Солнечный удар

Вадим Верник, Камергерский, 3, 6.04.2020
Чехов повлиял на жизнь Станислава ЛЮБШИНА буквально – перевернул ее, сделал другой. В театре, кино, на телевидении он сыграл, а точнее – прожил, самые разные судьбы чеховских героев. В феврале этого года в МХТ состоялась премьера спектакля «Чайка» режиссера Оскараса Коршуноваса, где Станислав Андреевич сыграл роль Сорина. Накануне премьеры с ним побеседовал Вадим ВЕРНИК. Интервью было опубликовано в первом, дебютном номере мхатовского журнала «Камергерский, 3».



– Станислав Андреевич, я знаю, что в молодости вы увидели во МХАТе спектакль «Три сестры» в постановке Немировича-Данченко и этот спектакль изменил вашу жизнь. Что же такое случилось?

– Начну издалека. В первый раз я встретился с Чеховым в школьном драматическом кружке. Была война. Мы жили в трудном районе – Владыкино.

– Тогда еще это Подмосковье было, наверное.

– Это была деревня. А в деревне церковь, на погосте которой похоронена Мария Николаевна Ермолова… Школьным драмкружком руководил артист из Театра имени Ленинского комсомола, — он ставил водевиль Чехова «Медведь». И доверил мне сыграть роль, на которую я по внешним данным не подходил — этого «медведя», Смирнова. Я учился в седьмом классе.

— То есть начинали вы с чеховской комедии-шутки.

— Тогда я еще не знал, что это комедия и что играть надо легко… А на зрителей больше не игра моя произвела впечатление, а мой первый выход на сцену. Все, кто смотрел спектакль, говорили: «Как здорово ты вышел!». А я не выходил на сцену — нервно выбегал, от ужаса, наверное. Спрашиваю: «А как дальше-то играл?». — «Не помню». Вот такой была моя первая встреча с Антоном Павловичем.

— Яркая встреча.

— Тогда же за пионерскую работу – я был звеньевым – мне дали билет в Театр транспорта, потом он стал называться Театром имени Гоголя. И я в первый раз в жизни попал в настоящий театр. Я даже взял по такому случаю у двоюродного брата яловые сапоги с подковами, на три размера больше: когда я в них шел, они громыхали. И вот сижу я где-то в середине зрительного зала, волнуюсь – театр для меня святое. Начинается сказка: «Прямо пойдешь — ужасно, налево — еще хуже, направо — лучше не ходи». Я смотрю, чувствую, что все это какая-то неправда.

— Неужели вы, будучи подростком, так остро почувствовали актерскую фальшь?

— Вот они-то — подростки — и чувствуют все. Я встал и во время действия вышел из зала. Шел и громыхал подковами, как солдат. Весь зрительный зал повернулся и начал смотреть на уходящего мальчишку — это, наверное, было самое интересное в спектакле. А я думал в ту минуту, что больше никогда не приду в театр… Через некоторое время, опять дают билет за пионерскую работу. Я отказываюсь. «Нет, — говорят, — это обязательно. Ты, как звеньевой, должен от нашей школы пойти во Дворец пионеров, там будут выступать артисты Малого театра». Ну мы с товарищем приехали, сидим, а я думаю, что сейчас опять неправда будет. И вдруг выходят на сцену Евдокия Турчанинова, Варвара Рыжова и Вера Пашенная…

— …легендарные актрисы Малого театра.

— Да! И говорят: «Здравствуйте, дети!» — так просто, по-человечески. Мы отвечаем: «Здравствуйте». Они платочки надели, на наших глазах в старушек превратились и сыграли сцену из пьесы Александра Островского. И так играли, что я плачу, друг плачет. Мне даже неудобно стало: что это мы плачем?.. А потом я оказался в Большом театре. У меня друг был в нашей деревне, а его приятель как-то был связан с Большим театром. И они меня позвали на «Евгения Онегина». А мне так нравился гениальный русский артист Сергей Яковлевич Лемешев! Я только по радио слышал, как он пел — чудо! И вот Лемешев появляется на сцене, зал аплодирует, а я чувствую, какая невероятная энергия от него исходит. У него, кроме божественного голоса, магия была, органика. Когда убили его Ленского, он упал — зал плачет, и я плачу. Еду после спектакля к себе в деревню и все думаю: «Что же я плакал-то? Вроде такое условное искусство — оперный театр». Потом я другу говорю: «Давай еще раз сходим?». И я шесть или семь раз Лемешева в Большом слушал. Знал весь его репертуар.

– Об актерской профессии тогда еще мыслей не было?

— Нет, конечно. Я учился в кислородно–сварочном техникуме. И так случилось, что я попал во МХАТ на «Три сестры». Это был 1954 год. Поднялся занавес, куда-то улетела чайка, и Ангелина Степанова, стоя спиной к зрительному залу, произнесла: «В Москву!». Со мной случился удар. Солнечный удар. Боже, это же как в жизни! Как эти люди говорят, что они чувствуют, какие великие артисты! Знаменитое наше трио: Клавдия Еланская, Ангелина Степанова, Алла Тарасова. Вершинина играл Михаил Болдуман, Соленого – Борис Ливанов. «Если бы вокзал был близко, то не был бы далеко….», грандиозный был артист. Я пять раз ходил смотреть этот спектакль.

— От кислородно-сварочного техникума до Щепкинского училища – дистанция огромного размера. Как же вы решили так кардинально изменить свою жизнь?

— Я тебе, Вадим, сейчас расскажу. Ты поймешь, кто меня «погубил». В техникуме проходило собрание, на котором надо было отчитаться за проделанную работу. Я рассказывал про наши достижения по лыжам, по конькам, а студенты смеялись. После меня выступила секретарь парторганизации и сказала: «Да это же не заместитель секретаря комсомольского бюро сейчас говорил, а клоун какой-то!» Я обиделся и запомнил это. Также в свое время, когда я пробовал поступить в военное училище, врач сказал мне, что с моей нервной системой только в артисты идти. И это я тоже запомнил. 

— И вы решили рискнуть.

— Один парень из нашей деревни в Щепкинском училище на курсе вместе с Юрой Соломиным учился — приглашал меня на занятия, я ездил, смотрел отрывки. Привык к педагогам. Вот и подумал: пойду-ка попробую туда поступить, я же ничего не теряю! А первого сентября вернусь в техникум наукой заниматься. Я в техникуме участвовал в самодеятельности, вечера проводил, отрывки ставил, и под влиянием настоящих спектаклей разных театров решил себя проверить. У меня была уже специальность, я ничего не боялся, рискнул и пошел сдавать экзамены в Императорское театральное училище имени Щепкина. В то время у меня уже сыночек маленький рос, и чтобы содержать семью, я работал сварщиком на строительстве гостиницы «Россия», а потом и бассейна «Чайка». На туры в училище приезжал в обеденный перерыв — другого времени не было. На третьем туре нас, абитуриентов, слушала Вера Николаевна Пашенная. Я как увидел ее, так сразу глаза опустил, – такая в ней была мощь. Пока читал, не смотрел на нее. Вышел недовольный собой, думал, что провалился. Но она пропустила меня на заключительный тур. А принимал нас тогда на свой курс Константин Александрович Зубов, руководитель Малого театра и руководитель кафедры актерского мастерства Щепкинского училища. И он взял нас — двадцать человек.

— А как складывалась учеба? Сразу почувствовали, что это ваша стихия?

— Я мечтал играть смешные роли, а мне все каких-то нудных людей давали. Только на втором курсе поставили водевиль, и у меня появилась характерная роль. Как-то постепенно педагоги, вероятно, решили, что из меня что-то может получиться, и на четвертом курсе даже стипендию стали платить повышенную — имени Садовского! А в дипломных спектаклях я играл роли Сиплого в «Оптимистической трагедии» и Худобаева в пьесе Островского «Светит да не греет». Меня потом в 27 театров — не для хвастовства говорю, это я из документов узнал! — пригласили.

— 27 театров приглашали выпускника Любшина — это, конечно, уникальная ситуация. Но вернемся к Чехову. В 1972 году, уже став знаменитым актером, после «Заставы Ильича» и культовой картины «Щит и меч», вы снялись в трехсерийном телевизионном фильме по повести Чехова «Моя жизнь». Сыграли там главного героя, дворянина Мисаила Полознева, который ищет свое место в жизни и устраивается в артель простым маляром.

— Да, это была моя первая встреча с Чеховым в кино. На роль Полознева многие пробовались. В том числе и Олег Ефремов, который после своей пробы сказал: «Любшина возьмите». И я приехал на «Ленфильм». Но с первой попытки не получилось. А потом дирекция «Ленфильма» все-таки пригласила меня на эту роль.



— Это уже судьба.

— Более того, режиссер Виктор Соколов теперь уже меня спрашивал, кого бы я хотел в партнерши. Я называю Маргариту Терехову. Мы снялись вместе в фильме «Моя жизнь». Потом Илья Авербах взял меня без кинопроб в свою картину «Монолог». Спросил: «Кто будет маму играть?». Я снова предложил Терехову. Играем с ней. Андрей Тарковский как-то идет по коридору киностудии: «Слава, не могу для „Зеркала“ найти актрису». «Терехова!» – отвечаю.

— Вы прямо-таки талисманом для Маргариты Тереховой стали, а начиналось все с Чехова… В одной статье про ваших чеховских героев написано, что все они «перпендикулярные люди». По-моему, очень верное определение. Они пытаются против чего-то выступать, но нет силы воли, чтобы эти изменения осуществить. Все на уровне слов, фантазий, но не действий. 

— Есть драматургия поступков, есть драматургия характеров, а есть драматургия движения души. Вот это по-настоящему чеховское. Почему мне так нравился, например, Алексей Каплер, который «Кинопанораму» вел? Он был тончайший человек. Мы с ним познакомились после фильма «Застава Ильича», Каплер вышел из лагеря, начинал работать, почему-то ко мне хорошо относился. А после спектакля в «Современнике» «Пять вечеров» мы подружились с Александром Моисеевичем Володиным, автором этой пьесы. И я все думал: почему эти тонкие люди так хорошо ко мне относятся? Ведь были и другие, те, кто считал, что из меня ничего не выйдет… А возвращаясь к Чехову… Антон Павлович весь в этом: в движении души, в настроении, в состояниях — вот в этом его драматургия. Персонаж Чехова не эгоистичен, он ощущает другого, и тот, другой, помогает ему ощутить себя тем, кто он есть на самом деле. Вот тогда рождается общая атмосфера, идут потоки воздуха, причем доходит до вулканов, до вспышек, до землетрясений. Это движение — и есть самое интересное: как рождается чувство, как рождается мысль у персонажа? Не формально, не грубо, не перепрыгивая, а как музыка. Почему Чехов так любил Чайковского? Он Чайковского чувствовал. Он вообще музыку чувствовал, но особенно ощущал Чайковского, вот это тончайшее движение души. Играя чеховских героев, актеру необходимо пытаться внутренне приблизиться к этим людям, которые остро чувствуют.

— Вы, Станислав Андреевич, настолько остро почувствовали Чехова, что даже решили сами снять кино по его прозе. И вместе с Дмитрием Долининым стали режиссерами экранизации повести «Три года», а себе «доверили» роль главного героя – Лаптева. Такой пронзительный трагический фильм получился.

– Экранизировать «Три года» было моей мечтой. Я хотел рассказать про отца Чехова, про жизнь этой семьи в Таганроге. Семья Чеховых держала лавку, тут же и жила. Павел Егорович воспитывал детей в строгости, поднимал сыновей очень рано: в шесть утра они уже стояли у дверей лавки, как солдаты на посту. А первые покупатели приходили только часов в девять-десять…

– В образе Лаптева вы в какой-то мере сыграли Антона Павловича Чехова?

– Я никогда бы не решился. Я просто понимал этого человека, что с ним происходит. Но «Три года» — это действительно довольно близко к жизни Чехова. К атмосфере его юности, прошедшей среди людей, которые мало друг друга понимают.



— А как блистательна в этом фильме Алиса Фрейндлих в роли Полины, эмансипированной приятельницы Лаптева!

— Да. Я ей позвонил, спросил: «Алиса, вы читали „Три года“? Я прошу оказать мне честь — сняться в нашем фильме». Утром на следующий день перезванивает Алиса Бруновна: «Станислав, замечательная повесть. Я оказываю вам честь — я согласна». А я: «Но извините, что это не главная роль». Она в ответ: «Но это же Чехов». У нас сложились на съемках добрые отношения с Алисой. Мне посчастливилось дважды встретиться с ней: в «Моей жизни» она играла мою сестру, а в фильме «Три года» — мою подругу. Мне и дальше везло на прекрасных партнерш: Ирина Мирошниченко в «Иванове», Наталья Тенякова в «Вишневом саде»…

— Чеховскую линию в вашей судьбе продолжил фильм Ивана Дыховичного «Черный монах».

— С «Черным монахом» не все было так просто. Я уже работал в Художественном театре, сыграл Тартюфа в спектакле Анатолия Эфроса, у меня уже были две режиссерские работы: кроме картины «Три года» я снял фильм «Позови меня в даль светлую» по Шукшину. И однажды мне звонит Стелла Жданова, начальник на Гостелерадио: «Станислав, что вы еще хотите снять для телевидения?». Я быстро ответил: «Черного монаха». Она отвечает: «Приносите заявку». И мою заявку сразу же приняли.

– Интересно, а почему именно «Черный монах»? Довольно мрачная история. 

– Эта повесть, кстати, мне всегда казалась ближе к Достоевскому. Меня поразила фраза героя, Коврина: «Я же сумасшедший». Ну кто из нас может признать такое? Коврин ощутил себя сумасшедшим и покаялся, признавшись в этом. Осознал, сколько всем вокруг и самому себе он принес страданий. Вот что меня толкнуло… Но вдруг редактор мне говорит: «Слава, к нам Ваня Дыховичный приходил, он тоже очень хочет „Черного монаха“ снимать. Что делать?». Иван и мне сказал: «Слава, у меня мечта, я режиссер, ты артист. Ты будешь играть Коврина». Я согласился: «Давай, ты ставь, а я буду играть»…



— Ваш герой Лаптев в фильме «Три года» говорит: «Не могу приспособиться к жизни, стать ее господином». Эти слова, мне кажется, очень точно отражают чеховских героев. «Черный монах» — это уже тема клинического безумия. Другой уровень и срез страданий. И пространство в этом фильме — неуютное, холодное, безлюдное…

— Я много думал о том, как Коврина играть. Хотел понять природу подобных пациентов. В то время я общался со знаменитым офтальмологом Святославом Николаевичем Федоровым и попросил его свести меня с его другом, главным врачом психиатрической больницы. Я ходил в клинику три дня: приезжал к восьми утра и уходил в пять часов вечера, весь измотанный. И с врачами знакомился, и больных расспрашивал. Вот сидит передо мной женщина, она в юности поехала куда–то в Сибирь зарабатывать деньги и каждый месяц присылала маме зарплату, но с телеграфа деньги маме не приносили. Когда она однажды вернулась домой, и мама ей сказала: «Что же ты дочка, за 15 лет ни копеечки?», — что-то сдвинулось в ее сознании, и она сразу же оказалась там. Я ее прошу: «Расскажите, пожалуйста, как это с вами случилось?», — а она уже на пути к выздоровлению. И получаю такой ответ: «Ну как… Вот так и случилось. Видите этого человека? Он за мной наблюдает» … Так, по крупицам я собирал образ Коврина.

— «Разве радость — сверхъестественное чувство?», — спрашивает Коврин. Этот вопрос могли задать и ваши чеховские герои, сыгранные в Художественном театре — Вершинин в «Трех сестрах», Гаев в «Вишневом саде», Иванов. Кстати, ваш дебют в «Иванове», знаменитом спектакле Олега Ефремова, состоялся только через 12 лет после премьеры, в 1988 году. Вы хотели сыграть этого героя или просто возникла «производственная необходимость»?

– Дело было так. Однажды, в середине 70-х, Олег Ефремов встретил меня на «Мосфильме»: «Здорово, как ты?» — «Да нормально». Я тогда работал в Театре имени Ермоловой, у нас был замечательный спектакль «Прошлым летом в Чулимске». Пьеса Вампилова, драматурга, очень близкого к Чехову. Я играл Шаманова, получил первую премию на «Театральной весне»… Олег Ефремов: «Ну ты как-нибудь зашел бы». «Куда?», — спрашиваю. «Ко мне. Я тут „Иванова“ поставил, хочешь посмотреть?». Я пришел на «Иванова», сижу во втором ряду. Гаснет свет, впереди меня опоздавший зритель спрашивает жену: «А что показывать будут?». Она отвечает: «ИванОва». А Смоктуновский уже стоит на сцене, он услышал… Смотрю спектакль. Подхожу потом к Олегу, говорю: «Потрясающе!». Он: «Ну и кого бы ты хотел играть?». Я отвечаю: «Иванова». Он так удивился. Я говорю: «В очередь со Смоктуновским». Он: «Понимаешь, если ты будешь играть, то Иннокентий уйдет». Прошло время, и когда Смоктуновский перестал играть, Ефремов вспомнил: «Ты же хотел играть? Ну вот, играй». Я к тому моменту уже семь лет был актером Художественного театра.



— Какая тема в «Иванове» волновала вас больше всего?

— Самым важным для меня было понять: что же с ним случилось, как его так «занесло»? Совесть его все время казнит, а он восстает, не может совладать с тем, что он натворил, и продолжает «творить». Его несет, несет, несет! Есть у него секунды, когда он смотрит на себя со стороны…Чеховские персонажи — они все на себя со стороны смотрят. Иванов же говорит: «Как только прячется солнце, душу мою начинает давить тоска». Человек не подвластен себе: он подвластен либо природе, либо той стреле, которая так тебя пронзила, что ты ничего не можешь сделать.

— «Стрела» попадает и в душу Гаева из «Вишневого сада», — еще одна ваша знаковая чеховская роль, и тоже постановка Олега Ефремова…

— Там меня больше всего поражала сцена, когда в финале Гаев, пройдя свой путь, осознавал собственную жизнь, как несостоявшуюся. Но ничего не мог с этим поделать. «Вишневый сад» мы играли с Натальей Максимовной Теняковой…

— …Она была в этом спектакле Раневской.

— Какая она потрясающая актриса, Боже мой! Как мы чувствовали друг друга! Я просто помню еще Веру Николаевну Пашенную, Цецилию Мансурову, Зинаиду Шарко. И вот Тенякова. Это все божественные дарования. ..



— В вашем чеховском репертуаре никогда не было натур деятельных, энергичных, тех, кто совершает поступки. А вы хотели сыграть, к примеру, Лопахина или это совсем не ваш типаж?

— Лопахина мне предлагал сыграть Анатолий Васильевич Эфрос. В своем спектакле «Вишневый сад» в Театре на Таганке, после смерти Высоцкого. Но я уважал и любил тех артистов, которые ушли из жизни, и после них, я считал, мне играть нельзя. Я не имею на это право. Но я знал, как сыграть Лопахина. Мне он понятен, я из такой же среды, что и Лопахин. 

– Поясните.

– Ну как, я же из деревни, и детство наше прошло в трудных районах. И у нас возникало тогда чувство, что существует наша жизнь, а есть какая-то другая жизнь, куда человек должен интуитивно стремиться. Почему я пошел, скажем, посмотреть Лемешева в Большой театр? Именно поэтому… Рядом с нашей школой в деревне я посадил вишневый сад. Нам сказали: «Ребята, что посадим?», а я тогда еще не знал Чехова, но ответил: «Вишневый сад». И четыре года назад на даче я тоже посадил вишневые деревья. В этом году было столько вишни, но я не успел ее собрать, был занят — все съели птицы. А еще одна яблоня дала плоды удивительного вкуса. Мы с женой Ирой попробовали. Яблоня была такая слабенькая, умирающая, я ее все лечил, подмазывал — и вдруг вкуснейшие яблоки.

– Станислав Андреевич, а какой из чеховских персонажей наиболее дорог для вас?

– Да мне все дорого. Я скромный человек, не могу говорить как многие артисты: «Я мечтаю о такой-то роли…». Для меня каждый персонаж, с которым меня сводила судьба, был очень дорог, и я тянулся к познанию этого человека. Вот Константин Звонык из повести Антона Павловича «Степь» в фильме Сергея Бондарчука. Небольшая роль, но какая личность! Если говорить про Чехова, его персонажей, то меня поражает природа этих людей. Они ушли, остались в тех веках, но кто-то, единицы, еще присутствуют среди нас. Иногда вот так встречаешь человека и думаешь: «Боже, неужели еще остались такие люди?». Такие, например, как Фирс – я сейчас уже играю Фирса в «Вишневом саде», в спектакле La'Театра Вадима Дубровицкого…

— Чехов сегодня также интересен новым поколениям, как вы думаете?

— Да, мне любопытно: как сейчас молодые люди, те, которые приходят в театральные институты, знакомятся с Чеховым, Островским, Горьким? С одной стороны, они обязаны знать этих авторов. А с другой – может быть, кто-то уже приходит с чувством, пониманием этих писателей?



– Когда вы поступали в институт, у вас уже был «свой Чехов».

– Да, у меня было какое-то его ощущение. Я не могу произнести «мой Чехов», это громко сказано. Меня тянуло к нему, я его интуитивно чувствовал. Так ведь всегда и было в моей жизни: я не принимал какие-то разумные решения, меня вела интуиция. Именно интуитивно я выбрал актерскую профессию, когда посмотрел мхатовские «Три сестры». Вот где жизнь человеческого духа: перевоплощение и переживание! Потом для меня пришло время поисков: после института я был поражен на «Таганке» у Юрия Любимова актерами, когда смотрел «Доброго человека из Сезуана», позже даже сам в этом спектакле играл, но быстро понял, что это не мой театр. В Театр Ермоловой меня пригласил Владимир Андреев в «Чулимск» на роль Шаманова (спектакль «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе Александра Вампилова вышел в 1974 году. – Прим. ред.). Они ведь родственники: Чехов и Вампилов, это можно смело сказать… Я поражался спектаклям Анатолия Васильевича Эфроса. Однажды мы снимались с Львом Дуровым в Армении, возвращались со съемок домой, он купил арбуз и говорит: «На, вези своему Эфросу». А я с Эфросом тогда еще не был знаком. Думаю: «Что это за фамильярность – „вези своему Эфросу?“. Потом сижу у себя дома утром, кашу гречневую ем и читаю газету: Эфрос ругает своих артистов, которые снимаются в милицейских фильмах, и говорит: а вот как Любшин играет в фильме „Моя жизнь“ по Чехову! Очень меня хвалит. Некоторое время спустя иду после репетиции, захожу в ресторан ВТО. Навстречу мне – Эфрос, приглашает на ходу: „Здравствуйте, вы бы зашли ко мне, что-нибудь мы бы с вами придумали“. Я думаю: „Это он мне сказал или мне показалось? Вроде никого больше нет вокруг“… Потом у нас с Анатолием Васильевичем были и „Веранда в лесу“ на „Малой Бронной“, и „Продолжение Дон Жуана“, и „Тартюф“ уже здесь, в Художественном театре. Я очень люблю Эфроса. Светлые и добрые отношения у нас были, это гениальный режиссер… Так что мне в жизни очень-очень повезло.

P.s. О своем герое — Сорине в чеховской „Чайке“ — Станислав Андреевич говорить до премьеры не стал. Таков его принцип, когда он репетирует новую роль.

В статье использованы фотографии Игоря Александрова, Александра Иванишина, Екатерины Цветковой, кадры из фильмов „Моя жизнь“, „Три года“, „Чёрный монах“.
2020
Человек театра. Памяти Ивана Дмитриева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.10.2020
Зачем Анатолий Белый сел в кресло Станиславского, Андрей Васянин, Российская газета, 29.10.2020
Артем Волобуев в прямом эфире Ticketland, Светлана Бердичевская, Ticketland, 26.10.2020
Дарья Юрская: «Мама самый щедрый человек», Елена Владимирова, Театрал, 24.10.2020
Юрий Олеша, автор Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 19.10.2020
Алексей Девотченко. «Провинциал из Петербурга», Кирилл Девотченко, Город 812, 17.10.2020
Памяти Надежды Ламановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.10.2020
Контрсила мечты, Светлана Наборщикова, Известия, 13.10.2020
Евгений Перевалов: «Я люблю гротеск и черный юмор», Наталья Васильева, Известия, 9.10.2020
Московская красавица: Катерина Корнакова, Екатерина Шерга, Москвич, 8.10.2020
Инженерная сказка, Анна Сабова, Коммерсантъ, 5.10.2020
Театральная премия «МК» стала первой пандемической, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 29.09.2020
О визуальном решении спектакля «Ювенильное море», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 29.09.2020
Ника Пархомовская о «Чайке» Оскараса Коршуноваса, Дмитрий Трубочкин, «Новости. Подробно», телеканал «Культура», 24.09.2020
Гармаш, Костолевский, Симонова и другие: «МК» вручил театральную премию, Марина Райкина, Иветта Невинная, Александр Трегубов, Московский комсомолец, 24.09.2020
Столетние молодые, Ольга Егошина, Новая газета, 16.09.2020
Ксения Теплова о вводе в «№ 13D», Медиацентр МХТ, 12.09.2020
75 лет режиссеру и педагогу Николаю Скорику, телеканал «Культура», 11.09.2020
Николай Скорик: «Ефремов хотел, чтобы я был рядом», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.09.2020
Сергей Женовач: «Я человек, не любящий интриг», Марина Райкина, Московский комсомолец, 9.09.2020
Новый сезон в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 8.09.2020
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020
МХТ ждёт Бутусова, Херманиса и Макбёрни, Елена Алдашева, Театр, 7.09.2020
«Хочется отметить этот день большой работой…», Виктор Борзенко, Театрал, 7.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Будни МХТ: плюс 10 премьер, минус 100 килограмм, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2020
МХТ имени Чехова в новом сезоне представит девять премьер, Агентство городских новостей «Москва», 7.09.2020
«МХАТ на каникулах»: Алексей Бартошевич о театральном футболе, Ольга Туркестанова, Медиацентр МХТ, 29.08.2020
История в фотографиях: «Месяц в деревне», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 26.08.2020
«МХАТ на каникулах»: Алексей Бартошевич о Пестово. Часть III, Ольга Туркестанова, Медиацентр МХТ, 22.08.2020
Юрий Чурсин снова сыграет в МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 22.08.2020
Актриса МХТ Наталия Егорова отмечает юбилей, Валерия Новокрещенова, Театрал, 22.08.2020
Вспоминая Олега Табакова, видеосюжет Первого канала, 17.08.2020
Комедии нашего времени, Мария Шепталова, Российская газета, 17.08.2020
Олег Табаков. Его величество Лицедей, Виктория Пешкова, Историк. РФ, 17.08.2020
В Москве открылась выставка, посвященная Олегу Табакову, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 17.08.2020
Фотообъективная история: Олег Табаков, Анатолий Морковкин, Театрал, 17.08.2020
Пространство Олега Табакова, Алексей Филиппов, Российская газета, 17.08.2020
Дары Табакова, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.08.2020
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
История в фотографиях: Олег Табаков. МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.08.2020
«МХАТ на каникулах»: Алексей Бартошевич о Пестово. Часть II, Ольга Туркестанова, Медиацентр МХТ, 15.08.2020
«Личный подход»: Евгений Миронов, Ольга Журавлева, Москва FM, 14.08.2020
История в фотографиях: Олег Табаков. «Табакерка», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.08.2020
История в фотографиях: Олег Табаков. «Современник», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 13.08.2020
В МХТ запустили онлайн-марафон в память о Табакове, Валерия Новокрещенова, Театрал, 12.08.2020
Московские театры готовятся к открытию, телеканал «Культура», 12.08.2020
МХТ им. Чехова рассказал о первой премьере нового сезона, Наталья Лебедева, Российская газета, 12.08.2020
История в фотографиях: Олег Табаков. Начало, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.08.2020
«МХАТ на каникулах»: Алексей Бартошевич о Пестово, Александра Машукова, Ольга Туркестанова, Медиацентр МХТ, 8.08.2020
«Звезда Театрала»-2020. Коронный номер, Валерия Новокрещенова, Театрал, 29.07.2020
«МК» ПЕРВЫМ объявляет свою театральную премию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.07.2020
Михаил Пореченков: «Состояние неспокойное, жалко Родину», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.07.2020
Вперед к Станиславскому, Михаил Швыдкой, Российская газета, 21.07.2020
«Кто там»? «2 Верник 2»!, Алексей Голяков, Инвест-Форсайт, 17.07.2020
Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020
Иннокентий Смоктуновский: «Природа рождает нас богатыми», Светлана Новикова-Ганелина, Story, 27.06.2020
Олег Ефремов: На одном дыхании, Светлана Новикова-Ганелина, Story, 27.06.2020
Константин Хабенский пожертвует деньги с госпремии онкобольным детям, Анастасия Рышкова, Комсомольская правда, 24.06.2020
МХАТ в годы Великой Отечественной войны, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 22.06.2020
«Наш Иллюзион»: Ангелина Степанова, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 18.06.2020
Как Василий Качалов стал героем для московских гимназистов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.06.2020
Николай Чиндяйкин: «Жена вытащила меня из депрессии», Ирина Тульчинская, Мир новостей, 13.06.2020
«Наш Иллюзион»: Алексей Грибов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.06.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
Фильм-спектакль Михаила Козакова «Медная бабушка», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.06.2020
Василий Качалов: «Люблю как умею, как могу теперь», Мария Львова, Экран и сцена, 5.06.2020
«Наш иллюзион»: Борис Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.06.2020
Актриса Наталья Рогожкина: Мы все обречены быть бывшими, Дарья Пиотровская, Вечерняя Москва, 3.06.2020
МХТ покажет спектакли Виктора Рыжакова, Татьяна Власова, Театрал, 2.06.2020
Александр Молочников: «Пусть не останавливает возраст», Валерия Новокрещенова, Театрал, 27.05.2020
«Московский Художественный театр. Энергия места»: фасад, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 27.05.2020
Памяти Олега Ефремова: инфицировал других своей мечтой, Евгения Кузнецова, Московский комсомолец, 23.05.2020
Памяти Елены Майоровой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 23.05.2020
Польская Венера, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.05.2020
Это мой город: телеведущий Вадим Верник, Алина Комская, Москвич, 16.05.2020
«Художественный театр. Энергия места»: гардероб, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 15.05.2020
Спросите ведущего: Вадим Верник, телеканал «Культура», 11.05.2020
Как Алла Тарасова стала мамой для бойцов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 10.05.2020
Вечер-посвящение «Ваш А. Солженицын», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 8.05.2020
Актёры Победы. Анатолий Белый рассказывает о Владлене Давыдове, в рамках проекта Театрального музея имени А. А. Бахрушина, 8.05.2020
Быть Регистром, Александра Машукова, Экран и сцена, 7.05.2020
Мхатовцы на войне: поезд милосердия, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 7.05.2020
«Сидят и слушают бойцы»: фронтовые бригады МХАТа, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.05.2020
Хабенский станет первым гостем «Мхатовских пятниц»-онлайн, Наталья Лебедева, Российская газета, 5.05.2020
Как Москвин спас МХАТ летом 41-го, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 5.05.2020
О спектакле «Татуированная роза», Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 3.05.2020
Александр Бенуа: театральный роман, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.05.2020
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
«Художественный театр. История в фотографиях»: образ Ленина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020
О спектакле «Соло для часов с боем», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 27.04.2020
Марина Брусникина: «Нет ощущения, что наступила пауза», Валерия Новокрещенова, Театрал, 24.04.2020
МХТ объявил афишу онлайн-трансляций на неделю, Татьяна Власова, Театрал, 21.04.2020
Игорь Верник: «Мы можем прожить вторую жизнь», Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.04.2020
Анна — это ты, Ирина Пекарская, Startup, СТД РФ, 13.04.2020
Дарья Мороз: «Считаю себя честной стервой», Анна Позина, Известия, 8.04.2020
Солнечный удар, Вадим Верник, Камергерский, 3, 6.04.2020
Театры закрываются не впервые, Виктор Борзенко, Театрал, 1.04.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
После революции, Мария Львова, Экран и сцена, 26.03.2020
Михаил Рахлин в проекте «Москвичи», Комитет Москвы по туризму, 21.03.2020
«Чайка» улетает в «Инстаграм», Анна Чепурнова, Труд, 20.03.2020
В Доме актёра прошёл вечер памяти Сергея Юрского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2020
Залётная птица, Татьяна Власова, Театрал, 16.03.2020
Сергей Юрский – неистовый в искусстве и в жизни, Павел Подкладов, Ревизор.ру, 16.03.2020
Игорь Верник: Внутренняя свобода не знает возраста, Елена Булова, Южные горизонты, 13.03.2020
В объятиях Аполлона, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 11.03.2020
Легендарная «Чайка» вернулась на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 11.03.2020
МХАТовцы поспорили о «Чайке», Александр Трегубов, Московский комсомолец, 10.03.2020
Фоторепортаж Владимира Постнова с Десятой Юбилейной премии «Фигаро», Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, 8.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Вот пуля пролетела и ага…, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 4.03.2020
Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020
Модная птица, Ирина Корнеева, Российская газета, 3.03.2020
Пять пудов ревности, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 2.03.2020
«Чайка» — премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
В МХТ имени Чехова открылась выставка «Чайка. Перезагрузка», видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2020
Коршуновас vs Станиславский, Ксения Данцигер, Экран и сцена, 27.02.2020
Интервью с Оскаросом Коршуновасом, видеосюжет телеканала «Культура», 27.02.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 26.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ под музыку The Prodigy, видеосюжет телекомпании НТВ, 26.02.2020
На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2020
Неактуальная война, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 9.02.2020
Игорь Верник сыграет Тригорина в новой «Чайке» литовского режиссера, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 6.02.2020
«Ангелы спят, когда черти дерутся», Елена Жатько, Театрон, 3.02.2020
МХТ записал видеопризнания в любви, Алёна Карцева, Театрал, 1.02.2020
Долгое прощание, Светлана Полякова, Экран и сцена, 30.01.2020
Как душа с телом расставалась, Алла Шевелева, Театральная афиша столицы, 24.01.2020
МХТ имени А. П. Чехова привёз в Екатеринбург спектакль «№ 13D», видеосюжет телеканала «Россия» («Вести. Урал»), 21.01.2020
В МХТ появится «Чайка» Коршуноваса, Виктор Борзенко, Театрал, 20.01.2020
МХТ имени Чехова привёз в Екатеринбург знаменитую постановку «№ 13D», видеосюжет Свердловского областного телевидения, 20.01.2020
За хвостом птицы-тройки, Ольга Фукс, Международный Институт Театра. Российский центр, 17.01.2020
Театр в 2020 году: 12 главных событий, Алла Шендерова, The City, 13.01.2020