Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

В МХТ имени Чехова премьера спектакля «8 разгневанных женщин»

, 7.03.2025
Пьеса французского драматурга Робера Тома часто решается в театрах в жанре водевиля. Но режиссер-постановщик и хореограф Алла Сигалова взглянула на нее иначе и рассказала эту историю в форме криминальной драмы.

«8 женщин» — одна из самых известных пьес Робера Тома. По сюжету они, собравшись в загородном доме в канун Рождества, пытаются выяснить, кто из них виновен в смерти дорогого им всем мужчины — мужа, брата, отца, зятя и дяди. Пьеса написана по лекалам классического детектива: место действия отрезано от внешнего мира, под подозрением все присутствующие, мотив для убийства есть у каждой.

Ее не раз экранизировали, в частности, Франсуа Озон. В театрах эту пьесу тоже очень любят, Москва — не исключение. Известны они под названием «Восемь любящих женщин». Режиссер-постановщик и хореограф Алла Сигалова решила убрать из материала присущие ему водевильность и легковесность, чтобы поговорить о взаимоотношениях мужского и женского миров:

Алла Сигалова
режиссер-постановщик и хореограф
«Материал-то достаточно плоский. А вот что в него можно вложить, какие смыслы туда можно спрятать и вскрыть — вот это самое главное. Я прочитала благодаря этому материалу такое количество потрясающих работ научно-исследовательских по взаимоотношению полов. О том, что мы, бедные женщины, всегда немножечко на заднем плане. Это некое несовпадение, неравномерность, она присутствует всегда, к сожалению».

От водевильности остались разве что танцы, но и они решены в необычной гротесковой форме. В коротком этюде каждая героиня рассказывают свою историю, продолжает актриса Мария Фомина:

Мария Фомина
актриса
«Было сложно, потому что я не очень люблю танцевать, не очень привыкла существовать в такой манере — прямо игровой форме. Танец сделан под каждую героиню, учитывая ее какую-то драму личную. Что очень важно, Алла Михайловна очень отталкивалась от индивидуальности каждой актрисы, что выгоднее где подчеркнуть, что лучше получается. Каждая героиня — это собирательный образ таких узнаваемых женских качеств. В каждой можно найти что-то свое».

Почему «любящие» женщины стали «разгневанными», авторы отвечают, что одно вытекает из другого: ведь и гнев, и ненависть — это все остывшая любовь. И им было важно подчеркнуть именно последнее. Сама «восьмерка» намеренно прописана цифрой, символизируя знак бесконечности. А чего конкретно — каждый решит сам. Актриса Александра Ребенок сформулировала для себя это как «классическое вечное женское»: когда женщины вместо того, чтобы сплотиться, хотят конкурировать, даже в горе, и часто от этого и возникают сложности:

Александра Ребенок
актриса
«Вообще восемь женщин в одном пространстве — это достаточно жуткая история. Женщины, находящиеся в степени отчаяния, и каждая сама за себя. Моя героиня в третьем акте говорит: „Если бы все женщины были заодно, они бы правили этим миром“. А пока мы порознь, этим миром управляют мужчины — они-то между собой солидарны. В принципе, наш мир диктует нам новые обстоятельства, мы наравне с мужчинами. Но все-таки я верю в то, что женская сила в ее слабости».

Особое внимание в спектакле уделено декорациям и костюмам, которые меняются вместе с ходом повествования. За это отвечает Мария Трегубова. Перед началом сцена стилизована под глянцевый журнал. И это своего рода иллюзия. А разбивается она чаще всего в момент трагедии. Так и здесь. Декорации глянца резко сменяются на красные — символ боли и гнева. Во втором акте — на зеленые: героини вместе со зрителем погружаются в дикий мир природы, где раскрывается их интуиция. Третий акт — пустая сцена: женщины начинают четко видеть мир, какой он на самом деле. Продолжает актриса Дарья Мороз:

Дарья Мороз
актриса
«Для меня эта история про то, как вскрывается сущность человека в экстремальных обстоятельствах. В итоге непонятно, что более ценно: то, какую маску надевал человек, или тот, какой он настоящий. Наверное, иногда маска — это единственная возможность сохранить спокойствие в доме, а настоящесть может это разрушить, так и наоборот. В спектакле „8 разгневанных женщин“, безусловно, мужчину убивает правда, когда он видит то настоящее, что вылезает из женщин, которые его окружают. Когда они все были запахнуты, с этим можно было сосуществовать, хотя иногда это расстраивало и так далее. А когда он это все увидел, конечно же, это его убило».

А для актрисы Юлии Чебаковой это в первую очередь история про женщин, которые любят слишком сильно:

Юлия Чебакова
актриса
«Когда мы любим сильно, мы создаем иллюзию, мы не видим правду. И моя героиня как раз про это, она стала жить не своей жизнью. Только в конце она понимает эту фразу: „20 лет служишь в доме, начинаешь верить, что это твой дом и твои дети“. Я бы в преддверии 8 Марта сказала бы: женщины, любите себя настоящей. Только тогда мы сможем увидеть настоящего мужчину, какой он есть, и без трагедий, без каких-то кошмаров, которые, конечно, присутствуют в жизни, но без этого видеть реальность и получать любовь, и дарить мужчинам».

Также среди разгневанных женщин — Софья Шидловская, Софья Эрнст и Аня Чиповская. Премьера намечена на 8 марта, что довольно-таки символично. Билетов уже нет, как и на ближайшие показы в марте и апреле.

Оригинал статьи
Пресса
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
Есть одна награда — смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022
МХТ имени Чехова в новом сезоне удивит зрителей, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2019
О «зрительском климате» рассказали в Комсомольске актеры Игорь Гордин и Александра Ребенок, Илья Давыдов, видеосюжет ДВ-новости (Комсомольск-на-Амуре), 29.08.2019
Программа «Агора». 120 лет МХТ, Михаил Швыдкой, телеканал «Культура», 27.10.2018
«Три сестры» по-богомоловски, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.06.2018
Константин Богомолов не стал устраивать провокаций, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 20.06.2018
Шестью сестрами больше, Марина Шимадина, Театр, 17.06.2018
Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018
Сестры немилосердия, Елена Федоренко, Культура, 7.06.2018
Все равно! «Три сестры» в Московском Художественном театре, Татьяна Филиппова, Культуромания, 6.06.2018
В МХТ имени Чехова представят самых красивых «Трех сестер», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 30.05.2018
Вудиальный скандал, Светлана Наборщикова, Известия, 11.01.2017
Богомолов поставил в МХТ Вуди Аллена, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.12.2016
Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016
«В отчаянной попытке остаться вдовой», Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 5.12.2016
«Афиша»: фильм «Союзники» и спектакль «Сентрал Парк-Вест», видеосюжет телеканала «Москва 24», 1.12.2016
Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016
Трэш-водевиль с мушкетерами, Ирина Шведова, Московская правда, 15.01.2016
Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015
Послушайте! Поэты на Красной Пахре, телеканал «Культура», 10.11.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
Ответственность за зрелище, Софья Ефимова, блог СТД РФ, 18.12.2014
А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Вот такие Карамазовы, Анна Балуева, Комсомольская правда, 29.11.2013
Карамазовы и ад, Марина Давыдова, Colta.ru, 29.11.2013
Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013