ДраматургиВиктор Астафьев | «Три сестры» Олега ЕфремоваАнатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Говорят, что каждый крупный писатель всю жизнь пишет одну и ту же книгу. Похоже, что каждый серьезный режиссер всю жизнь ставит один и тот же спектакль. В случае чеховского цикла Ефремова это утверждение не выглядит голословным. В новых “Трех сестрах” тридцатилетние усилия постановщика сложились в конце концов в некий общий театральный текст, разделенный на пять глав, но скрепленный излюбленными темами, образами и лейтмотивами, которые открывают нам не только драматурга, но и самый глубокий срез артистических волнений и устремлений режиссера. Такие строящие театр и людей театра соавторские отношения с Чеховым были заданы изначально.“Три сестры” итожат одну из центральных тем чеховских композиций Ефремова. Условно ее можно обозначить как тему “дома и сада”. В “Иванове” (1976) Ефремов и Боровский опустошили сцену: внутри было голо, ни прилечь, ни присесть, а дом становился загоном, в котором маялся чеховский интеллигент. Казалось, и это жилище, и этот сад, проросший в дом своими корявыми ветками, обречены: в них не было даже намека на человеческое тепло и возможность защиты. В “Чайке” (1980) люди жили в доме без стен. Дом замещала движущаяся беседка (она же была и подмостками театра Кости Треплева). Голый скелет этого дома-театра венчал пространственную композицию, с этих разрушенных подмостков вновь звучал треплевский монолог. Став актрисой, то есть прикоснувшись к источнику страдания, Нина обрела свою веру. Этой же верой питался и спектакль “Дядя Ваня” (1985). В. Левенталь, развивая изобразительные мотивы “Чайки”, как бы тиражировал чеховский дом. На планшете сцены он был представлен в натуральном обличье. Составленный из двух громадных створок (Ефремов не терпит статики), дядиванин дом иногда со скрипом размыкался, разъезжался, разламывался, а потом вновь обретал непрочное единство. Но над этим реальным жилищем, в вышине на холме, жил своей жизнью другой дом или, если хотите, Идея Дома. Это было человеческое жилище, увиденное в далекой перспективе. В том доме, вписанном в левитановский пейзаж, казалось, всегда тепло, там вечно горит огонек, который виден отовсюду любому путнику. В “Вишневом саде” (1989) В. Левенталь вновь раздваивал видение дома: имение Гаева было представлено и в натуральную величину, и в виде макета (на сей раз прямо на авансцене). Тут был и игрушечный дом, и сад, и даже маленькая церквушка, которой можно было полюбоваться. Стены большого дома иногда брались на просвет, аккомпанируя воспоминаниям героев, стены как бы открывали свое прошлое. Но эта игра теней не заладилась, единое пространство спектакля не сложилось, а сама пьеса вдруг отозвалась какой-то вековой усталостью. Нового звука из нее режиссер не извлек. Через восемь лет, вернувшись к отдохнувшему от них Чехову, Ефремов и Левенталь поставили дом на вращающийся круг. Человеческое жилище тут одухотворено, оно дышит, поворачивается и даже меняет свой цвет и колорит, отвечая на зов обновленного пространства. На сей раз это парк или огромный сад, передающий основные краски умирающей и возрождающейся природы. “Времена года”, их движение — не внешнее, а именно внутреннее, световое и цветовое. Стены прозоровского дома окрашиваются белым цветом весны и багрянцем осени; они вбирают в себя темно-синий застылый цвет зимы и угарный, темно-красный свет вялого засушливого русского лета. Никогда еще с такой остротой Ефремов не ощущал слитность человеческой судьбы с круговоротом естественной жизни. Никогда еще в его искусстве не звучал так откровенно мотив усталости, расставания и ухода. Истерика трех сестер, их финальный тройной портрет в интерьере равнодушной природы, когда они цепляются друг за друга, а иное, властное движение разрывает и размыкает их союз — этот сквозной мотив, знакомый по прежним чеховским спектаклям Ефремова, обрел строгую форму и внутреннюю завершенность. Пробиваясь к трагической простоте того, что называется “течением жизни”, Ефремов потратил много сил на преодоление чеховских штампов, сковавших не одно поколение мхатовских актеров. Он попытался разрушить “чеховщину”, живущую, можно сказать, в воздухе этой сцены так же, как в предвосхищениях публики. Он стремился преодолеть воловий ритм, играние “характеров”, имитацию активного или фиктивного общения чеховских людей, их подчеркнутой разъединенности. Он внутренне преодолел искус того “поэтического Чехова”, который был сотворен Немировичем-Данченко в предвоенных “Трех сестрах”, спектакле, который был сильнейшим переживанием его, Ефремова, театральной юности. Не то чтобы он вырубил березовую аллею или отказался от “тоски по лучшей жизни”. Он просто расслышал в пьесе Чехова иной диагноз. В спектакле нет учительской интонации, нет очевидной перспективы, никакого огонечка впереди. Вращение дома и сада замкнуто в круг, из которого никому не дано вырваться. Невозможно изменить “порядок действий”, но это не лишает нас ни мужества, ни понимания того, что жизнь есть короткий дар, который вот-вот отберут. Именно так — с жадностью к чуду жизни, которое “с час” — существуют в спектакле Маша (это была последняя роль трагически погибшей Е. Майоровой), Ирина (П. Медведева), Ольга (О. Барнет). Этой же невоплощенностью пронизывает свою роль В. Гвоздицкий (Тузенбах) — “беспечный и легкий как лист бумаги, …дунешь — улетит”. Да они все тут из какого-то крайне непрочного материала — будь то бравый полковник Вершинин (С. Любшин), жалкий и бесконечно трогательный учитель Кулыгин (А. Мягков), мямля Андрей (Д. Брусникин) или допивающий, добивающий свою нескладную жизнь доктор Чебутыкин (В. Невинный). Всех их бесконечно жаль, ни для кого, даже для Наташи (Н. Егорова) и Соленого (А. Жарков), у режиссера не нашлось ненависти или презрения. “Три сестры” как создание актерского ансамбля держатся на предельной объективности режиссера, граничащей с отчаянием. Самый беспощадный спектакль чеховского цикла, “Три сестры”, как ни странно, и самый обнадеживающий спектакль. Ефремов начинает его эпизодом, не предусмотренным автором: сестры и офицеры из глубины сцены приближаются к дому, вероятно, возвращаются с кладбища (“отец умер ровно год назад”). Все оживлены, воодушевлены, Ирина что-то декламирует по-итальянски. День рождения и день поминовения сливаются в едином чувстве. Жизнь и смерть братаются, они нераздельны и неслиянны. “Жить хочется чертовски!” — эта интонация первого исполнителя Вершинина через век откликнулась в новой версии. Надежда, кажется, скрыта в самом движении по кругу, которое проведено с абсолютной последовательностью. Пройдет ведь не только весна и лето, но и эта зима, и эта осень, в которую убили барона. Вновь наступит май, и зацветет сад, который в финале спектакля полностью вытесняет и замещает чеховский дом. Он отъезжает в глубину, растворяется среди деревьев, в догорающем темном осеннем вечере. Звучит Скрябин, который перекрывает своим трагизмом и военный марш, и чебутыкинскую тарарабумбию, и молитвенные слова безнадежно одиноких женщин, становящихся такой же частью природы, как деревья или облака. В новой версии “Трех сестер” спрессован жизненный опыт поколений, о возможном счастье которых герои Чехова столько рассуждают. Полнейшее несовпадение прогноза и реальности не побудило режиссера ни к жесткой иронии, ни к агрессивному напоказ отчаянию. Тут правит интонация со-страдания, со-переживания, направленная, скорее, на нас самих, чем в прошлое. Это почувствовали те, кто отозвался на мхатовский спектакль как на событие личной жизни. Едва ли не первой оказалась Людмила Петрушевская, которая выступила не то со статьей, не то с исповедью, в которой чеховские мотивы оркестрованы в духе той музыки, которую слышит автор “Московского хора”. Это она разглядела “свиные глазки” Наташи, насилующей безвольного мужа, это она увидела в истерике Ирины момент странной “подготовки”: “Так ушибленные дети, прежде чем завизжать, набирают воздуха”. Болью отозвались в современном авторе МХАТ некоторые классические тирады. “Как хорошо быть рабочим, который встает чуть свет и бьет на улице камни”, — вспоминает она и продолжает в строку: ”Ну и они в результате получили в руки кайло и тачку, при этом мерзлоту и кандалы, а спать ходили вместе на нары”. Входило ли такое восприятие в замысел режиссера? Не знаю. Но то, что спектакль спровоцировал именно такой отзыв, не случайно: всей своей человеческой и художественной природой Ефремов был нацелен на то, чтобы из Художественного театра, как сказал бы основатель театра, уносили с собой жизнь. Перед тем как удалиться со своей бригадой в Царство Польское, полковник Вершинин привычно философствует. Обессмысленные сценической риторикой, его слова в контексте новых “Трех сестер” приобрели объясняющую силу. “Прежде человечество было занято войнами, заполняя все свое существование походами, набегами, победа¬ми, теперь же все это отжило, оставив после себя громадное пустое место, которое пока нечем заполнить”. Вот в этом “громадном пустом месте”, которое нечем пока заполнить, мы и оказались. В этом пространстве и в этом времени существуют чеховские “Три сестры” на сцене Художественного театра 1997 года. В этой же точке существует и Художественный театр, подошедший к своему столетию. История завершила свой очередной круг. Пресса Видеоверсия спектакля «Дядя Ваня» (режиссёр Денис Азаров), Культура.РФ, 26.04.2024 Видение «Чайки», Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», 16.11.2020 Ника Пархомовская о «Чайке» Оскараса Коршуноваса, Дмитрий Трубочкин, «Новости. Подробно», телеканал «Культура», 24.09.2020 Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020 Пять «Чаек» МХТ — от Станиславского до Коршуноваса, Дарья Андреева, Сноб, 24.03.2020 Выставка «Чайка. Перезагрузка» открывается в МХТ им. А. П. Чехова, АртМосковия, 12.02.2020 Соломон Волков: Как открывался МХТ имени Чехова, Сноб, 5.10.2019 Как Антон Чехов не хотел жениться, но пришлось, Ирина Чуди, Город 812, 21.09.2018 Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018 Зарево новой жизни и тотальное безразличие / «Три сестры» в СТИ и МХТ им. А. П. Чехова, Дарья Андреева, Страстной, 10, 12.07.2018 Богомолов показал в спектакле «Три сестры» женскую любовь, Алексей Филиппов, News.ru, 31.05.2018 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Три сестры», 31.05.2018 В МХТ имени Чехова Константин Богомолов поставил «Трех сестер», видеосюжет Первого канала, 30.05.2018 Константин Богомолов поставил «Трех сестер» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2018 В музее «Мелихово» пройдёт выставка, посвящённая сотрудничеству Чехова с МХТ, Радио 1, 2.03.2018 Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Алексей Бартошевич, Московский комсомолец, 20.01.2017 Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке, Культура.РФ, 2017 Вышел свет двухтомник переписки Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой и Марии Павловны Чеховой, Сергей Кольцов, Страницы воронежской культуры, 26.09.2016 Сайт проекта «Чехов жив», 17.12.2015 Запущен сайт проекта «Чехов жив», Аргументы и факты, 17.12.2015 У «Чайки» – юбилей, Павел Подкладов, Литературная газета, 3.12.2015 Анатолий Белый: «Чайка» – это парадокс, Анжелика Заозерская, Труд, 19.11.2015 Сорок восемь произведений Чехова за сутки, Антонина Крюкова, Трибуна, 29.09.2015 Классик в джинсах, Андрей Васянин, Российская газета, 28.09.2015 На YouTube прошла 24-часовая театрализованная акция «Чехов жив», Антон Хитров, Ведомости, 27.09.2015 Чехов в прямом эфире, радио «Эхо Москвы», 27.09.2015 Произведения Чехова прочитали в разных уголках мира, видеосюжет телеканала «Мир 24», 26.09.2015 В мире завершился литературный марафон «Чехов жив», Оксана Полякова, Вечерняя Москва, 26.09.2015 Проект «Чехов жив» монолог Сони из «Дяди Вани», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Невеста», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Каштанка», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Чайка», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» письма про МХТ, 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Цветы запоздалые», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Анюта», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Крыжовник», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Ионыч», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Анна на шее», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Человек в футляре», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Мальчики», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Шуточка», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Детвора», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Дом с мезонином», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Архиерей», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Дама с собачкой», 25.09.2015 «Чехова можно и нужно читать везде», Игорь Карев, Газета.ru, 25.09.2015 Чеховские онлайн-чтения увлекли людей по всему миру, видеосюжет телекомпании НТВ, 25.09.2015 По следам классика: чеховские места по всему миру, Бюро 24/7, 25.09.2015 Олег Табаков: «Антона Павловича Чехова можно и нужно читать всегда и везде», Никита Карцев, Московский комсомолец, 25.09.2015 По всему миру проходит акция «Чехов жив!», видеосюжет Первого канала, 25.09.2015 Олег Табаков: «Чехов принес мне массу доходов», Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 25.09.2015 Чехов жив: сотни ценителей творчества писателя приняли участие в онлайн-чтениях, видеосюжет телеканала НТВ, 25.09.2015 Международный проект «Чехов жив» приурочен к 155-летию со дня рождения писателя, видеосюжет Первого канала, 25.09.2015 Дан официальный старт проекту «Чехов жив», видеосюжет телеканала «Культура», 25.09.2015 На старт! Внимание! Чехов!, Вечерняя Москва, 24.09.2015 Проект «Чехов жив» завтра в эфире, Театрал, 24.09.2015 Более 500 человек со всего мира прочтут Чехова в прямом эфире, Дарья Смольякова, Собака.ru, 21.09.2015 «Чехов жив»: герои из произведений писателя среди нас, Бюро 24/7, 16.09.2015 Более 700 человек выбраны для участия в онлайн-чтениях «Чехов жив», ТАСС, 3.09.2015 Его герои среди нас. «Чехов жив», YouTube.com, 9.07.2015 Чеховед рассказала Metro, где в произведениях писателя найти дауншифтера, Дарья Буянова, Метро, 8.07.2015 Более 500 человек со всего мира прочтут сочинения Чехова в режиме онлайн, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2015 "Чехов жив” театрализованные чтения на мировой онлайн-сцене, ТАСС, 26.06.2015 Произведения Чехова прочтут от Гарварда до Гонконга, Аргументы и факты, 26.06.2015 Театр начинается с… Чехова, Кристина Малая, Диалог, 12.06.2015 Антон Чехов: особые приметы. Инфографика, Кирилл Яблочкин, Аргументы и факты, 29.01.2015 Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010 Юбилей Чехова. Творческий вечер в МХТ, новостной сюжет телеканала «Звезда», 26.01.2010 Чехов без глянца, Ольга Романцова, «Газета», 26.01.2010 Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010 Чеховский юбилей в МХТ, новостной сюжет телеканала «Культура», 25.01.2010 «Живёшь в таком климате» авторский цикл Анатолия Смелянского к 150-летию А.П. Чехова, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 2010 Больше, чем любовь. Антон Чехов и Ольга Книппер, телеканал «Культура», 2008 После пожара, Павел Подкладов, РГ, 8.11.2005 Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, 28.04.2005 Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, 23.04.2005 Режиссер на обочине, Марина Давыдова, Время новостей, 19.07.2002 Дом, которого здесь нет, Юрий Фридштейн, «Литературная газета», 2002, 2002 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян |