как душа с телом расставалась, Алла Шевелева, Театральная афиша столицы, 24.01.2020
МХТ имени А. П. Чехова привёз в Екатеринбург спектакль «№ 13D», видеосюжет телеканала «Россия» («Вести. Урал»), 21.01.2020
В МХТ появится «Чайка» Коршуноваса, Виктор Борзенко, Театрал, 20.01.2020
МХТ имени Чехова привёз в Екатеринбург знаменитую постановку «№ 13D», видеосюжет Свердловского областного телевидения, 20.01.2020
За хвостом птицы-тройки, Ольга Фукс, Международный Институт Театра. Российский центр, 17.01.2020
Театр в 2020 году: 12 главных событий, Алла Шендерова, The City, 13.01.2020