Мёртвые души (1932)
О спектакле
- Премьера:
28 ноября 1932 г. на сцене МХАТ имени М. Горького прошла премьера спектакля по инсценировке М. Булгакова поэмы Н. Гоголя «Мертвые души». Первоначальный план постановки был выработан режиссером В. Сахновским, М. Булгаковым и Вл. Немировичем-Данченко, в качестве художника приглашен В. Дмитриев. Булгакову хотелось поставить фантасмагорический спектакль, передающий гоголевский мистицизм. Но К. Станиславскому, вошедшему в постановку позднее, спектакль виделся по-иному, он решил показать возможности театра, в котором все держится на актере — актерского театра. Станиславский повернул спектакль в сторону чичиковской авантюры, той «идеи-заразы», которая пронеслась по Руси. Он перенес репетиции к себе домой, в Леонтьевский переулок. Вместо Дмитриева пригласил художника В. Симова, с которого начинался МХАТ, с его «репинскими красками». Станиславский говорил актерам: «Я выпускаю спектакль, хотя он еще не Мертвые души, не Гоголь, но я вижу в том, что вы делаете, живые ростки будущего гоголевского спектакля. Идите этим путем и вы обретете Гоголя. Но это еще не скоро… Через пять-десять лет вы сыграете Чичикова, а через двадцать вы поймете, что такое Гоголь…»
- Первоначальный план постановки
-
Михаил Булгаков,
Владимир Немирович-Данченко,
Василий Сахновский
- Постановка
-
Константин Станиславский
- Художник (решение не осуществлено)
- Владимир Дмитриев
- Художник
-
Виктор Симов
-
Коробочка
-
Анастасия Зуева
-
Ноздрев
-
Иван Москвин
-
Собакевич
-
Михаил Тарханов
-
Чичиков
-
Василий Топорков
Описание
28 ноября 1932 г. на сцене МХАТ имени М. Горького прошла премьера спектакля по инсценировке М. Булгакова поэмы Н. Гоголя «Мертвые души». Первоначальный план постановки был выработан режиссером В. Сахновским, М. Булгаковым и Вл. Немировичем-Данченко, в качестве художника приглашен В. Дмитриев. Булгакову хотелось поставить фантасмагорический спектакль, передающий гоголевский мистицизм. Но К. Станиславскому, вошедшему в постановку позднее, спектакль виделся по-иному, он решил показать возможности театра, в котором все держится на актере — актерского театра. Станиславский повернул спектакль в сторону чичиковской авантюры, той «идеи-заразы», которая пронеслась по Руси. Он перенес репетиции к себе домой, в Леонтьевский переулок. Вместо Дмитриева пригласил художника В. Симова, с которого начинался МХАТ, с его «репинскими красками». Станиславский говорил актерам: «Я выпускаю спектакль, хотя он еще не Мертвые души, не Гоголь, но я вижу в том, что вы делаете, живые ростки будущего гоголевского спектакля. Идите этим путем и вы обретете Гоголя. Но это еще не скоро… Через пять-десять лет вы сыграете Чичикова, а через двадцать вы поймете, что такое Гоголь…»