Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

На сцене Московского Художественного театра «дама с собачкой» завыла от отчаяния

Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.06.2024
За столь вычурным, с претензией названием скрывается сюжет хрестоматийного рассказа Антона Павловича Чехова. В этом году и рассказу «Дама с собачкой», и Московскому Художественному театру — 125 лет. Решили отметить двойной юбилей постановкой.

«После Чехова никто не может писать так просто о таких простых вещах, как он это умеет», — так рецензировал Горький рассказ, где банальный курортный роман оборачивается настоящей большой любовью. Но разве Горький авторитет для современных режиссеров? Всё, что просто и внятно, им кажется неинтересным.

Алексей Мизгирёв, больше известный как кинорежиссер («Кремень», «Бубен-барабан», «Конвой» — это его фильмы) сочинил собственную историю на основе Чехова. У него герои «Дамы с собачкой» и второстепенные персонажи приходят на сеанс к психотерапевту (его играет Ростислав Лаврентьев), который владеет техникой гипноза.

Персонажи, которые у Чехова упомянуты вскользь: жена Гурова, муж Анны Сергеевны (появляется мельком в театре) становятся полноправными героями, как и Гуров, и Анна Сергеевна. У каждого из них своя боль, которую они проговаривают, изливают душу, рефлексируют… Некоторые, как становится понятно, подвергнуты психологическому насилию. Анна Сергеевна (то есть дама с собачкой, её играет Полина Романова) просто задыхается от отчаяния. То она роняет слезу (по-настоящему), то воет собакой (очень долго). Градус действия доходит до трагедии. Жена Гурова, которой муж постоянно изменяет, отравилась мышьяком. Чехов до такого не додумался. Гуров и Анна Сергеевна пытаются совершить двойное самоубийство, как в японской пьесе про гейшу. Убить друг друга – единственный способ освободиться от любви. Но умирают они или нет до конца не ясно. Некоторые зрители заподозрили Гурова в убийстве Анны Сергеевны. Другие наоборот: Анна Сергеевна убила Гурова. У Чехова, кстати, нет и намека на такой финал… Хотя тоже не вполне оптимистично: самое сложное и трудное у Гурова и Анны Сергеевны только начинается.

«Для меня этот рассказ Чехова никогда не был историей про любовное приключение. Этот рассказ про непростые отношения мужчины и женщины. Адюльтер превратился в личную драму. За сюжетом чувствуется тема отчаяния, — говорит режиссёр Алексей Мизгирёв, убежденный в том, что мужчина и женщина никогда не могут быть счастливы. — Человек вообще не может быть счастлив. И даже сеансы психотерапии не помогут…». И это что-то его личное.

Мизгирёв объяснил и необходимость мышьяка, и убийства. В рассказе Чехова всего 5 страниц, «в нём нет драматургии, надо было найти драматические ходы». Режиссёр их находит: в пароксизме страсти Анна Сергеевна катается с Гуровым (его играет хороший артист Сергей Волков) по раскромсанному на полу арбузу. Арбуз – это самостоятельный персонаж. У Чехова упоминается вскользь, во время первого интимного свидания героев. «На столе в номере был арбуз. Гуров отрезал себе ломоть и стал есть не спеша». В спектакле Мизгирёва арбуз наделен чувственным, сексуальным смыслом. Герои запихивают арбуз друг другу в рот, надевают на голову, брызги арбузного сока летят в зрителей…

Говорят, пока режиссер искал «драматический ход», актеры сильно мучились. Дмитрию Мизгиреву правила и порядок театральных постановок был в диковинку. «У нас был длинный путь в процессе репетиций. И мы тоже занимались психотерапией», — дипломатично сообщила актриса Дарья Юрская. Она играет жену Гурова, ту, что отравилась мышьяком.

Спектакль идет чуть больше часа. Несмотря на брызги арбуза, собачку и гейшу стало клонить ко сну минут через 10 действия (подействовал психотерапевтический сеанс с элементами гипноза). И в финале остались сплошные вопросы. Почему в театр пригласили кинорежиссёра, хотя такое теперь случается? Почему «Дама с собачкой»? «Это было исключительно мое желание», — рассказал Мизгирёв, как он встретился с худруком МХТ Константином Хабенским и сделал ему предложение. А что, так можно было? Прийти в главный драматический театр страны, взять классику на выбор, дописать её по-своему… И готова премьера.

Оригинал статьи
Пресса
Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Дон Жуан как Командор, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 16.12.2021
Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
«Пред великою да сказочной страною», Ольга Егошина, Театрал, 22.12.2019
Бунтари: Мама, это рок-н-ролл, Екатерина Балуева, Субкультура, 19.02.2016
«Сказка о том, что мы можем, а чего нет» на фестивале «Александринский», видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 27.10.2014
Финская пьеса в Художественном театре, Елизавета Авдошина, театральный портал «Чеховед», 13.04.2014
МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013
В МХТ «сварили» «Новые страдания юного В. », Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.12.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Как сделать народ счастливым принудительно?, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 14.02.2012