Имена | Кожаное времяАлла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008 Режиссер Виктор Рыжаков, постановщик спектаклей по текстам Ивана Вырыпаева, одержим поиском нового театрального языка. Такого, что позволил бы играть, не фальшивя, не только новую драму, но и классику, в том числе советскую. На Малой сцене МХТ он поставил спектакль по известной повести Бориса Лавренева о любви интеллигента-белогвардейца и рыбачки-красноармейки. Эксперимент оценила АЛЛА Ъ-ШЕНДЕРОВА. Повесть «Сорок первый», написанную в 1924-м молодым Борисом Лавреневым, Виктор Рыжаков, вероятно, выбрал потому, что ее автор тоже страдал от нехватки кислорода, как герои поставленного им шесть лет назад нашумевшего «Кислорода» Ивана Вырыпаева. Послужив сначала в царской, а потом в Красной армии, Лавренев пытался отречься от своего дворянского происхождения. Раскаивался, потом отрекался вновь. Убив белогвардейского поручика, героя своей повести, он словно покончил с одолевавшими его сомнениями вскоре написал одиозную пьесу «Разлом» и стал признанным советским писателем. Ничего равного повести «Сорок первый» он больше не создал. В спектакле к названию повести добавили слова “Opus Posth”. Их значение режиссер объясняет не только как посмертное сочинение, но как надежду на рождение новой эстетики той, в которой слова вновь обретут былую ценность. «Сверкающее кольцо казачьих сабель под утро распалось на мгновение на севере, подрезанное горячими струйками пулемета » Павел Ворожцов, Максим Матвеев и Яна Сексте выходят на сцену сегодняшними молодыми людьми и сперва цедят текст, пробуя каждое слово на вкус и испытующе глядя в зал. Но вот обрывается мелодия песни Шевчука, и Яна Сексте торопливо пишет на деревянном щите с намалеванной на нем мишенью название повести. Потом скроется за ним, чтобы сменить джинсы на форменные штаны и бушлат, а ребята переоденутся прямо при публике: стащат с себя ненужное больше штатское, обнажат пупки, похожие на мишени Наваленная на сцене гора армейских ботинок слева и ушанок справа напомнит об «Апофеозе войны» Верещагина, а полоска настоящей воды, по которой плавает на авансцене игрушечный кораблик,- о суровом Аральском море, на берегу которого происходит действие. Словом, пролог спектакля, как и его оформление, сделанное самим Виктором Рыжаковым, подкупает своим минималистским изяществом, хотя, строго говоря, подобные приемы в театре не новы. Однако стоит Яне Сексте прочесть несуразные, косноязычные стихи своей Марютки прочесть так, как может читать только сам поэт, за стихи готовый сразиться со всем миром,- мысли о вторичности исчезают. Это упоение словом и ритмом передается и партнерам, и зрителям. И вот уже прямо-таки вздыбившаяся от необычных метафор проза Лавренева звенит и переливается, как синее Аральское море, спроецированное на задник сцены. И не так уж важно, что в спектакле пока много неточностей, а в самой Марютке нет ни привычного женского кокетства, ни трогательности. Зато есть неистовство, есть стихия революции и поэзии. Сюжет о том, как одержимая сочинительством снайперша, выброшенная бурей на пустынный остров вместе с пленным поручиком, влюбилась в его синие глаза, режиссер превращает в треугольник. Едва Марютка слишком приближается к поручику (Максим Матвеев), меж ними с текстом от автора встает комиссар Евсюков (Павел Ворожцов), властно существующий в Марюткиной памяти. В финале комиссар берет верх: Марютка убивает поручика, завидев приближающееся судно с белыми. Придумав этот любовный треугольник, режиссер, видимо, заботится о сегодняшнем зрителе, которому трудно «врубиться» в суть классического конфликта долга и чувства. Долг на сцене олицетворяет комиссар, а чувство поручик. Впрочем, когда Максим Матвеев, как бы отстраняясь от своего героя, скажет о выстреле, выбившем из черепа поручика синий, как море, глаз, а Яна Сексте остолбенело завоет «Синегла-азенький», зритель остолбенеет вместе с ней. В итоге в цель попадает не только снайперша Марютка, но и сам режиссер. Его пока еще сырой спектакль точно соответствует времени, которое, как сказано в повести Лавренева, сейчас такое «грохотное, смутное, кожаное». Пресса Телеверсия спектакля Юрия Ерёмина «Последняя жертва» (запись 2004 года), телеканал «Культура», 16.06.2020 Максим Матвеев: «Свободными людьми управлять сложно», Олег Перанов, Собеседник, 19.02.2020 Максим Матвеев лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая мужская роль», Театрал, 3.12.2018 Максим Матвеев в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 24.11.2018 Максим Матвеев стал заслуженным артистом России, Театрал, 25.10.2018 Итоги театрального сезона: от реформы и тюрьмы не зарекайся, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.07.2018 Осторожно, гештальты закрываются, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 16.07.2018 Максим Матвеев: «В жизни больше интересного, чем в политике», Олег Перанов, Собеседник, 8.06.2018 Максим Матвеев в программе «Интервью», ГТРК «Саратов», 4.06.2018 Видеозапись вечера-посвящения к 150-летию Максима Горького «Солнце всходит», телеканал «Культура», 15.04.2018 Максим Матвеев – об Анне Карениной, благотворительности и лунатизме, видео GUtv, 15.04.2018 15 молодых и красивых актёров театральной Москвы, Театральный сезон, 23.02.2018 «Ему можно было простить всё». Документальный фильм к юбилею Олега Ефремова, Первый канал, 1.10.2017 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Максим Матвеев: «Мы живем во время, которое стирает стереотипы», Interfax, 1.09.2017 Максим Матвеев: «Теперь я совершенно другой человек», Виктор Борзенко, Театрал, 28.07.2017 Максим Матвеев: «Доктор-клоун — это уникальный продукт», Денис Сутыка, Известия, 12.01.2017 Максим Матвеев: «Нужна мощная мотивация», Денис Сутыка, Театрал, 21.12.2016 Максим Матвеев: «Я расскажу своему сыну, что работаю доктором-клоуном», Татьяна Силина, Летидор, 15.12.2016 Максим Матвеев: «Играть любовь с женой гораздо проще», Анна Корытина, WomanHIT.ru, 12.12.2016 Евгений Миронов и Максим Матвеев открыли в Саратове памятные доски, Четвёртая власть (Саратов), 1.12.2016 «ТеатРалли». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 11.09.2016 Максим Матвеев и Яна Сексте о фонде «Доктор Клоун»: «Если вы никогда не видели нашу работу, вам очень повезло», Натела Поцхверия, Коммерсантъ, 6.09.2016 Игорь Золотовицкий в программе «Ближний круг», телеканал «Культура», 22.05.2016 Игротерапия, Натела Поцхверия, Коммерсантъ, 28.04.2016 Актер Максим Матвеев: доктор-клоун, Светлана Панова, Милосердие. ру, 19.04.2016 Проект «Чехов жив» «Дом с мезонином», 25.09.2015 Съёмки программы «Приют комедиантов» к юбилею О. П. Табакова. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 21.08.2015 Олег Табаков отметил 80-летие на театральном капустнике, телеканал «ТВ Центр», 17.08.2015 Олег Табаков отметил с коллегами закрытие сезона, 7 дней, 7.07.2015 Максим Матвеев встретится с читателями журнала «Театрал», Театрал, 18.04.2015 9 вопросов для Максима Матвеева, Пресс-служба МХТ, 15.04.2015 Фоторепортаж Дмитрия Дубинского с места будущего филиала МХТ, Окно в Москву, 26.03.2015 Олег Табаков отправил послание людям из будущего, Елена Максакова, Блокнот, 25.03.2015 «Карамазовы» и другие фантазии на тему классики, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 26.11.2014 «Карамазовы» в фотографиях Галины Фесенко, 12.09.2014 Максим Матвеев перепрыгнул через Неву, 7 дней, 9.09.2014 В МХТ открыли памятник Станиславскому и Немировичу Данченко, видеосюжет телеканала «Мир 24», 8.09.2014 Олег Табаков открыл театральный сезон и памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 5.09.2014 Открытие сезона в МХТ им. Чехова, oppeople.ru, 5.09.2014 «Пьяные». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 2.09.2014 Максим Матвеев: всегда интересно наблюдать, как человек борется с грехами, Сергей Грачев, Аргументы и факты, 9.07.2014 Максим Матвеев: «Без иронии смотреть на мир невозможно», Виктор Борзенко, Театрал, 9.07.2014 Без вранья, Ольга Булгакова, Театрал, 19.05.2014 Максим Матвеев: «Будем играть без мата. Но смысл останется», Виктор Борзенко, Театрал, 8.05.2014 Хроника скотского времени, Ольга Фукс, Современная драматургия, № 2, 1.04.2014 А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014 Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013 Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013 Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013 Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013 Безруков на юбилее Школы-студии МХАТ стал барином, 7 дней, 12.11.2013 Максим Матвеев в программе «Личное время», телеканал «Культура», 31.05.2013 Константин Богомолов в программе «Личное время», телеканал «Культура», 17.05.2013 Константин Богомолов в программе «Личное время», телеканал «Культура», 17.05.2013 Максим Матвеев в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 4.04.2013 Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013 Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013 Тошно в цель, Алла Шендерова, Огонёк, 18.02.2013 Трэш с тоской, Мария Седых, Итоги, 18.02.2013 В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013 На красные башни родного Содома, Елена Дьякова, Новая газета, 13.02.2013 Бессмысленная злоба дня, Николай Берман, Газета.ru, 13.02.2013 Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013 Идеальный муж Константина Богомолова оказался гомосексуалистом, Алла Шевелева, Известия, 12.02.2013 В МХТ начинается громкая премьера «Идеальный муж», Анна Балуева, Комсомольская правда, 11.02.2013 Дарья Мороз станцевала стриптиз для мужа, Александр Куров, 7 дней, 11.02.2013 Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013 Фотолента «Шансон, политика и чувства: Идеальный муж. Комедия в МХТ», РИА-Новости, 10.02.2013 «Идеальный муж. Комедия» в МХТ, Андрей Пронин, Colta.ru, 13.01.2013 Провокация по мотивам Уайльда на сцене МХТ, телеканал «Культура», 11.01.2013 Табаков учит актеров здороваться, 7 дней, 12.09.2012 Максим Матвеев: «Сыграть Толстого!», Ваш досуг, 23.11.2011 Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008 Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008 Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008 100 зонтов в придачу, Петр Кузьменко, Вечерняя Москва, 9.07.2004 «Идеальный муж», Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2004 Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003 |