«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова

Верить и побеждать

Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Государственная премия СССР присуждена драматургу Михаилу Шатрову, режиссеру Олегу Ефремову, артисту Александру Калягину за спектакль «Так победим!» в Московском Художественном академическом театре имени М. Горького.

Уже третий театральный сезон идет этот спектакль. Но и сегодня, когда зажигаются огни на афише здания МХАТа на Тверском бульваре и встают эти слова: «Так победим!», зрители с большим волнением входят в зал. О премьере писали газеты как о большом событии в нашей жизни, и это не было премьерным преувеличением.
Писатель Михаил Шатров тщательно изучал каждый час великой биографии. 
Олег Ефремов поставил спектакль-протест против обывательского сознания. На сцене мы видим великого человека, понимающего, что победоносное революционное восстание — это только начало.
Только действительно просвещенный человек понимает, что советская демократия находит свою устойчивость в способности видеть перспективу, в способности двигаться, идти вперед.
Готовить такой спектакль можно только с верой, что проблемы, волнующие авторов, — это живые проблемы, они действительно занимают и волнуют миллионы людей, образуют центр духовной жизни современников.
До начала спектакля оставалось чуть больше часа. И автор, и постановщик, и артисты были уже в театре. Мы условились о беседе в кабинете главного режиссера. Шатров, Ефремов, Калягин — все трое, конечно, как бы единый автор этого спектакля, но решили Александра Калягина не ждать. Мы все знали, он сейчас ходит в своем сером свитере по затемненной сцене, один. Что он там делает — неизвестно, может, сцену проверяет, хотя, конечно, без него тысячу раз все проверено. Просто ходит и молчит. Оставим его…
 — Олег Николаевич, что Вы можете сказать об этой своей работе читателям «Известий»?
Лауреат Государственной премии СССР Олег Ефремов:
 — Искусство все время хочет приблизиться к жизни, оно питается жизнью. Не люблю мистических определений, вроде «тайны театра», но всегда хочется что-то вытянуть из жизни, ведь когда факт, явление становятся материалом искусства, они приобретают всеобщее обозрение, получают новое осмысление. Если мы не находим в жизни нового, мы останавливаемся.
После войны и в мировом искусстве, и у нас возникла тяга к документальности. Это по своей сути тяга к первооснове, к правде. Именно в этот период успешно развивается документальный жанр и в литературе, и в кино в особенности, и в театре. Свою трилогию «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики» в театре «Современник» мы задумывали как документальные пьесы и о декабристах, и о народовольцах, и о большевиках. Не хотелось привнесения вымысла, требовалось самому встретиться непосредственно с фактом, подойти к нему и понять, что хорошо, что плохо. Для меня с того времени самый любимый жанр — документальный. Я хочу увидеть мир таким, гаков он есть на самом деле. Но для режиссера все в конечном счете определяется еще и тем, как он относится к факту жизни, все зависит от умения действительно правдиво воспроизвести правду истории. Наша работа с Михаилом Шатровым была основана на общем пристрастии к документальности. Только эта основа могла нам помочь решить сложную и благородную задачу — поставить спектакль о Ленине. Надо отдать должное Шатрову — он всегда работает, как принято говорить, в содружестве с театром. И мы действительно работали вместе от самых истоков, вместе вслушивались в события жизни Владимира Ильича, которые всегда для нас современны.
…Часы пробили шесть, скрипнула дверь. В дверях стоял Калягин. Скрестив руки на груди, молча умолил отпустить его и сразу исчез. О. Ефремов продолжал:
 — Читая пьесу, я представлял Владимира Ильича человеком бойцовского склада. Замечательный темперамент, мудрость, глубина…
Калягин репетировал очень серьезно, шел не только вслед за словом, но пытался постигнуть течение жизни В. И. Ленина. Он и сейчас продолжает работать над ролью. И она растет, от спектакля к спектаклю растет, набирает дыхание. 
Лауреат Государственной премии СССР Михаил Шатров:
 — Я бываю почти на каждом спектакле. Страшно нервничаю, переживаю. Очень люблю иногда смотреть в зрительный зал. И вот лица зрителей, их глаза во время спектакля и после спектакля — это для меня самая огромная награда, дающая чувство огромного счастья. Потому что видишь: то, что ты хотел сказать, зрители понимают и принимают к сердцу.
Александр Александрович Калягин показал мне письмо — он много писем получает по поводу своей работы в этом спектакле. Вот строки из письма:
«И вот я была на спектакле „Так победим!“. Ожидала начала, вся сжавшись, боялась фальши, отсутствия меры, и Вашего голоса боялась, который привычен для других игровых ситуаций. 
Так вот для меня загадка: где Вы взяли искренность, редкое обаяние и даже физические силы, чтобы так рассказать нам об этом великом человеке?».
Идите сегодня во МХАТ, вы испытаете счастье, счастье, которое дает человеку уверенность в своей правоте. Быть смелыми учит этот спектакль, не сглаживать, не прятать противоречия, но анализировать их и побеждать!
Пресса
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
«Художественный театр. История в фотографиях»: образ Ленина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003
Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981