Драматурги

Виктор Астафьев

Готовится премьера: «В окопах Сталинграда». Виктор Некрасов. Часть I

Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 19.03.2020


«То прекрасно, что серьезно» – в который раз соглашаемся с Чеховым! Поэтому хочется поговорить с вами, друзья, о серьезном и настоящем. Далеко за этим ходить не надо: в МХТ Сергей Женовач готовит премьеру «В окопах Сталинграда», и значит – вспоминаем писателя Виктора Некрасова. Его судьба и творчество – проявление лучших качеств человека, который лицом к лицу столкнулся со страшным временем.

Потомок аристократического рода, чье детство прошло в Швейцарии и Франции, Виктор Некрасов и сам чем-то напоминал француза. Он был смельчак, бретер, человек, внутренне абсолютно свободный.

Писателем он стал случайно. Участник Сталинградского сражения, он лежал в госпитале после тяжелого ранения и по совету врача начал писать, чтобы восстановить мелкую моторику пальцев. То есть врач предложил писать или рисовать, Некрасов рисовал отлично (по образованию был архитектором). Но, как рассказывала его друг, замечательная переводчица Лилианна Лунгина, «выбрал письмо, поскольку, будучи ленив, любил полежать, а писать можно, не вставая и не садясь за стол. И вот так, лежа на животе на своем продавленном диване и выводя каракули огрызком карандаша, он написал „В окопах Сталинграда“».

Наверное, в этом было что-то от психотерапии – выплеснуть из себя увиденное на войне, восстановить пережитое буквально по мгновениям, «по кадрам». Потому, должно быть, ему и неважно было, напечатают рукопись или нет. Но ее напечатали – в 1946 году, в журнале «Знамя». Среди тех, кто хлопотал о публикации книги, был Александр Твардовский. 
Правдивый взгляд на войну мог бы выйти автору боком – однако неожиданно книге присудили Сталинскую премию 2-й степени.
Повесть «В окопах Сталинграда» положила начало так называемой «лейтенантской прозе», издавалась 120 раз тиражом в несколько миллионов экземпляров и была переведена на 36 языков. После ее выхода Виктору Платоновичу стали приходить письма со всей страны – писали бывшие фронтовики, которые узнали в главном герое Керженцеве и в других персонажах книги себя и своих товарищей. Некрасов стал знаменит. Впрочем, слава его совершенно не изменила. Он был все таким же независимым, с обостренным чувством справедливости, иногда ведущий себя резко, невзирая на чины. Свидетельство тому – его борьба за возвращение памяти о трагедии Бабьего Яра.

Но об этом – в нашем следующем рассказе.
Пресса
В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021
У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021
Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021
Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021
О чем говорили «В окопах Сталинграда»?, Александра Сидорова, BFM.ru, 7.05.2021
Иннокентий Смоктуновский в роли Фарбера (фильм «Солдаты»), Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.03.2020