Серафима Бирман. Не вторая Раневская

Вячеслав Шмыров, 30.07.2020


Артур Миллер: «Раневская — замечательная актриса, но это дважды два — четыре, а то, что делает миссис Бирман — это дважды два — пять».

Серафима Бирман: «…Именно канатоходцы, а не просто пешеходы привлекают к себе самое живое и острое внимание зрителя. Любила и люблю в искусстве чрезвычайное, и зрители доверяют мне больше, когда играю женщин, из ряда вон выходящих. И верила, и верю, что искусство обладает правом преувеличения».

Сергей Эйзенштейн: «Есть такие актрисы, которые облекаются в оперенье райских птиц собственного воображения, хватая их на лету и беспощадно разбирая на перышки. Такова Серафима Бирман».

Борис Львов-Анохин: «Бирман никогда не боялась быть на сцене антиженственной, она часто доводила уродство своих героинь до степени почти трагического великолепия и величия, представала по-своему уникальной „безобразной герцогиней“ театра».

Олег Анофриев: «Высоченная! Сутулая до горбатости! С лошадиным оскалом огромных зубов! С малюсенькими, сверлящими тебя насквозь глазками! С большущими узловатыми кистями рук! Со скрипучим, срывающимся на визг голосом! С огромным носом! И бешеным темпераментом! Но. .. С таким же безграничным стремлением к справедливости! С нечеловеческой интуицией! С панической незащищенностью перед хамством! И, наконец, с великим талантом!»

Михаил Левитин: «Ее можно было бы счесть безумно некрасивой старой женщиной, если бы не особая „карнавальная“ одухотворенность, какой-то творческий шабаш, развернувшийся перед нами».

Инна Соловьева: «На сцену и на экран она хочет нести не столько подлинное, сколько постигнутое. Жизнь, стоящая за ее героинями, существует для актрисы, но словно бы проходит какую-то возгонку, и вот на ладони — ее кристалл, ее формула, ее парадокс. (…) Властность героинь Бирман часто оказывается извращенным требованием любви от других: Васса Железнова была сыграна так. Создав на экране Констанцию Львовну в „Обыкновенном человеке“, артистка предлагала жестоко-комедийный, гротесковый вариант того же самого. В тускло-достоверном, приблизительном фильме, где все играют с таким жирным „театральным реализмом“, Бирман играет, словно не видя, где она и рядом с кем».

Наум Клейман: «Когда мы встретились с Серафимой Бирман впервые, она спросила меня: „Вы тоже меня путаете с Раневской?“ Конечно, Бирман — не вторая Раневская, хотя и в ней был тот же невероятный заряд яркости и отказа от бытовых красок во имя гиперболы — начиная от „Закройщика из Торжка“ и „Девушки с коробкой“. В кино она играла, как в театре. Готовилась к съемке сутками, приходила с утра на съемочную площадку, вживалась в образ по Станиславскому. Она и была ученицей Станиславского, „с поправкой“ на Михаила Чехова. В ней жил 2-ой МХАТ. И когда Эйзенштейн сказал ей, что на его площадке актер должен быть как электрическая лампочка: повернули включатель — включил эмоцию, выключили – снова в нормальной жизни, это ее оскорбило безумно».

Михаил Названов (из письма): «Она ханжит вовсю. То я ногу при ней на стул положил, то я о чем-то постороннем перед съемкой заговорил, а сама сказала, что „сосредоточивается“ (снимать ее начали часов через пять, и она успела „рассредоточиться“). Безумно смешное сочетание — она и Эйзен. (…) Первый эпизод: Эйзену доложили, что вместо кого-то — дублер, он как рявкнет при ней: „Я не могу больше задницы снимать!“ Видела бы ты ее лицо».

Серафима Бирман: «Мне так хотелось сыграть по-настоящему Ефросинью, жить ее жизнью, жизнью главы рода. Но нельзя играть существительное. Образ находится только тогда, когда определишь его хотения. Все мое внимание было направлено на то, чтобы выполнить требования Сергея Михайловича и Андрея Николаевича (Москвина, оператора фильма „Иван Грозный“ — В. Ш. ). А их было много, этих требований: и глаза надо держать на определенном уровне, и сохранять ракурс головы, и в длинном одеянии подыматься по лестнице, не разрешая себе хоть на миг глянуть на ступеньки… (…) Ефросинья тяжело появилась на свет. Мучилась я. А сколько огорчений доставила постановщику! Не скоро пришла радость достижения».

Станислав Садальский: «Острохарактерный актер всегда ходит по проволоке – миг, и свалится в безвкусицу. Все же действительно канатоходцы, а не просто пешеходы, привлекают к себе внимание зрителей — посмотрите ее в „Иване Грозном“… Кстати, именно Сталин вписал ее лично на Сталинскую премию, вычеркнув из списка Целиковскую» (Целиковская играла в «Иване Грозном» роль Анастасии Романовны — В. Ш. ).

Наум Клейман:"Я несколько раз бывал у нее в гостях, брал интервью про Эйзенштейна. Каждый раз она говорила: «Это ваше искусство я не люблю, хотя перед некоторыми преклоняюсь».

Инна Соловьева:"Бирман и в жизни любит давать определения мгновенные и выхватывающие в человеке его зерно-парадокс. Так, своему товарищу Михаилу Чехову, за гримировальным столом однажды спросившему: «Серафима! Что ты думаешь обо мне?» — она ответила без паузы: «Ты лужа, в которую улыбнулся бог!»

Георгий Вицин: «Увидев в Доме актера отрывок из одного спектакля, мой самый строгий педагог по школе-студии Серафима Германовна Бирман мимоходом также строго бросила: “Вы мне напомнили Мишу Чехова!” Серафима Германовна, действительно, была очень требовательной. Она постоянно всех одергивала и очень бдительно следила за нашим поведением, и я помню такие ее фразы в мой адрес: “Вицин, изящнее!”, “Вицин, уберите свою вольтеровскую улыбку!”, “Вицин! Вы как заядлый халтурщик на радио! Откуда у вас такое резонерство?” Она предсказала мою дальнейшую жизнь: я действительно часто выступал на радио».

Юрий Любимов: «Ее я боялся. Она была такая большая, с большим носом и очень строгая. Она любила часто повторять: „Вас ждут заводы“. Давала нам понять, что мы мало трудимся и недостаточно добросовестно осваиваем профессию актера».

Мария Миронова: «Мы занимались во МХАТ-2. Бирман внимательно за нами следила, чтобы мы, не дай Бог, не использовали никакой косметики. И вот однажды она меня поймала в коридоре, наслюнявила свой платок и давай им тереть мою щеку! Думала, что я накрасилась….. А у меня просто кожа была очень нежная. Я потом старалась обходить ее».

Римма Маркова: «В студии за нас серьезно взялись. Надо мной и Леней (Леонидом Марковым, братом Риммы Марковой — В. Ш. ) шефство взяла Серафима Бирман. Она так полюбила Леньку! Ее нельзя было назвать красавицей. Но когда Бирман улыбалась, ее лицо становилось просто прекрасным. А муж ее, кстати сказать, был просто писаным красавцем, мы потом и с ним и с Серафимой Германовной много общались. Ну а пока мы были студентами и буквально боготворили Бирман. „Завтра мы идем в домик Станиславского“, — говорила она. А мы знали, что она просто хочет показать нам вазочку, которую когда-то подарила Константину Сергеевичу, и тот хранил ее. Про эту вазочку весь театр уже знал».

Ростислав Плятт: «Бирман! Какое знаменитое имя! Какая грандиозная индивидуальность! И какой сложный трудный характер, не каждому по вкусу. И — в этом заключена подлинная драма — пустые бездеятельные сезоны ее последних лет, без театра, с которым ее разлучила болезнь, — и это при ее взрывном темпераменте, не угасавшем до последних дней. (…) И все-таки она поражала. Бывалый человек, драматург Артур Миллер, видевший ее в „Дядюшкином сне“, рассказывал потом, вспоминая Карпухину, что такое он еще нигде не видел».

Валентина Талызина: «Я была свидетельницей, когда Фаина Георгиевна настаивала, чтобы роль Карпухиной дали Серафиме Бирман. Она сказала, что никто не сыграет эту роль лучше. А ведь они десятилетиями не разговаривали».

Олег Анофриев: «Спектакль неважный, даже скучный… Но все мы каждый раз бегали смотреть сцену, в которой Сика (а именно так называли ее „за глаза“) играла Карпухину. Это была феерия! Она была пьяна! Свирепа! Безобразна! Партнерам на сцене, да и нам на галерке, хотелось втянуть голову в плечи, чтобы не получить от нее по шее! Размахивая своими длинными, как жерди, руками, раскрыв свою огромную пасть, из которой несся какой-то львиный рык, переходящий в поросячий визг, она требовала справедливости! Это было торжество безобразия! Потом мы все, конечно, возмущались за кулисами. Дескать, нельзя же так наигрывать, это же ни в какие ворота не лезет и т. д. Но однажды, когда Сика заболела и ее заменила другая (кстати, очень профессиональная актриса), а мы по привычке пошли на галерку смотреть эту сцену, и оказалось, что сцены-то и нет! Так, маленький провинциальный скандальчик, такой же скучный, как и весь спектакль».

Наум Клейман: «Для нее надо было писать роли. Она владела даром одной краской передать очень сложные переживания. Но так получилось, что ее брали только на роли чудачек и каких-то комедийных персонажей. Она всегда была слишком яркая для кино и вынуждена была все время играть на полутонах. Поэтому Бирман часто отказывалась от ролей».

Виктор Астафьев (из письма): «Здесь, в Малеевке, писателей что-то не видно. (…) Есть Таланов, о котором ты, верно, и не слыхивал. Впрочем, в „ЖЗЛ“, кажется, есть его книжка о Качалове. Есть его жена — Серафима Бирман — превосходная актриса и умнейшая женщина. Ей 76 лет, но сидеть с нею за столом и прогуливаться — наслаждение: какие воспоминания, и если б только воспоминания, какой острый ум, интереснейшие суждения о современном театре, об актерской молодежи».

Станислав Садальский: «Серафима была третьим человеком в некогда основанном ею театре имени Ленинского комсомола. Поплатилась же она за свое покровительство Валентине Серовой, брошенной писателем Симоновым. Его очень раздражало, что Бирман ставила на Серову спектакли, приносившие кинодиве новых поклонников».

Ростислав Плятт: «Когда уходят такие, как Бирман, хочется удержать в памяти ее создания, хочется рассказать о ней всем, не знавшим Бирман, чем украсила она русское, советское театральное искусство.(…) Но главное в ней, чему хотелось бы следовать,— ее подвижническое, фанатическое, бескомпромиссное, яростно любовное отношение к театру! Серафима Германовна умирала в Ленинграде. Ее близкие рассказывали, что, уже будучи в больнице, с помраченным сознанием, она пыталась репетировать „Синюю птицу“ с соседями по палате, торопясь показать эту работу обожаемому ею Станиславскому…»

Георгий Вицин: «Позднее я вылепил скульптурку, этакий дружеский шарж на нее. Когда актеры это увидели, предупредили: “Ты только ей не показывай ни в коем случае!” Но позже я ей про скульптурку все-таки сказал, и она загорелась ее увидеть. Но, к сожалению, не успела…»

Ростислав Плятт: «Сегодня Бирман показалась бы старомодной со своей неукротимой ненавистью к актерскому каботинству, к ртам, жующим что-то на репетиции, к вялому виду актера и особенно актрисы, к шумному топанию рядом со сценой или за кулисами, ведь на сцене и вокруг нее сегодня дозволено, в общем, все. Сегодня она показалась бы старомодной со своей страстью к образному поиску, образному слову, к сложному гриму и костюму, к образному решению на сцене — ведь сегодня так распространена актерская манера идти от себя, не двигаясь никуда! В иных ролях она казалась актрисой вычурной, слишком резкой, но послушайте ее в радиопостановке „Простите нас“ по рассказу Ю. Бондарева, где она играет старую учительницу, забытую учениками,— какой предельной, идущей от себя простотой наполнены ее интонации, как тихо, скромно и проникновенно звучит ее голос!»

Фаина Раневская: «Господи, уже все ушли, а я все живу. Даже Бирман — и та умерла, а уж от нее я этого никак не ожидала».

Серафима Германовна Бирман (1890 — 1976), актриса, режиссер, педагог. Народная артистка РСФСР. 130 лет со дня рождения. 

Оригинал статьи — https://www.facebook.com/slava.shmyrov/posts/10213395387318036
2020
Дарья Юрская: «Мама самый щедрый человек», Елена Владимирова, Театрал, 24.10.2020
Юрий Олеша, автор Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 19.10.2020
Алексей Девотченко. «Провинциал из Петербурга», Кирилл Девотченко, Город 812, 17.10.2020
Памяти Надежды Ламановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.10.2020
Контрсила мечты, Светлана Наборщикова, Известия, 13.10.2020
Евгений Перевалов: «Я люблю гротеск и черный юмор», Наталья Васильева, Известия, 9.10.2020
Московская красавица: Катерина Корнакова, Екатерина Шерга, Москвич, 8.10.2020
Инженерная сказка, Анна Сабова, Коммерсантъ, 5.10.2020
Театральная премия «МК» стала первой пандемической, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 29.09.2020
О визуальном решении спектакля «Ювенильное море», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 29.09.2020
Ника Пархомовская о «Чайке» Оскараса Коршуноваса, Дмитрий Трубочкин, «Новости. Подробно», телеканал «Культура», 24.09.2020
Гармаш, Костолевский, Симонова и другие: «МК» вручил театральную премию, Марина Райкина, Иветта Невинная, Александр Трегубов, Московский комсомолец, 24.09.2020
Столетние молодые, Ольга Егошина, Новая газета, 16.09.2020
Ксения Теплова о вводе в «№ 13D», Медиацентр МХТ, 12.09.2020
75 лет режиссеру и педагогу Николаю Скорику, телеканал «Культура», 11.09.2020
Николай Скорик: «Ефремов хотел, чтобы я был рядом», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.09.2020
Сергей Женовач: «Я человек, не любящий интриг», Марина Райкина, Московский комсомолец, 9.09.2020
Новый сезон в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 8.09.2020
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020
МХТ ждёт Бутусова, Херманиса и Макбёрни, Елена Алдашева, Театр, 7.09.2020
«Хочется отметить этот день большой работой…», Виктор Борзенко, Театрал, 7.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Будни МХТ: плюс 10 премьер, минус 100 килограмм, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2020
МХТ имени Чехова в новом сезоне представит девять премьер, Агентство городских новостей «Москва», 7.09.2020
«МХАТ на каникулах»: Алексей Бартошевич о театральном футболе, Ольга Туркестанова, Медиацентр МХТ, 29.08.2020
История в фотографиях: «Месяц в деревне», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 26.08.2020
«МХАТ на каникулах»: Алексей Бартошевич о Пестово. Часть III, Ольга Туркестанова, Медиацентр МХТ, 22.08.2020
Юрий Чурсин снова сыграет в МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 22.08.2020
Актриса МХТ Наталия Егорова отмечает юбилей, Валерия Новокрещенова, Театрал, 22.08.2020
Вспоминая Олега Табакова, видеосюжет Первого канала, 17.08.2020
Комедии нашего времени, Мария Шепталова, Российская газета, 17.08.2020
Олег Табаков. Его величество Лицедей, Виктория Пешкова, Историк. РФ, 17.08.2020
В Москве открылась выставка, посвященная Олегу Табакову, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 17.08.2020
Фотообъективная история: Олег Табаков, Анатолий Морковкин, Театрал, 17.08.2020
Пространство Олега Табакова, Алексей Филиппов, Российская газета, 17.08.2020
Дары Табакова, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.08.2020
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
История в фотографиях: Олег Табаков. МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.08.2020
«МХАТ на каникулах»: Алексей Бартошевич о Пестово. Часть II, Ольга Туркестанова, Медиацентр МХТ, 15.08.2020
«Личный подход»: Евгений Миронов, Ольга Журавлева, Москва FM, 14.08.2020
История в фотографиях: Олег Табаков. «Табакерка», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.08.2020
История в фотографиях: Олег Табаков. «Современник», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 13.08.2020
В МХТ запустили онлайн-марафон в память о Табакове, Валерия Новокрещенова, Театрал, 12.08.2020
Московские театры готовятся к открытию, телеканал «Культура», 12.08.2020
МХТ им. Чехова рассказал о первой премьере нового сезона, Наталья Лебедева, Российская газета, 12.08.2020
История в фотографиях: Олег Табаков. Начало, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.08.2020
«МХАТ на каникулах»: Алексей Бартошевич о Пестово, Александра Машукова, Ольга Туркестанова, Медиацентр МХТ, 8.08.2020
«Звезда Театрала»-2020. Коронный номер, Валерия Новокрещенова, Театрал, 29.07.2020
«МК» ПЕРВЫМ объявляет свою театральную премию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.07.2020
Михаил Пореченков: «Состояние неспокойное, жалко Родину», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.07.2020
Вперед к Станиславскому, Михаил Швыдкой, Российская газета, 21.07.2020
«Кто там»? «2 Верник 2»!, Алексей Голяков, Инвест-Форсайт, 17.07.2020
Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020
Иннокентий Смоктуновский: «Природа рождает нас богатыми», Светлана Новикова-Ганелина, Story, 27.06.2020
Олег Ефремов: На одном дыхании, Светлана Новикова-Ганелина, Story, 27.06.2020
Константин Хабенский пожертвует деньги с госпремии онкобольным детям, Анастасия Рышкова, Комсомольская правда, 24.06.2020
МХАТ в годы Великой Отечественной войны, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 22.06.2020
«Наш Иллюзион»: Ангелина Степанова, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 18.06.2020
Как Василий Качалов стал героем для московских гимназистов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.06.2020
Николай Чиндяйкин: «Жена вытащила меня из депрессии», Ирина Тульчинская, Мир новостей, 13.06.2020
«Наш Иллюзион»: Алексей Грибов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.06.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
Фильм-спектакль Михаила Козакова «Медная бабушка», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.06.2020
Василий Качалов: «Люблю как умею, как могу теперь», Мария Львова, Экран и сцена, 5.06.2020
«Наш иллюзион»: Борис Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.06.2020
Актриса Наталья Рогожкина: Мы все обречены быть бывшими, Дарья Пиотровская, Вечерняя Москва, 3.06.2020
МХТ покажет спектакли Виктора Рыжакова, Татьяна Власова, Театрал, 2.06.2020
Александр Молочников: «Пусть не останавливает возраст», Валерия Новокрещенова, Театрал, 27.05.2020
«Московский Художественный театр. Энергия места»: фасад, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 27.05.2020
Памяти Олега Ефремова: инфицировал других своей мечтой, Евгения Кузнецова, Московский комсомолец, 23.05.2020
Памяти Елены Майоровой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 23.05.2020
Польская Венера, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.05.2020
Это мой город: телеведущий Вадим Верник, Алина Комская, Москвич, 16.05.2020
«Художественный театр. Энергия места»: гардероб, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 15.05.2020
Спросите ведущего: Вадим Верник, телеканал «Культура», 11.05.2020
Как Алла Тарасова стала мамой для бойцов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 10.05.2020
Вечер-посвящение «Ваш А. Солженицын», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 8.05.2020
Актёры Победы. Анатолий Белый рассказывает о Владлене Давыдове, в рамках проекта Театрального музея имени А. А. Бахрушина, 8.05.2020
Быть Регистром, Александра Машукова, Экран и сцена, 7.05.2020
Мхатовцы на войне: поезд милосердия, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 7.05.2020
«Сидят и слушают бойцы»: фронтовые бригады МХАТа, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.05.2020
Хабенский станет первым гостем «Мхатовских пятниц»-онлайн, Наталья Лебедева, Российская газета, 5.05.2020
Как Москвин спас МХАТ летом 41-го, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 5.05.2020
О спектакле «Татуированная роза», Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 3.05.2020
Александр Бенуа: театральный роман, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.05.2020
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
«Художественный театр. История в фотографиях»: образ Ленина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020
О спектакле «Соло для часов с боем», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 27.04.2020
Марина Брусникина: «Нет ощущения, что наступила пауза», Валерия Новокрещенова, Театрал, 24.04.2020
МХТ объявил афишу онлайн-трансляций на неделю, Татьяна Власова, Театрал, 21.04.2020
Игорь Верник: «Мы можем прожить вторую жизнь», Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.04.2020
Анна — это ты, Ирина Пекарская, Startup, СТД РФ, 13.04.2020
Дарья Мороз: «Считаю себя честной стервой», Анна Позина, Известия, 8.04.2020
Солнечный удар, Вадим Верник, Камергерский, 3, 6.04.2020
Театры закрываются не впервые, Виктор Борзенко, Театрал, 1.04.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
После революции, Мария Львова, Экран и сцена, 26.03.2020
Михаил Рахлин в проекте «Москвичи», Комитет Москвы по туризму, 21.03.2020
«Чайка» улетает в «Инстаграм», Анна Чепурнова, Труд, 20.03.2020
В Доме актёра прошёл вечер памяти Сергея Юрского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2020
Залётная птица, Татьяна Власова, Театрал, 16.03.2020
Сергей Юрский – неистовый в искусстве и в жизни, Павел Подкладов, Ревизор.ру, 16.03.2020
Игорь Верник: Внутренняя свобода не знает возраста, Елена Булова, Южные горизонты, 13.03.2020
В объятиях Аполлона, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 11.03.2020
Легендарная «Чайка» вернулась на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 11.03.2020
МХАТовцы поспорили о «Чайке», Александр Трегубов, Московский комсомолец, 10.03.2020
Фоторепортаж Владимира Постнова с Десятой Юбилейной премии «Фигаро», Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, 8.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Вот пуля пролетела и ага…, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 4.03.2020
Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020
Модная птица, Ирина Корнеева, Российская газета, 3.03.2020
Пять пудов ревности, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 2.03.2020
«Чайка» — премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
В МХТ имени Чехова открылась выставка «Чайка. Перезагрузка», видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2020
Коршуновас vs Станиславский, Ксения Данцигер, Экран и сцена, 27.02.2020
Интервью с Оскаросом Коршуновасом, видеосюжет телеканала «Культура», 27.02.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 26.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ под музыку The Prodigy, видеосюжет телекомпании НТВ, 26.02.2020
На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2020
Неактуальная война, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 9.02.2020
Игорь Верник сыграет Тригорина в новой «Чайке» литовского режиссера, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 6.02.2020
«Ангелы спят, когда черти дерутся», Елена Жатько, Театрон, 3.02.2020
МХТ записал видеопризнания в любви, Алёна Карцева, Театрал, 1.02.2020
Долгое прощание, Светлана Полякова, Экран и сцена, 30.01.2020
Как душа с телом расставалась, Алла Шевелева, Театральная афиша столицы, 24.01.2020
МХТ имени А. П. Чехова привёз в Екатеринбург спектакль «№ 13D», видеосюжет телеканала «Россия» («Вести. Урал»), 21.01.2020
В МХТ появится «Чайка» Коршуноваса, Виктор Борзенко, Театрал, 20.01.2020
МХТ имени Чехова привёз в Екатеринбург знаменитую постановку «№ 13D», видеосюжет Свердловского областного телевидения, 20.01.2020
За хвостом птицы-тройки, Ольга Фукс, Международный Институт Театра. Российский центр, 17.01.2020
Театр в 2020 году: 12 главных событий, Алла Шендерова, The City, 13.01.2020