Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ

Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022
Главный режиссер РАМТа Егор Перегудов поставил в МХТ им. Чехова героическую комедию «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, написанную в 1897 году. Роль бесстрашного поэта, гвардейца и дуэлянта сыграл Юрий Чурсин, а его даму сердца Роксану Николавну — Паулина Андреева. После премьерного показа Федор Бондарчук эффектно преподнес «миллион алых роз», но не своей супруге, как можно было ожидать, а ее партнерам по сцене — артистам Золотовицкому и Котрелеву.
Реальный Сирано, если таковой действительно существовал, родился в Париже в 1619 году и прожил всего 36 лет. Предвидя собственную смерть, написал эпитафию: «Он был поэтом, но поэм не создал!../ Но жизнь свою зато он прожил, как поэт!». На сцене МХТ Сирано играл божественного дара артист Виктор Гвоздицкий в последнем спектакле Олега Ефремова, завершал который уже Николай Скорик. Егор Перегудов доверил эту роль Юрию Чурсину, обладающему раритетной в наше время мужской энергетикой.
Влюбленный и носатый поэт, слывущий уродом, сочиняет даме сердца послания от имени смазливого юнца, не способного и двух слов сказать красиво. Любовь непредсказуема — прекрасная Роксана влюблена в посредственность. Но Егор Перегудов пошел дальше и поставил героический по сути спектакль о том, что поэзии всегда есть место в этом мире. Вопреки традиции Юрий Чурсин остался без носа. Никаких накладок и сложного грима, и без того понятно, что его нос входит в дверь раньше хозяина. Есть в этом что-то гоголевское.
В спектакле вообще много привнесенного из разных эпох и литературных источников. Главный художник «Стасика» и Московской оперетты Владимир Арефьев, приглашенный в качестве сценографа, выстроил гигантскую мрачную стену, уходящую вглубь сценической коробки. На ней наслоения разных эпох, обрывки афиш, портрет Роксаны. Конструкция устрашающая как разделительная черта, за которой две разные жизни. Ассоциации возникают неожиданные: от Берлинской стены до постройки ГУЛАГа. И если первый акт веселый и поющий, при этом наводящий скуку, то второй мощнее и масштабнее. Он о достоинстве поэта в этом мире, о том, кто не способен на сделку с совестью, не встанет на колени перед властью. Он пройдет все главные этапы мировой истории, вплоть до Первой мировой, 1941-го и ГУЛАГ. На Сирано – стилизованный ватник, который легко принять и за доспехи. А Роксана Паулины Андреевой на красном мотороллере вызывающе появится на передовой со съестными припасами, чтобы поддержать бойцов.
Она тут единственная, неповторимая и желанная женщина. «Зовут Мадлен, по прозвищу Роксана», а иногда Роксана Николавна. Как тут не вспомнить «Белое солнце пустыни» и письма красноармейца Федора Сухова, написанные в гражданскую войну своей любимой, ставшие частью фольклора: «А еще скажу вам, разлюбезная Катерина Матвевна, что являетесь вы мне, будто чистая лебедь, будто плывете себе, куда вам требуется, или по делу какому, даже сказать затрудняюсь… только дыхание у меня сдавливает от радости, будто из пушки кто в упор саданул». Но перед нами не простая поволжская женщина, а богиня. Пусть и в простом сельском платье в цветочек, но все равно гламурная и фатальная.
Паулина Андреева многократно меняет туалеты, появляется то в белом фехтовальном костюме, то в фате, в пижаме и вечернем платье, предстает голливудской дивой. А опытный зритель угадывает отголоски образов актрис «золотой поры» Голливуда вплоть до Мэрилин Монро. Открытые ноги актрисы привлекают внимание больше, чем все происходящее вокруг. Неопытности и трепета здесь ноль. Роксана – искушенная любовница и роковая красавица.
По необъяснимой причине она вздыхает по простенькому Кристиану, пока по ней совсем не платонически страдает мужественный кузен. Слагая от имени Кристиана стихи, опекая счастливого избранника от неудобств войны, Сирано способен подняться выше ревности. Престарелый граф де Гиш – аморфный и вялый — в исполнении Игоря Золотовицкого в этом четырехугольнике в расчет не принимается. Куда ему до такой богини.
Кристиан Кузьмы Котрелева — достойное жалости создание. Угораздило же его стать объектом любви сильной и решительной женщины. Но все меняется в один момент, когда его краткая жизнь прочитывается сквозь раннюю смерть. Трагичности придает появление погибшего Кристиана, произносящего строки Евтушенко: «Мне снится старый друг, который стал врагом, но снится не врагом, а тем же самым другом. Со мною нет его, но он теперь кругом, и голова идёт от сновидений кругом». Тут каждый считывает свое, но посыл понятен.
В спектакле участвуют студенты из Школы-студии МХАТ. Именно они превращают спектакль в рок-оперу, исполняют музыку и стихи собственного сочинения, привносят не всегда уместную отсебятину. Один из них – Николай Романов – играет Д`Артаньян, точнее — Михаила Боярского в облике незабвенного героя «Трех мушкетеров» в соответствующей экипировке. Угадываются портретное сходство и манеры, и все это так странно, смешно и создает ощущение балагана. Но Егору Перегудову важна была эта «молодость на марше», ее шум и ярость, все то, что свойственно людям в краткий миг их юности, когда до предела обострены чувства и восприятие жизни. Предваряя премьеру, он называл имена Бориса Рыжего и Александра Башлачева, на их сверхэнергию опирался. Но не они, а Виктор Цой угадывается и не в студентах, а в Сирано. Именно ярость и актерский темперамент Юрия Чурсина достигает заданной цели, давая спектаклю витальность.

Оригинал статьи
Пресса
«Проклятые поэты», Татьяна Власова, Театрал, 21.05.2022
Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022
МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022
В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022
Подлецов насквозь я вижу — зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022
Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022
Залётная птица, Татьяна Власова, Театрал, 16.03.2020
Легендарная «Чайка» вернулась на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 11.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020
Модная птица, Ирина Корнеева, Российская газета, 3.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ под музыку The Prodigy, видеосюжет телекомпании НТВ, 26.02.2020
На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2020
МХТ им. Чехова с гастролями приехал в Екатеринбург, видеосюжет телеканала «Вести-Урал», 16.04.2019
В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019
Порожденная революцией, или «А где жиды?», Анна Банасюкевич, Театр, 7.11.2017
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017
«Люблю тебя…и больше ничего!», Лариса Каневская, Мнение, 6.11.2017
В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Светлый путь. 19.17», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.11.2017
Паулина Андреева в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 29.09.2017
Актриса Паулина Андреева: не хочу сниматься 343 дня в году, Елена Яковлева, Аргументы и факты, 19.06.2017
Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016
Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
Паулина Андреева: Фильм — это живой организм…, Валерия Хващевская, Мурманский вестник, 17.12.2015
Паулина Андреева: Не хочу выбирать между театром и кино, Иван Николаев, Вечерняя Москва, 11.11.2015
Паулина Андреева в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 29.10.2015
По всему миру проходит акция «Чехов жив!», видеосюжет Первого канала, 25.09.2015
Паулина Андреева в программе «Кто там…», Вадим Верник, телеканал «Культура», 30.03.2014
Табаков наградил «цирковых попугаев», Олег Кармунин, Известия, 27.03.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
Машков вернулся в МХТ с новой постановкой пьесы «№ 13», видеосюжет телеканала «Мир 24», 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
В МХТ вновь поставили спектакль «№ 13», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.01.2014
Режиссер Машков вернулся в МХТ со старым спектаклем на новый лад, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Паулина Андреева: «Я маленький правдоруб», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Чистосердечное непризнание, Алла Шендерова, Коммерсант, 19.04.2012
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012