Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Время и семья Сарафановых

Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024
Идею поставить в МХТ «Старшего сына» трудно назвать оригинальной. В одной только Москве это уже, если не ошибаюсь, третий «сын» — пьеса идет и в Театре на Таганке, и в Театре Маяковского, где Сарафанова-папу играет Игорь Костолевский. Впрочем, в новом спектакле Андрея Калинина эту роль исполняет Александр Семчев, и уже одно это обстоятельство могло бы оправдать всю затею. Ведь в большом и разнообразном сценическом багаже замечательного артиста Семчева явно не хватало именно Сарафанова — ну, разумеется, его роль! Однако оказалось, что помимо прекрасного Сарафанова-старшего в спектакле Калинина нашлись и другие притягательные магниты.

Удивительное дело: чем мрачнее времена за стенами театра, тем больше людям хочется этой вампиловской пьесы, этой полусказочной, полукомедийной, полудраматической истории. Можно даже проследить ее путь на наших сценах, то, как еще лет десять назад, в совсем другую эпоху, режиссеры норовили смикшировать в ней мелодраматическую материю, нежность, человечность, простодушную веру в happy end. Как, напротив, укрупняли проблемное: и скверное житье в советских предместьях, и несносные характеры, и ментальный разрыв между поколениями, и сомнительное обаяние прохиндея. Но с изменением общественного воздуха начали вновь тянуться к исходящему от этой истории теплу. Правда, все более отодвигались при этом от быта и даже от правдоподобия, предпочитая откровенную условность, мечту или сновидение. 

Спектакль Андрея Калинина, выступившего здесь и сценографом, похоже, представляет собой грезу старшего Сарафанова, который к началу действия уже живет один как перст. Дети, видимо, все же разъехались: дочка вышла замуж, а сынок Васенька таки сбежал от несчастной любви к красавице-соседке Наташе (Юлия Витрук). Начало и финал закольцованы одной и той же сценой: Сарафанов безвольно сидит в старом кресле, уставившись в телевизор, где крутят какое-то дурацкое кино. При этом свой кларнет он опустил в яму под досками сценического пола, явно напоминающую могилу. Выходит, он уже и на похоронах не играет, окончательно расстался с профессией музыканта. Все в прошлом? И была ли эта история на самом деле?

Пространство маленькой сцены затянуто черными занавесками. Их раздвигают, оттуда выносят двери, не прикрепленные к стенам, и скудную мебель: кухонный стол, обшарпанные табуретки, видавший виды диван… Все это обживается героями исключительно по функциональной надобности, а войти или выйти при этом можно, минуя двери, прямо из-за занавесок, не скрывая и крайней условности обстановки, и некой призрачности происходящего.

Артист Кирилл Власов, играющий Бусыгина, внешне рифмуется с артистом Ильей Козыревым, играющим Васеньку. То есть ненастоящий сын похож на настоящего: светлые волосы, бледное лицо. Он до времени кажется, особенно по сравнению с эмоциональным Сильвой — Алексеем Варущенко, каким-то замороженным, будто не живым. Семейка Сарафановых — те еще «фрукты»: и Васенька не трогательный, скорее жесткий, плохо управляемый, и дочка Нина — Анна Затеева железная, склонная скорее к скандалам, нежели к лирическим настроениям.

В спектакле возникает довольно интересный эффект. С одной стороны, все роли подробно разобраны, ни одна реплика и ни одно движение не возникают случайно. А с другой — как-то подозрительно легко происходят все повороты сюжета. Брат приехал? Принимаем! Выпьем на табуретках, поужинаем прямо из алюминиевой кастрюли. Сам Сарафанов-Семчев уверенно проводит эту логику поведения, свойственную сказочным сюжетам. Представили ему «сына», назвали год рождения, и он, будто молодея на глазах, моментально прокручивает в голове некий давний случайный роман, и вот уже совершенно готов быть любящим отцом. Реплики папы, роскошно выписанные Вампиловым, представляют собой сплошные общие места. Студент? Это очень хорошо! Спортом занимаешься? Спорт для молодых очень важен! И так далее, и тому подобное. Однако словно бы поверх этих явно комедийных словесных пассажей возникает между героями подлинный человеческий контакт, воздух наполняется каким-то счастьем, которое оказывается достижимым прямо в следующую минуту.

Особенно хороши сцены между «отцом» и «сыном», эти минуты очевидной коммуникационной гармонии, в которые Сарафанов говорит так, будто растил парня всю жизнь в тепле и согласии, а Бусыгин — так, будто только этого общения и ждал. Возникают прямо-таки мелодраматические «тактильные» эпизоды: папа с нежностью трется головой о сыновний лоб, прислоняется к обретенному отпрыску своим мешковатым, но будто внезапно обретшим легкость телом. В важной сцене между Бусыгиным и «сестрой», когда уже вспыхивают между ними чувства, «брат» выдергивает из ее волос заколку. И не виданные прежде в этом неуютном доме рыжеватые кудри принцессы падают ей на плечи, и рождается секунда совершенно другой, отчаянно желанной перспективы. А потом приходит жених — Антон Лобан, и он оказывается наиболее реальным в этой компании персонажем. Скучным, педантичным, неумным и даже не очень смешным. Зато весьма жизненным. Пьеса «Старший сын», конечно же, комедия, но в спектакле МХТ комедийное проявляется больше в самом произносимом тексте, нежели в сценическом поведении героев. Никаких эффектных «выходов с цыганочкой» здесь нет.

То, как расцветает Сарафанов-Семчев, как он смешон и нелеп, а одновременно и обаятельно интеллигентен, как «музыкален» всей своей душой и совершенно безоружен перед свалившимся на него «семейным счастьем», — это, конечно, отдельная история. Хорошая история присутствия крупного артиста в крупной пьесе. И пусть все обретенное, наконец, коммуникативное блаженство, весь сюжет про поддержку, опору и любовь ему, скорее всего, лишь привиделись в долгие одинокие вечера, ты уходишь со спектакля с упрямым ощущением, что это было на самом деле. Ну конечно было! И никакие другие варианты не принимаются!

Оригинал статьи
Пресса
Время и семья Сарафановых, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024
Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Есть одна награда — смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022
Провокация Константина Богомолова «разорвала» Москву, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.10.2022
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Это мой город: актер Александр Семчев, Алина Комская, Москвич, 21.02.2021
Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021
Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020
В МХТ имени Чехова представили спектакль «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020
МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020
В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020
«Толстяк — в прошлом». Актёр Семчев о новом амплуа и похудении на 100 кг, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 15.04.2019
Константин Богомолов не стал устраивать провокаций, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 20.06.2018
Раскрась сам, Светлана Наборщикова, Известия, 13.06.2018
Все равно! «Три сестры» в Московском Художественном театре, Татьяна Филиппова, Культуромания, 6.06.2018
Хорошо посидели, Елена Покорская, Российская газета, 5.06.2018
Научились не орать. А счастья нет, Елена Дьякова, Новая газета, 3.06.2018
Старосветские помещики в Старом Осколе, видеосюжет информационного портала города Старый Оскол, 21.03.2018
Александр Семчев: «Я знаю, как набрать вес», Екатерина Смирнова, Тверской информационный портал, 8.04.2016
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Горе от Дюма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 10.12.2015
8 вопросов для Александра Семчева, Пресс-служба МХТ, 29.01.2015
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
В Брянске начались гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании ТВ-Центр (Брянск), 26.08.2014
«Белогвардейцы» любят Владивосток, Любовь Берчанская, Владивосток, 2.07.2014
«Белая гвардия» добралась до Владивостока, видеосюжет телекомпании ОТВ (Владивосток), 30.06.2014
Михаил Пореченков в Приморье занялся дайвингом, Сергей Станчик, Комсомольская правда (Владивосток), 30.06.2014
МХАТ в Севастополе, видеосюжет Независимого Телевидения Севастополя, 29.04.2014
Александр Семчев: «Мне запретили говорить о еде», Анна Балуева, Комсомольская правда, 15.04.2014
Фоторепортаж «Премия Табакова 2014», Михаил Гутерман, Московский комсомолец, 27.03.2014
Табаков наградил «цирковых попугаев», Олег Кармунин, Известия, 27.03.2014
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
Тошно в цель, Алла Шендерова, Огонёк, 18.02.2013
Трэш с тоской, Мария Седых, Итоги, 18.02.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Праздник непослушания, Глеб Ситковский, Ведомости, 14.02.2013
На красные башни родного Содома, Елена Дьякова, Новая газета, 13.02.2013
Бессмысленная злоба дня, Николай Берман, Газета.ru, 13.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
В МХТ начинается громкая премьера «Идеальный муж», Анна Балуева, Комсомольская правда, 11.02.2013
Дарья Мороз станцевала стриптиз для мужа, Александр Куров, 7 дней, 11.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
Идеальный муж. Комедия, Алла Шендерова, Ваш досуг, 28.01.2013
«Идеальный муж. Комедия» в МХТ, Андрей Пронин, Colta.ru, 13.01.2013
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В «МК» победила мышца любви, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 5.12.2012
Александр Семчев: Кому выгоден такой пасьянс?, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 1.11.2012
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Навстречу ужасу, Роман Должанский, Коммерсантъ, 29.02.2012
«Событие» Константина Богомолова, Николай Берман, OpenSpace.ru, 22.02.2012
«Событие»: портрет жены художника, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.02.2012
«Событие»: Набоков в МХТ им. Чехова, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 9.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
Ружье не выстрелило, Ольга Галахова, Независимая газета, 6.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012
В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012
«Событие» мхатовского масштаба, Елена Ларина, радио «Голос России», 24.01.2012
Семчев сыграет маму Зудиной, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2012
«Событие»: любовники Любови, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Не все спокойно в датском застеколье, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 17.06.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Он и летчик, и герой, «новый русский» молодой, Алия Зиганшина, Вечерняя Казань, 22.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол