Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Сеанс с разоблачением: в МХТ состоялась премьера спектакля «Дамасобачка»Зоя Игумнова, Известия, 18.06.2024 Премьерой спектакля «Дамасобачка» на Малой сцене МХТ отметили двойной юбилей: самому известному рассказу Чехова «Дама с собачкой» — 125 лет, Художественному театру — столько же. За постановку взялся кинорежиссер Алексей Мизгирев, решив вывести на первый план героев, которых Чехов только упоминает, — это супруги главных героев Гурова и Анны Сергеевны. Вдобавок действие было решено перенести в кабинет психотерапевта. В итоге адюльтер превратился в драму, а затем и в трагедию. «Известия» побывали на показе и узнали, как сложилась бы жизнь героев, будь они честны с собой.И последние станут первыми Идея поставить «Даму с собачкой» родилась из разговора Алексея Мизгирева с худруком МХТ Константином Хабенским. Совпадающие юбилеи они решили отметить не традиционной, а экспериментальной инсценировкой. Режиссер перенес действие в наши дни. Герои встречаются не на набережной Ялты, а в кабинете психотерапевта. Теоретически, такое могло происходить во времена Чехова. 125 лет назад люди уже знали про доктора Фрейда и его сеансы. Так почему бы не взглянуть на историю Гурова и Анны Сергеевны с позиции их супругов, встретившихся вместе загулявшими возлюбленными не где-нибудь, а на приеме у врача? Какие потаенные мысли довелось бы там узнать? — В спектакле на 90% текст Чехова, моих включений быть может только процентов десять, — признается Мизгирев. — Я себе позволил лишь сюжетный разворот. Мне хотелось сделать Чехова будто глазами Бергмана. Рассказ Чехова на пять страниц кинематографист проработал досконально и существенно расширил. Жена Гурова и муж Анны Сергеевны в спектакле получили голос и право выговориться. Вместе с доктором они решают, возможно ли прощение тех, кого попутал нечистый, кто нашел себе увлечение на стороне? Роль Гурова режиссер доверил артисту Театра Вахтангова Сергею Волкову. Несмотря на возраст (31 год), у него уже есть «Золотая маска» за роль Бертольта Брехта в спектакле «Кабаре Брехт». Анну Сергеевну сыграла Полина Романова. Заслуженная артистка России Дарья Юрская вышла в образе Мадам Гуровой. А Кирилл Власов стал Фон Дидерицем. Препарирует сознание героев психотерапевт, которого сыграл Ростислав Лаврентьев. — Это было забавно, когда режиссер на репетиции будто снимал фильм, ему казалось, что всё должно родиться на первой репетиции, как дубль на съемочной площадке, — рассказала «Известиям» Дарья Юрская. — У нас была притирка. Да и ему с нами было сложно. Кино и театр — миры параллельные. Мы были в эксперименте и честно трудились, доставая персонажей из себя. Но плюс от работы с кинематографистом в том, что артисты на сцене, как в фильме, тесно и много взаимодействовали друг с другом. Режиссер убрал из спектакля даже переодевания. Играют артисты в одних и тех же костюмах. Действие держит зрителя в напряжении. — Представить, что я пришел с женой и любовницей и ее мужем на психотерапию — сложно, а уговорить всех собраться — практически невозможно, — поделился с «Известиями» Сергей Волков. — Но это вполне могло случиться. Ведь поводом для визита стало то, что человек решил начать новую жизнь, а значит надо разобраться со старой. Вот только пока на это у Гурова не хватает силы и воли. Исповедь любовников Художник Мария Мелешко отошла от привычного пространства сцены. Задник сцены напоминает скат крыши. Стена обита досками, на них цифры: 1899 — это год создания Антон Павловичем «Дамы с собачкой», а рядом — 2024. Зал выстроен по секторам. Они повернуты лицом к подиуму, на котором и разыгрывается действо. Пол сцены блестит и отражает происходящее на ней. Действие происходит в кабинете психотерапевта. Место доктора в этом пространстве в «подполье». Вернее, в яме по центру подиума. Для пациентов — два ряда стульев вокруг. Первый ряд стоит так близко к краю ямы, что, кажется, еще чуть-чуть, и пациенты оступятся и упадут в нее. Но герои всячески избегают опасности. На сцене пять персонажей: психотерапевт, Гуров с женой, Анна Сергеевна с мужем. Супругам влюбленной пары стало известно об измене. С помощью доктора они пытаются выбраться из этой истории, да так, чтобы каждый остался при своем. Психотерапевт обращается к семье Дмитрия Гурова не иначе как «господа». Но господа не сдерживают себя и демонстрируют собравшимся свое истинное лицо. Дмитрий Дмитриевич рассказывает, что давно не любит свою жену. Что когда-то, будучи студентом, женился на ней. А теперь разглядел массу раздражающих его черт. Анна Сергеевна тоже разлюбила супруга. Ей не нравится, что он лакей, хоть и фон Дидериц. Переехав к нему в Саратов и прожив с ним два года, она так и не узнала, где он работает. Анна Сергеевна чувствует, что поступила плохо, винится за измену перед мужем. И кажется, он ее давно простил. Но чтобы хоть как-то унизить изменницу, заставляет ее встать на четвереньки и выть по-собачьи. Она безропотно падает ниц. Супруг Анны Сергеевны уверен: не она заинтересовала Гурова, а ее белый шпиц. Животное в спектакле не появляется. — Даже мысли не было ввести собаку в спектакль, — признается «Известиям» режиссер Алексей Мизгирев. — Никогда, ни разу. Зато то Анна Сергеевна воет, стоя перед мужем на коленях, а то жене Гурова в приступе паники врач рекомендует дышать собачкой. Режиссерское решение Роль чеховского ружья, которое в итоге обязательно стреляет, у Мизгирева играет арбуз. Сначала он становится аллегорией шпица Анны Сергеевны. С ним играют, его катают по сцене, берут на руки, обвиняют. И в припадке злости Гуров роняет арбуз. С этого момента перед зрителем разворачивается сцена грехопадения героев. Сладкую красную ягоду герои едят руками, ломают на мелкие части, валяются в разбитой мякоти по сцене. Такое режиссерское решение — стильно, красиво и сделано со вкусом. Зал быстро наполняется сладким ароматом. Как рассказал «Известиям» Сергей Волков, за время репетиций было разбито очень много арбузов. Благо, сейчас в любое время года их нетрудно найти. За историей, придуманной Алексеем Мизгиревым и сыгранной артистами МХТ, интересно следить. Здесь есть над чем подумать. Как признается Дарья Юрская, весь репетиционный период, который начался в феврале, напоминал актерам сеанс у психотерапевта. Они терапировали друг друга и себя. Когда сын актрисы побывал на прогоне спектакля, то сказал ей, что доктор, которого играл Ростислав Лаврентьев, это же сам Чехов. Писатель ведь был доктором. И то, что сеанс героев «Дамы с собачкой» мог бы провести сам автор, очень по-мхатовски. — Чехов жесток к своим персонажам, я вообще не уверена, что он любит их, — рассказала «Известиям» Дарья Юрская. — Он, как Набоков, который прикалывал бабочек. Только Антон Павлович насаживает на иголку собственных героев. Не стоит раскрывать всех козырей, припрятанных в рукаве режиссером, но заметим, что для Чехова характерна нелюбовь к своим героям. Иссушающая страсть приводит их к опустошению. Как признается режиссер, он мог бы поверить, что развитие событий в жизни Анны Сергеевны, Гурова и их спутников могло бы завершиться таким образом, как на сцене МХТ. Несмотря на то, что происходящее на сцене, по большей части, вымысел постановщика, но от первоисточника он далеко не ушел. А бережно соответствовал стилю автора. Возможно, если бы Чехов захотел продолжения, то написал бы его именно так. Скорее всего, МХТ минуя все режиссерские лаборатории с поиском молодых талантов, приобрел своего постановщика в лице Алексея Мизгирева. Зрителю было бы интересно посмотреть, на что еще способен кинорежиссер, поставленный в условия сценической коробки. Оригинал статьи и фоторепортаж Пресса Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024 Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024 Дама из рассказа Чехова стала собачкой, а собачка превратилась в арбуз, Наталья Бабахина, Метро, 18.06.2024 На сцене Московского Художественного театра «дама с собачкой» завыла от отчаяния, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.06.2024 Сеанс с разоблачением: в МХТ состоялась премьера спектакля «Дамасобачка», Зоя Игумнова, Известия, 18.06.2024 Мизгирёв в МХТ отправит героев «Дамы с собачкой» к психотерапевту, Елена Алдашева, Театръ, 17.06.2024 Дон Жуан как Командор, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 16.12.2021 Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021 Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021 В МХТ имени Чехова большая премьера — спектакль «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет Первого канала, 16.10.2021 Премьера «Заговора чувств». Фоторепортаж Александра Иванишина, Медиацентр МХТ, 31.03.2021 Телеверсия мхатовского вечера «Круг чтения»: «Весь мир театр» (запись 2012 г.), телеканал «Театр», 27.06.2020 «Пред великою да сказочной страною», Ольга Егошина, Театрал, 22.12.2019 «Конёк-Горбунок» МХТ на фестивале «Путешествие в Рождество». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 2.01.2018 Премьера спектакля «Гордость и предубеждение» в МХТ им. Чехова, Сергей Чалый, Русский блоггер, 28.09.2016 Пресс-показ нового музыкального спектакля «Гордость и предубеждение». Фоторепортаж Михаила Ветлова, Geometria.ru, 24.09.2016 «Гордость и предубеждение» в МХТ им. Чехова. Фоторепортаж Ильи Золкина, Культура двух столиц, 24.09.2016 МХТ «Гордость и предубеждение» по роману Дж. Остин. Фоторепортаж Михаила Белоцерковского, часть 1, 24.09.2016 Бунтари: Мама, это рок-н-ролл, Екатерина Балуева, Субкультура, 19.02.2016 8 вопросов для Ростислава Лаврентьева, Пресс-служба МХТ, 18.02.2016 «Бунтари» в фотографиях Геннадия Усоева, 18.12.2015 «Бунтари». МХТ. Фоторепортаж Сергея Милицкого, 18.12.2015 «Бунтари» в фотографиях Галины Фесенко, 18.12.2015 «Бунтари» в фотографиях Владимира Майорова, 17.12.2015 «Сказка о том, что мы можем, а чего нет» на фестивале «Александринский», видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 27.10.2014 К акции Ice bucket challenge присоединились актеры МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 11.09.2014 Финская пьеса в Художественном театре, Елизавета Авдошина, театральный портал «Чеховед», 13.04.2014 «Сказка о том, что мы можем, а чего нет» дебютировала в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 28.09.2013 МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть II), телеканал «Театр», 8.05.2013 В МХТ имени Чехова Василий Бархатов представил спектакль «Новые страдания юного В.», видеосюжет телеканала «Звезда», 26.01.2013 В МХТ «сварили» «Новые страдания юного В. », Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.12.2012 Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012 Как сделать народ счастливым принудительно?, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 14.02.2012 «Событие» Богомолова: метаморфоза бессобытийности, видеосюжет МТРК «Мир», 28.01.2012 В МХТ состоялся предпремьерный показ спектакля «Событие» по пьесе Набокова, видеосюжет телеканала «Звезда», 24.01.2012 Спектакль «Событие» по пьесе Владимира Набокова в Московском Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2012 В МХТ поставили сказку для всей семьи «Белоснежка и семь гномов», РИА-Новости, 4.11.2011 Люди и премьеры. «Киже» Кирилла Серебренникова, телеканал «Театр», 03.2009 |