Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

С добром пожаловал в семью: в МХТ представили «Старшего сына»

Светлана Вовк, Известия, 14.12.2024
Заново прочитать пьесу Александра Вампилова «Старший сын» — задача очень непростая. Текст для режиссеров благодатный, но его столько раз ставили в театрах, и, конечно, эталонный советский фильм с Леоновым, Караченцовым и Боярским тоже давит авторитетом. Андрей Калинин рискнул и создал на камерной Новой сцене МХТ удивительно легкий, светлый, «ламповый» спектакль, на котором зрители, как герой пьесы Бусыгин, оттаивают душой — «Известия» убедились в этом на премьере. В постановке есть все для успеха — теплый юмор, замечательная музыка, сильный актерский каст — народный артист России Александр Семчев и не теряющиеся на его фоне молодые артисты.

Болливуд по-русски

Сюжет «Старшего сына» напоминает индийский фильм, правда вместо ярких красок Болливуда — серые пейзажи маленького российского провинциального городка. Два парня — студент Владимир Бусыгин и торговый агент Семен Севостьянов по кличке Сильва после веселой вечеринки провожают девушек домой и в итоге опаздывают на последнюю электричку. Промозглой осенней ночью они оказываются без крыши над головой, ищут, где бы перекантоваться до утра, и оказываются в квартире семьи Сарафановых — там живут отец Андрей Григорьевич с сыном Васенькой и дочерью Ниной. Чтобы хозяева не выгнали их на улицу, Бусыгин представляется незаконнорожденным сыном Андрея Григорьевича. Эта ложь приносит всем героям большие перемены, заставляет их по-новому взглянуть на взаимоотношения друг с другом. «Все люди братья» — фраза, которую в начале спектакля с иронией произносит Бусыгин, и для него обретает смысл.

Режиссер Андрей Калинин, который обычно экспериментирует с текстами, в этот раз поставил пьесу Вампилова в чистом виде, без купюр. Даже Сильва поет с гитарой именно те песни, которые написаны у автора. Боярский в фильме играл и свои вещи.

— Этот текст прекрасен сам по себе — его динамика, композиция, вихрь сцен так гармонично устроены, что одно удовольствие работать с ним, — рассказал Калинин. — Конечно, есть аспект, что материал такой избитый — когда репетируешь, все время вспоминаешь и фильм, и другие постановки, и это большая сложность.

Однако постановщик нашел оригинальное решение — представил, что все происходящее — фантазии старшего Сарафанова. Дети его разлетелись — дочь ринулась искать личное счастье, сын убежал от безответной любви. И вот он один в квартире, смотрит индийское кино по телевизору, пребывает в каком-то забвении, в своем сне.

Легкая, несколько эфемерная атмосфера постановки соответствует этой трактовке. Сцена не перегружена декорациями — не было задачи уходить в бытовой театр. Есть черные занавески, белые двери, скамейка, уличный фонарь и тут же домашний плафон. В некоторых мизансценах добавляются ковер, советские транзистор и телевизор, кресло — атмосферные вещи, которые добавляют «ламповости» спектаклю.

— Мне хотелось создать поэтическую структуру, в которой работали бы сами ситуации. Все достаточно условно вокруг и нет привязки к какому-то времени. Главное — «вскрыть» артистов, чтобы им ничего не мешало работать со своими чувствами, техникой, — пояснил режиссер.

И замечательная музыка композитора Андрея Бесогонова, звучащая в постановке, по задумке режиссера это и есть оратория, которую на протяжении всей жизни сочиняет Андрей Григорьевич Сарафанов — музыкант-неудачник, играющий на кларнете. И вот она наконец сложилась в его мечтах и фантазиях.

Немного наивно о главном

Пьеса многогранная, потому что она про реальных людей, которые бывают разными в разных обстоятельствах. Но, безусловно, одна из важных ее тем — взаимоотношения отцов и детей.

— В финальной точке Сарафанов-старший выдает желаемое за действительное и говорит: если я люблю, значит, вы и есть мои дети. Я сам отец, у меня сын, и мне эти чувства очень близки, перечитывая эти слова, слезу я сдержать не мог, — признался Андрей Калинин. 

И Александр Семчев отметил, что в работе над образом Андрея Григорьевича Сарафанова шел от своего личного опыта общения с детьми.

— Самое главное для меня в этом персонаже — моя любовь к детям. Прежде всего мой личный опыт, который я сюда попробовал внести, важен. Но, с другой стороны, я пытался уходить от ангелоподобности в его вере и доверчивости. Мне хотелось его сделать как-то умнее, — рассказал народный артист.

Сарафанов Александра Семчева совсем не похож на персонажа из фильма в исполнении Евгения Леонова. Актер отметил, что даже не пересматривал советский кинохит, хотел создать свой образ.

— Главное — собой работать, не придумывая никакого героя — ни походочку, ни манеру речевую. И чем это будет честнее, тем многограннее. А Сарафанов — персонаж многогранный, и здесь акценты расставлять можно по-разному: обиды, никчемность его, рефлексия — все это можно играть, — пояснил он.

Камерная Новая сцена позволяет актерам работать не широкими мазками, а очень деликатно. Но это и большая ответственность, и сложность, ведь фальшь здесь будет видна каждому зрителю, даже с последнего ряда.

Кирилл Власов, сыгравший Бусыгина, гордится тем, что стал первым исполнителем этой роли в МХТ. 

— Спектаклей «Старший сын» по России довольно много, но, оказывается, ни в советском МХАТЕ, ни в МХТ его ни разу не ставили, — сказал актер.

Его Бусыгин в начале спектакля — озлобленный, зачерствевший душой парень-безотцовщина, — таким странным образом обретает семью, своих людей, и оттаивает. Возможно, это выглядит немного наивно, но в этом прелесть и пьесы, и постановки.

— Все темы, которые затрагиваются в этом спектакле, в общем-то банальны, но, может быть, они и есть самые главные: любовь, семья, здоровье близких. Мы не хотим выкручивать что-то, а хотим по-настоящему прожить этот замечательный текст, — отмечает Кирилл Власов.

«Старший сын» в МХТ — притча, которую замечательные актеры делают достоверной для зрителей. После просмотра остается такое уютное послевкусие. Не катарсис, не очищение — никаких потрясений, но в то же время выходишь из зала как будто другим. 

Оригинал статьи
Пресса
Время и семья Сарафановых, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024
Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Есть одна награда — смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022
Провокация Константина Богомолова «разорвала» Москву, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.10.2022
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Это мой город: актер Александр Семчев, Алина Комская, Москвич, 21.02.2021
Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021
Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020
В МХТ имени Чехова представили спектакль «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020
МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020
В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020
«Толстяк — в прошлом». Актёр Семчев о новом амплуа и похудении на 100 кг, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 15.04.2019
Константин Богомолов не стал устраивать провокаций, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 20.06.2018
Раскрась сам, Светлана Наборщикова, Известия, 13.06.2018
Все равно! «Три сестры» в Московском Художественном театре, Татьяна Филиппова, Культуромания, 6.06.2018
Хорошо посидели, Елена Покорская, Российская газета, 5.06.2018
Научились не орать. А счастья нет, Елена Дьякова, Новая газета, 3.06.2018
Старосветские помещики в Старом Осколе, видеосюжет информационного портала города Старый Оскол, 21.03.2018
Александр Семчев: «Я знаю, как набрать вес», Екатерина Смирнова, Тверской информационный портал, 8.04.2016
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Горе от Дюма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 10.12.2015
8 вопросов для Александра Семчева, Пресс-служба МХТ, 29.01.2015
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
В Брянске начались гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании ТВ-Центр (Брянск), 26.08.2014
«Белогвардейцы» любят Владивосток, Любовь Берчанская, Владивосток, 2.07.2014
«Белая гвардия» добралась до Владивостока, видеосюжет телекомпании ОТВ (Владивосток), 30.06.2014
Михаил Пореченков в Приморье занялся дайвингом, Сергей Станчик, Комсомольская правда (Владивосток), 30.06.2014
МХАТ в Севастополе, видеосюжет Независимого Телевидения Севастополя, 29.04.2014
Александр Семчев: «Мне запретили говорить о еде», Анна Балуева, Комсомольская правда, 15.04.2014
Фоторепортаж «Премия Табакова 2014», Михаил Гутерман, Московский комсомолец, 27.03.2014
Табаков наградил «цирковых попугаев», Олег Кармунин, Известия, 27.03.2014
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
Тошно в цель, Алла Шендерова, Огонёк, 18.02.2013
Трэш с тоской, Мария Седых, Итоги, 18.02.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Праздник непослушания, Глеб Ситковский, Ведомости, 14.02.2013
На красные башни родного Содома, Елена Дьякова, Новая газета, 13.02.2013
Бессмысленная злоба дня, Николай Берман, Газета.ru, 13.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
В МХТ начинается громкая премьера «Идеальный муж», Анна Балуева, Комсомольская правда, 11.02.2013
Дарья Мороз станцевала стриптиз для мужа, Александр Куров, 7 дней, 11.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
Идеальный муж. Комедия, Алла Шендерова, Ваш досуг, 28.01.2013
«Идеальный муж. Комедия» в МХТ, Андрей Пронин, Colta.ru, 13.01.2013
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В «МК» победила мышца любви, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 5.12.2012
Александр Семчев: Кому выгоден такой пасьянс?, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 1.11.2012
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Навстречу ужасу, Роман Должанский, Коммерсантъ, 29.02.2012
«Событие» Константина Богомолова, Николай Берман, OpenSpace.ru, 22.02.2012
«Событие»: портрет жены художника, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.02.2012
«Событие»: Набоков в МХТ им. Чехова, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 9.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
Ружье не выстрелило, Ольга Галахова, Независимая газета, 6.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012
В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012
«Событие» мхатовского масштаба, Елена Ларина, радио «Голос России», 24.01.2012
Семчев сыграет маму Зудиной, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2012
«Событие»: любовники Любови, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Не все спокойно в датском застеколье, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 17.06.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Он и летчик, и герой, «новый русский» молодой, Алия Зиганшина, Вечерняя Казань, 22.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол