Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | МХТ и Гамсун: встреча через сто летАнна Чепурнова, Труд, 29.03.2024 На заре существования Московского Художественного театра здесь очень любили Кнута Гамсуна. В начале ХХ века на этой сцене шли три спектакля по пьесам норвежца, одну из которых («У жизни в лапах») автор специально написал для МХТ: русские гонорары служили большим подспорьем для будущего нобелевского лауреата. Но потом к творчеству великого норвежца в Камергерском переулке не обращались почти 100 лет. И вот Елизавета Бондарь поставила на Малой сцене спектакль «Голод» по одноименному роману, принесшему Гамсуну славу в далеком 1890 году. Кстати, нынешним летом будет отмечаться 165-летие со дня рождения писателя.Но в своем выборе Бондарь руководствовалась отнюдь не датскими“ мотивами. Ее предыдущей постановкой был Макбет“ в Театре Наций (см. Внимая ужасам войны“ в Труде“ 01.12.2023). Как говорит сама режиссер, после исследования зла ей захотелось обратиться к теме маленького человека. Того, у которого не хватает сил бороться за свои права в обществе, но он ведет напряженную внутреннюю работу, пытаясь улучшить самого себя. О подобных личностях писал Федор Достоевский, таков и персонаж Кнута Гамсуна — недаром сам норвежский писатель признавал свое глубокое духовное родство с автором Бедных людей“. Автору нынешней инсценировки Анне Лифиренко удалось превратить большой модернистский роман в одноактную драму длительностью чуть меньше полутора часов. Образ главного героя воплотил Сергей Волков, хорошо известный по спектаклям Юрия Бутусова в театрах имени Ленсовета и имени Вахтангова, а в 2016 году в возрасте 23 лет получивший Золотую маску“ за роль Бертольта Брехта в питерском спектакле Кабаре Брехт“. На сцене МХТ имени Чехова актер выступил впервые — и сразу с большим успехом: Голод“ уже называют одним из лучших спектаклей сезона. Волков играет одинокого безымянного журналиста, вынужденного голодать, а порой и скитаться без крова по два-три дня, прежде чем напишет очередную статью и получит за нее гонорар. Предыстории о том, как хорошо образованный человек оказался в таком положении, в спектакле, как и в романе, нет. Но, несмотря на эту нищету, герой все время стремится помочь другим беднякам, движимый добротой и гордыней: он не желает, чтобы ему сочувствовали. А еще мечтает, что философский трактат, который он напишет, поможет человечеству. Вообще-то фантазии — последнее утешение человека, обделенного деньгами, но не обделенного воображением. Встретив на улице красивую девушку (Полина Романова) и перебросившись с нею двумя словами, он придумывает ей звучное имя Илаяли, делает в своем воображении сказочной принцессой и своей возлюбленной. Да и сам он нравится собеседнице — до той поры, пока та не приходит к нему в каморку, где может оценить масштабы бедствия, в котором существует ее случайный знакомый. Герой Волкова выглядит лет на 20 с небольшим. С первой же сцены его корежит от голода, но даже застыв в самых нелепых позах, он смотрит на жестокий мир доверчивыми и ясными глазами, наивно и горячо веря в то, что однажды судьба изменится к лучшему. Лишь в минуты самого горького отчаяния у него возникают богоборческие мысли — но негодование проходит, и молодой человек снова упрекает в своих бедах только себя. Среди других актеров хочется выделить Евгения Перевалова, играющего, кажется, всех нищих, встречающихся на пути героя, включая старика-инвалида и писклявую девочку-шарманщицу. Нельзя не сказать и о Марии Соковой в образе дородной торговки пирожками и квартирной хозяйки, вечно недовольной неплатежеспособным жильцом. Художник Константин Соловьев оформил спектакль изысканно, с минимумом декораций, зато задник сцены — это огромное окно-экран, загорающееся разными цветами. И, как это часто бывает у Елизаветы Бондарь, действие до краев наполнено звуками, передающими как душевное, так и физиологическое состояние героя, — за звуковое оформление отвечают сидящие с разных сторон от сцены пианистка Мария Садурдинова и перкуссионист Глеб Хохлов, в распоряжении которого набор разнообразнейших инструментов — от огромного барабана до маленьких колокольчиков, причудливых свистелок, трещоток, скрипелок Оригинал статьи Пресса Сергей Волков: «В театре надо прыгать выше головы», Татьяна Власова, Театрал, 3.11.2024 Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024 Константин Хабенский о планах МХТ на сезон: «Готовлю театральную сенсацию», Анастасия Евтефеева, Театрал, 3.09.2024 В легендарном МХТ имени Чехова стартовал новый театральный сезон, видеосюжет Первого канала, 3.09.2024 «МК» объявил результаты своей театральной премии: Верник и Крегжде лучшие актеры, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.08.2024 Песьим ходом: по московским сценам гуляли дамы с арбузами и без, Влад Васюхин, Известия, 3.08.2024 Сергей Волков: «Другая форма служения», Наталья Витвицкая, Экран и сцена, 11.07.2024 Актер Сергей Волков – о премьере спектакля «Дамасобачка» в МХТ, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 23.06.2024 Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024 Дама из рассказа Чехова стала собачкой, а собачка превратилась в арбуз, Наталья Бабахина, Метро, 18.06.2024 На сцене Московского Художественного театра «дама с собачкой» завыла от отчаяния, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.06.2024 Сеанс с разоблачением: в МХТ состоялась премьера спектакля «Дамасобачка», Зоя Игумнова, Известия, 18.06.2024 Мизгирёв в МХТ отправит героев «Дамы с собачкой» к психотерапевту, Елена Алдашева, Театръ, 17.06.2024 МХТ имени Чехова завершает сезон премьерой спектакля «Дамасобачка», видеосюжет телеканала «Культура», 17.06.2024 Сергей Волков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.06.2024 Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024 Психологический роман Кнута Гамсуна перенесли на театральную сцену, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 16.04.2024 Крупным планом: Елизавета Бондарь и Сергей Волков в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 3.04.2024 Самые интересные театральные премьеры марта. «Голод» МХТ имени А. П. Чехова, Влад Васюхин, Известия, 31.03.2024 МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024 Премьера «Голод» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 22.03.2024 Сергей Волков: «Героя Голода закручивает в штопор одиночества», Александра Машукова, Ok!, 21.03.2024 Сергей Волков о своём герое в спектакле «Голод» (видео), Медиацентр МХТ, 19.03.2024 В МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Голод» по роману нобелевского лауреата Гамсуна, Александра Сидорова, BFM.ru, 19.03.2024 Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024 МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024 МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024 МХТ имени А. П. Чехова представит премьеру спектакля «Голод», ТАСС, 19.03.2024 Премьера «Голод» по роману Кнута Гамсуна в МХТ имени Чехова, Никита Балашов, Ревизор.ru, 18.03.2024 |