Драматурги

Виктор Астафьев

Готовится премьера: «В окопах Сталинграда». Виктор Некрасов. Часть VI

Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 20.05.2020


Продолжаем рубрику «Готовится премьера»: Сергей Женовач репетирует в МХТ имени А. П. Чехова спектакль по повести «В окопах Сталинграда», а мы рассказываем об ее авторе Викторе Некрасове.

В юности Некрасов очень увлекался Художественным театром. Один только спектакль «Дни Турбиных» он смотрел раз пять! Когда МХАТ с этой постановкой гастролировал в Киеве, Некрасов пробирался в зрительный зал по пожарной лестнице. Видел «Царя Федора» и «Воскресение», «Анну Каренину» и «Вишневый сад», «У царских врат» и «Мертвые души».

Окончив в 1937 году актерскую студию при Киевском театре драмы, он решил вместе с однокурсниками отправиться в Москву пробоваться во МХАТ. Съездили, показались. Из всех приняли только друга Некрасова Иончика Локштанова – не в театр, а в Студию Станиславского.

Некрасов вернулся в Киев и устроился актером в Железнодорожный передвижной театр. Его фотография в костюмной роли на нашем коллаже – из тех времен.

Через год Иончик прислал письмо из Москвы своему другу со словами, чтобы тот срочно бросал все и приезжал – он, Иончик, поговорил о Вике с самим Станиславским и тот готов его прослушать! Такой шанс упускать нельзя. Некрасов бросил все и приехал. Прослушивание назначили на вечер 12 июня. Надо ли говорить о том, что друзья страшно волновались.

В знаменитом доме в Леонтьевском переулке Некрасов прочел перед Станиславским стихи Маяковского, а также свой собственный рассказ «Юргис», который он выдал за произведение несуществующего писателя
Скочиляса (Станиславский покивал: «Да, да, знаю!»). И еще вместе с Иончиком они показали сцену из «Ревизора»: Некрасов был Хлестаковым, а Локштанов – Городничим. 

«Конечно, рассчитывать на то, что после первых трех слов моего чтения старик, рыдая, бросится на мою грудь со словами: “Наконец! 75 лет я ждал тебя, и вот ты пришел…” — было трудно, хотя где-то на самых задворках моей души теплилось нечто подобное» – со свойственной ему иронией вспоминал Некрасов об этом визите. Впрочем, Константин Сергеевич отнесся к Некрасову благосклонно, даже сказал, что с его Хлестаковым «можно выступать на любой русской сцене» и что в нем есть нечто «михаил- чеховское». Но было понятно, что в Студию Некрасова сейчас не возьмут. Может быть, осенью, когда будет пересмотрен весь состав Студии и появятся свободные места…

А через два месяца Станиславский умер. Некрасов оказался последним соискателем, кого он прослушал в своей жизни.

Визит к Станиславскому Виктор Платонович записал по горячим следам. Блокнот с записями пережил войну, чудом сохранился. И еще он сделал по памяти несколько рисунков К. С. Один из них мы публикуем сегодня.
Пресса
В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021
У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021
Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021
Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021
О чем говорили «В окопах Сталинграда»?, Александра Сидорова, BFM.ru, 7.05.2021
Иннокентий Смоктуновский в роли Фарбера (фильм «Солдаты»), Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.03.2020