Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Анатолий Смелянский о спектакле «Светлый путь»

Посмотрел «Светлый путь» в простой рабочей видеозаписи без монтажа и акцентов, и появилось желание как-то закрепить самые первые впечатления от рождающегося спектакля (для режиссера, актеров, для тех, кто это сочинил. Старые дрожжи взыграли, извините). В первых двух частях я еще так или иначе участвовал, и кабаретный спектакль «19.14» на Малой сцене считал и считаю важным прорывом для Саши Молочникова и для многих его подельников. И вот сейчас финальная часть трилогии, да еще на Основной сцене. Видел на диске прогон первого акта в конце прошлого сезона, понимал, что складывается какая-то история, но то, что сейчас увидел, вызвало другое чувство. Осторожно назову его так: предвестие большой удачи. Как будто наша Большая сцена, стольких режиссеров и актеров перемоловшая, открыла в А. Молочникове новое дыхание. Новое ощущение пространства, новое отношение к нашей истории, указавшей миру соблазнительный «светлый путь», с которого, казалось, никогда не свернем. И вот на тебе, свернули! И дело не в том, кто как играет, а в общем строе всей этой затеи. Работает мощно и горизонталь, и вертикаль сцены. Возникает соцартовская по стилю, платоновская по духу (в смысле Андрея Платонова) домашняя легенда, придуманная в наши дни и сыгранная отважно, злободневно, без тени смущения и робости. Влекущий за собой ритм, одушевление, юмор, сарказм, балаган, монтаж аттракционов, помесь. Генерального штаба и Собора, отголоски синей блузы, стиль эпохи большого проекта и большого террора, советская живопись, и кино – все брошено в переплав. Поразило, что эти ребята, которые по «светлому пути» по сути не хаживали, запросто смахнули вещи, к которым мы подбирались по миллиметрам. Помню, как М. Шатров в присутствии О. Ефремова читал у себя в «доме на набережной» синклиту либеральных мудрецов очередную пьесу про Ленина и революцию. Шел 87 год, Миша отважился в перестроечной пьесе еще раз показать, каким мерзавцем был Сталин и как он испортил дело Ильича. Когда стали обсуждать, мрачно молчавший Олег вдруг спросил автора, как пьеса называется, Шатров ответил: «Дальше, дальше, дальше». И вдруг Олег как будто электрошокером ударил, выбросив вперед ладонь: «Ну, так тогда давай!». И этот «выпад на рапире» был совершенно неожиданным от человека, который в 1981 году поставил «Так победим!». Для тех, которые сегодня играют «Светлый путь», даже вопроса этого не существует. Они сдваивают до неразличимости Ленина и Сталина, его концертно играет Игорь Верник, и это одно из очевидных прозрений театра. Все покрывающая наивная молодая простота, бесстрашие и свобода художественного высказывания. При этом все делается моментально, через игру, через пародию, через лицедейство, без всякого психоложества. Тёма Быстров, который со своим Макаром становится, мне кажется, актером национального значения. А рядом с ним Вика Исакова, Ира Пегова, приглашенный от Женовача прекрасный Алексей Вертков, наш Паша Ворожцов из Школы-студии, крупные выразительные киношные планы рассейских мужиков, всей этой великолепно работающей массовки, то есть народа, то есть родного Чевенгура, все пошло в дело. Вся идеологическая оснастка утопии, отпустившей на волю подпольные человеческие страсти и комплексы, распахнута настежь и театрально дискредитирована. Паулина Андреева подает свою Коллонтай с ее идеей «свободной любви» в отменном цирковом ракурсе. При этом все эти механико–гимнастические сексуальные упражнения выполнены почти цитатно и театрально граничат с биомеханикой. И как заиграли, наконец, в пандан актерам наши плунжера, открыв ад и рай пустого пространства, как вовремя возникло это зрелище и как здорово, что хватило сил довести это до конца и не сфальшивить в финале. Наверное, через пять-десять спектаклей выяснится, как это все будет взаимодействовать с нынешней публикой, растерянной, оглушенной, не знающей куда и за кем бежать. Надеюсь, спектакль сделает свой отбор и принесет МХАТу (советскому и постсоветскому) то, что он давно подрастерял, а может быть, и не имел никогда в такой открытой радостной и свободной форме.
Пресса
«Проклятые поэты», Татьяна Власова, Театрал, 21.05.2022
Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022
МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022
В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022
Подлецов насквозь я вижу — зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022
Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022
Залётная птица, Татьяна Власова, Театрал, 16.03.2020
Легендарная «Чайка» вернулась на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 11.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020
Модная птица, Ирина Корнеева, Российская газета, 3.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ под музыку The Prodigy, видеосюжет телекомпании НТВ, 26.02.2020
На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2020
МХТ им. Чехова с гастролями приехал в Екатеринбург, видеосюжет телеканала «Вести-Урал», 16.04.2019
В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019
Порожденная революцией, или «А где жиды?», Анна Банасюкевич, Театр, 7.11.2017
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017
«Люблю тебя…и больше ничего!», Лариса Каневская, Мнение, 6.11.2017
В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Светлый путь. 19.17», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.11.2017
Паулина Андреева в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 29.09.2017
Актриса Паулина Андреева: не хочу сниматься 343 дня в году, Елена Яковлева, Аргументы и факты, 19.06.2017
Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016
Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
Паулина Андреева: Фильм — это живой организм…, Валерия Хващевская, Мурманский вестник, 17.12.2015
Паулина Андреева: Не хочу выбирать между театром и кино, Иван Николаев, Вечерняя Москва, 11.11.2015
Паулина Андреева в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 29.10.2015
По всему миру проходит акция «Чехов жив!», видеосюжет Первого канала, 25.09.2015
Паулина Андреева в программе «Кто там…», Вадим Верник, телеканал «Культура», 30.03.2014
Табаков наградил «цирковых попугаев», Олег Кармунин, Известия, 27.03.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
Машков вернулся в МХТ с новой постановкой пьесы «№ 13», видеосюжет телеканала «Мир 24», 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
В МХТ вновь поставили спектакль «№ 13», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.01.2014
Режиссер Машков вернулся в МХТ со старым спектаклем на новый лад, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Паулина Андреева: «Я маленький правдоруб», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Чистосердечное непризнание, Алла Шендерова, Коммерсант, 19.04.2012
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012