ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Порох — пепел — кислород

Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
На Малой сцене режиссер Виктор Рыжаков сжал в два часа первый том самого горького романа Астафьева — «Черная яма». Сибирский лагерь призывников 1942 года. Три месяца до отправки новобранцев на фронт.

Немецкие пули тут не свищут. Только свои. В воспитательных целях.

Белесое исподнее пятого срока службы, черная кирза, землистый хлеб, серое от ветра и дождей жердье для печурки: все цвета изможденной российской вечности. Задник — видеоэкран, да лента рвется, визжит, дрожит, как в полковом клубе. Грохочут угрюмые утюги ботинок: в единое тело смяты парни из бараков, раскулаченных деревень, опечатанных НКВД квартир, староверских заимок. Казахи, армяне, евреи. Ротный, недобиток из «бывших». То бишь вся Россия. 

На них ни звезды, ни лычки, ни кителя: плоть Отечественной войны отвеялась. Зато память ее вошла в генокод. Вот Особист ведет политзанятия в полуголодном, обученном на деревянных трехлинейках 1891 года полку. Он делает пируэты, чуть не батманы и жете, скользит вдоль строя балетным шагом гофмановского Крыса, повторяя вновь и вновь одну мелодекламацию про Сталинград:

 — Наши доблестные войска-а-а! Ведут свои кровопролитные бои-и!

Ничего больше. Сюр. Миф. Тень из преисподней. Но глядя на адский иероглиф этой фигурки, многое вспомнишь родное, далекое. Да и близкое тоже.

Новобранцам Астафьева по 18 лет. Хорош их старшина, царский еще фельдфебель, сиделец 1920-х, рыжеусый, тощий, как рысь, Шпатор (Алексей Шевченков). Но в основном Рыжаков собрал для спектакля выпускников театральных школ 2009-2010-го.

Неделю они провели в армейской «учебке». И не знаю, как еще будил режиссер историческую память актеров (хотя она у любого нашего человека близко лежит, разбуди — завоет), но когда они у рампы выкрикивают «допризывные» судьбы своих героев (одна другой горше), когда молятся за души «показательно расстрелянных» братьев Снегиревых… все тут настоящее.

Юностью актеров, ритмом, которым дер-жит действо, яростью выкрикнутой правды «Прокляты и убиты» похожи на самый известный из прежних спектаклей Рыжакова — на поставленный в героическом подвале Театра.doc «Кислород».

Там все держалось на рэпе молодого Ивана Вырыпаева о страшном тектоническом разломе между Чистыми прудами и Подольском. Здесь, восемь лет спустя, — на прозе Астафьева: «Им-то, детям своего времени и, как Коля Рындин утверждает, Богом проклятой страны… жизнь по Божьему велению и правилу заказана. Строгими властями и науками завещана им вечная борьба, смертельная борьба за победу над темными силами, за светлое будущее, за кусок хлеба, за место на нарах, за… за все борьба, денно и нощно».

На этой мысли держатся «Прокляты и убиты» МХТ. И еще на песнях. Точно, как в духовном стихе, Черный и Белый, аггел и ангел, спорят о времени и месте.

О месте в первую очередь. Почти все, что довела до пропасти на 28 миллионов Отечественная, — осталось с нами. В спектакле Рыжакова это видно.

За Черным поздняя трезвость диагнозов. За Белым песни. И ком в горле зала.

Новобранцы поют «С берез неслышен, невесом…», лихую, с выходом «Пора молодцу жениться, пора ехать со двора!» (с кем обвенчались в окопах молодцы 1924 года рождения, 93% их - дело известное). И в финале, когда уж погружены в теплушки, одеты в выбеленные до сияния телогрейки — полевую форму Красной армии в рати Михаила Архистратига, — поют «На сопках Маньчжурии…»

Без аранжировок. Без задушевности. По-солдатски. Так, как пели это в 1906-м уцелевшие в мясорубке Мукдена: «Белеют кресты / Далёких героев прекрасных. / И прошлого тени кружатся вокруг, / Твердят нам о жертвах напрасных. / Героев тела / Давно уж в могилах истлели, / А мы им последний не отдали долг…»

…В юбилей, 9 Мая, Москва гуляла. Для разнообразия — под «Офицерский вальс». Висели меж сталинских фасадов умильные перетяжки, выходили коллекционные тома фронтовых плакатов: для кофейного столика патриотов. Кто-то явно взял у города подряд на георгиевские банты для штата казенных учреждений: бледные банковские девчушки выглядели в них, как кошки-копилки.

И в МХТ 9 Мая 2010-го давали премьеру. Это была «Дуэль» Чехова.

А вот «Прокляты и убиты» вышли на сцену в послепожарную осень.
Пресса
Цветы-цветы, Татьяна Купченко, Современная драматургия, № 4, 2016, 30.01.2017
Киноплёнка в голове, Наталья Соколова, Прочтение, 19.01.2017
«Dreamworks. Мечта сбывается» в МХТ имени Чехова, Эвелина Гурецкая, The Hollywood Reporter Russia, 18.10.2016
Театр, который исполняет желания, Дарья Лабутина, Татьянин день, 9.09.2016
В Школе-студии МХАТ выпускникам вручили дипломы, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2016
Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 23.05.2016
“Dreamworks”, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 19.05.2016
«Призрачно всё в этом мире бушующем…», Юлия Бурулёва, World Podium, 15.05.2016
“Dreamworks”: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016
Интервью с режиссером Виктором Рыжаковым, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2016
Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016
«Афиша»: «Angry Birds в кино» и “Dreamworks” в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016
На потребу реплики, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.05.2016
То ли девушка, а то ли виденье, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.05.2016
Мечтоносец, Елена Жихарева, Русский пионер, 12.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 18.01.2016
Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015
Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015
Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015
«Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015
Ювелирные иллюзии, Ирина Корнеева, Российская газета, 2.09.2015
Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015
На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
Виктор Рыжаков, oppeople.ru, 20.06.2014
Бес-пробудное, Ксения Ларина, The New Times, 19.05.2014
Без вранья, Ольга Булгакова, Театрал, 19.05.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
За пьянь без мата, Николай Берман, Газета.ru, 6.05.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 21.04.2014
Мнимые величины, Кристина Матвиенко, Colta.ru, 9.04.2014
Вырыпаевская вакханалия, Александра Солдатова , Новая газета, 9.04.2014
«Пьяные»: взгляд на мир под углом откровенности, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 7.04.2014
«Пьянство» как универсальный рецепт счастья, Дарья Брянцева , Deutsche Welle, 21.02.2014
Секунды тишины, Виталий Ченский, Комп@ньон, 8.11.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Как Станиславский сохранил себя в СССР, Владимир Колязин, Независимая газета, 21.01.2013
Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012
Виктор Рыжаков. Что такое режиссура сегодня?, Петербургский театральный журнал, № 1 (63), 02.2011
Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010
Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010
Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010
Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010
Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010
Порох — пепел — кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
МХТ представил первую премьеру сезона — «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010
«Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010
Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008
Классовая любовь, Елена Дьякова, Известия, 11.03.2008
Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008
Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008
Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008
Контрольный выстрел, Мария Седых, Итоги, 3.03.2008
Возвращение легенды, Радио Культура, 28.02.2008
«Сорок первый», Известия, 22.02.2008
«Сорок первый»: Opus Posth, Алла Шендерова, Ваш досуг, 21.02.2008
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
Возможность трагедии в «Июле», Марина Токарева, Московские новости, 8.12.2006
Рождение трагедии из духа, Марина Давыдова, Известия, 30.11.2006
Мой ласковый и нежный маньяк, Влада Гончарова, Независимая газета, 29.11.2006
Барышня с большой дороги, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.11.2006
Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария», Марина Тимашева, Радио «Свобода», 28.11.2006
Погода была ужасная, принцесса была прекрасная, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 28.11.2006
Год начинается с «Июля», Алена Солнцева, Время новостей, 28.11.2006
Барышня и маньяк, Итоги, 27.11.2006
Как я съел медсестру, Роман Должанский, Коммерсант, 27.11.2006
Санитарка как еда, Дина Годер, Газета.ру (Gzt.Ru), 24.11.2006
На последнем издыхании, Марина Давыдова, Консерватор, 24.10.2002