Имена | 9 вопросов для Максима Матвеева Пресс-служба МХТ, 15.04.2015 - К какому совету своих педагогов вы постоянно возвращаетесь? Я учился в Школе-студии МХАТ, а до этого в Саратове и там, и здесь была насыщенная образовательная жизнь. Жизнь связывала с крупными личностями. Первым мастером была Ермакова Валентина Александровна, Народная артистка СССР, профессор. Она очень гордилась тем, что в ее учениках ходят Евгений Миронов, Галина Тюнина. Я за ней многое записывал в силу моей юношеской романтической влюбленности в профессию. Она любила повторять: «Актерская профессия это 99% работы и 1 % таланта». Она воспитала во мне трудоголика. В Школе-студии Игорь Яковлевич Золотовицкий любил повторять: «Я научу вас этой профессией зарабатывать деньги». После этих двух взглядов на профессию вывод напрашивается только один: в актерстве надо работать, работать и еще раз работать Это условия выживания. Когда я родителям сообщил, что я не пойду учиться в юридическую академию госслужбы и не буду принадлежать к представителям «денежных профессий», первым доводом отца было: «они же мало зарабатывают». Папа не был неправ. - Тяжело ли провинциалу далась Москва? Такая проблема была. Провинциалы по большей части очень пугливые, а страх он зажимает, выбивает уверенность из-под ног. Хотя мне в силу совпадения темпоритмов было комфортно. У меня такого насыщенного ритма в учебе, как здесь, в Саратове не было. Мастерство, лекции, репетиции плановые до двенадцати, потом репетиции самостоятельных отрывков в общежитии до четырех ночи и опять с утра лекции, и они нравились, но борешься с желанием заснуть прямо перед лицом педагога. Только сейчас я начинаю по-настоящему пугаться Москвой, она начинает меня раздражать, иногда даже мешать. Был случай, один парень, ведущий студент курса в Саратове, приехал показываться в Москву. Ему устроили показ, но в последний момент попросили прийти завтра. И он испугался, застеснялся, чего-то нафантазировал себе и уехал назад. Этот страх перед Москвой ужасная вещь. Для меня таким испытанием была роль в «Последней жертве» Юрия Еремина. Я был еще студентом Школы-студии. Недавно мы с Мариной Вячеславовной Зудиной вспоминали эти репетиции. Смеялись Рассказали друг другу, что чувствовали в то время. Я оказался один среди больших артистов, включая собственного педагога, художественного руководителя и его жены. И я понимал, что мне надо выдавать результат, соответствовать своим партнерам. Марина Зудина теперь говорит, что буквально не понимала, как со мной играть любовь: «зеленый» пацан, которого еле слышно на сцене, а надо изображать взрослые чувства. Плюс мои проблемы с голосом, которые были в то время и о которых мне Олег Павлович постоянно напоминал. Боязнь быть неуслышанным, боязнь плохо сыграть, боязнь не понравиться Тяжело было. Неуверенность меня чуть не погубила. - Какое событие вас окончательно убедило в том, что выбрали профессию навсегда? Все случилось неожиданно и случайно, я никогда не рассматривал для себя актерство как жизненную перспективу. До поступления на театральный факультет я ходил в театр один раз. Причем именно тогда, когда старшеклассников «загоняли» в театр гуртом, «в обязаловку» когда хихикаешь в темноте зала со своими одноклассниками во время спектакля, а на сцену даже не смотришь. Вот и весь мой театральный опыт. А потом, спустя месяца три после поступления я вдруг ясно осознал: мне все нравится, нравится репетировать, строить роль, говорить о театре и т.п. У меня было такое чувство, что все произошло помимо тебя. И понимание того, что это произошло неслучайно, добавляло уверенности. - Самая странная зрительская реакция в вашей карьере? Однажды в костюме священника стою в зале на «Идеальном муже», жду когда «меня» на сцену позовет Лорд. И вдруг кто-то дергает за рясу. Вижу, женщина протягивает программку и шепчет: «Максим, подпишите!» Я растерялся. Вроде как спектакль идет, и стоишь весь такой в образе… Мне потом артисты говорят: «Ну, ты бы ее перекрестил что ли!» - Самое экзотическое место, где вы побывали? Япония. Ездили с театром, когда Тадаши Сузуки ставил с нашими артистами «Короля Лира». Страна, которая бьется за каждый сантиметр суши. Все вместе потрясло: культура, способ обустройства, отношения к работе, к месту, где живут; странные отношения между полами, между подчиненным и начальником. Казалось бы, рядом высочайшие технологии и тут же совершенно архаичные взаимоотношения между людьми. Хороший был спектакль у нас, очень эстетский. Опыт симбиоза русской драматической школы и японской театральной культуры. - Что вас лично заставляет заниматься благотворительной деятельностью? Имеется в виду вашу работу в проекте «Доктор Клоун». Работой в «Докторе Клоуне» меня заставляет заниматься вера в то, что эта деятельность оказывает прямой терапевтический эффект на наших маленьких пациентов. Опыт зарубежных коллег и наш показывает, что эмоциональная составляющая лечения ребенка важна так же, как и медикаментозная. Дети должны хотеть выздоравливать. Вот это желание мы и стараемся у них поддерживать. Решение заниматься этим пришло спонтанно, а уже потом наша деятельность выросла в благотворительный фонд. Такое время было в стране, когда общество начало само организовываться. Первый раз мы пришли к девочке, которая лежит со страшным диагнозом, девочка в депрессии: отсутствует желание принимать пищу, общаться. Через час эта девочка встала и водила уже нас по палатам и помогала посвящать в клоуны остальных детей. Потом мы стали узнавать, что есть такая наука: арт-терапия, и что доктора-клоуны должны обладать какими-то знаниями, знать специфику болезней. Например, если идет кислородная терапия, нельзя надувать шары они лопаются. Или как лучше всего отвлечь ребенка от той или иной болезненной процедуры Если актерство производит такой эффект, им надо заниматься и развивать эти навыки в себе. - Вы верите в то, что театр может изменить жизнь? Да, наверное. Хотя, нет не изменить, но направить. Вспоминаю свои самые сильные впечатления от театра, когда выходишь из зрительного зала и домой идти не хочется. Когда благодаря увиденному на сцене хочется заново обдумать свои жизненные перипетии, переосмыслить их, еще раз прожить - Можно ли сблизить сознание театрального человека и человека религиозного? На сцене человек, не обремененный какими-то ограничениями, выглядит смелее и интереснее в театральном плане. Я не могу себя назвать религиозным человеком. Последние три месяца моя настольная книга, в которую я вложил очень много закладок, «Бог как иллюзия» Ричарда Докинза. Очень интересная книга, которая позволяет взглянуть на религию под другим, непривычным для нас углом зрения, сдирает стереотипы и дает более объективный взгляд на отношения религии и жизни. Докинз говорит, что нравственность в нас заложена не религией, а самим фактом нашего существования, на биологическом уровне. И приводит ряд доказательств. Очень интересное чтение. - Вы производите впечатление очень позитивного человека. От чего все же вам бывает грустно и как справляетесь? Мой позитив это иллюзия! Позитивность это слишком не далекая, не глубокая характеристика. Я не позитивный, я - открытый. В тоску, в прострацию вводит неконтролируемая людская жестокость, которой сейчас очень много, глупость и нежелание быть объективным. «И раньше было много!», можно сказать Но мы-то живем сейчас! Кажется, уже столько было примеров и уроков людской злобы по отношению друг к другу, что пора бы извлекать из истории уроки, становиться мудрее, толерантнее, цивилизованнее, добрее, в конце концов Ан нет. От этого очень больно, так как не можешь понять природу этого явления. Как избавляться?! Я недавно ходил на мастер-класс к Иванне Чаббак, это голливудский коуч по актерской технике, она интересно сформулировала, что актерская профессия для самого актера это как поход к психоаналитику. Возможность поговорить о комплексах и болячках, страхах. И надо в каждой роли искать то, что болит лично у вас. И когда выговоритесь, вам будет легче. Вот так и справляюсь Избавление от депрессии надо искать в работе. Мне после третьего акта в «Карамазовых» становится легче что-то там заложено мое, личное. Еще я очень люблю музыку от группы «АукцЫон» и Леонида Федорова, до Прокофьева и Чайковского. А сейчас у меня в плеере Merilyn Manson. Иногда хочется злой, агрессивной музыки, и она помогает начинаешь злиться на зло вокруг и на свою грусть-печаль. Это дает силу. Пресса Телеверсия спектакля Юрия Ерёмина «Последняя жертва» (запись 2004 года), телеканал «Культура», 16.06.2020 Максим Матвеев: «Свободными людьми управлять сложно», Олег Перанов, Собеседник, 19.02.2020 Максим Матвеев лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая мужская роль», Театрал, 3.12.2018 Максим Матвеев в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 24.11.2018 Максим Матвеев стал заслуженным артистом России, Театрал, 25.10.2018 Итоги театрального сезона: от реформы и тюрьмы не зарекайся, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.07.2018 Осторожно, гештальты закрываются, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 16.07.2018 Максим Матвеев: «В жизни больше интересного, чем в политике», Олег Перанов, Собеседник, 8.06.2018 Максим Матвеев в программе «Интервью», ГТРК «Саратов», 4.06.2018 Видеозапись вечера-посвящения к 150-летию Максима Горького «Солнце всходит», телеканал «Культура», 15.04.2018 Максим Матвеев – об Анне Карениной, благотворительности и лунатизме, видео GUtv, 15.04.2018 15 молодых и красивых актёров театральной Москвы, Театральный сезон, 23.02.2018 «Ему можно было простить всё». Документальный фильм к юбилею Олега Ефремова, Первый канал, 1.10.2017 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Максим Матвеев: «Мы живем во время, которое стирает стереотипы», Interfax, 1.09.2017 Максим Матвеев: «Теперь я совершенно другой человек», Виктор Борзенко, Театрал, 28.07.2017 Максим Матвеев: «Доктор-клоун — это уникальный продукт», Денис Сутыка, Известия, 12.01.2017 Максим Матвеев: «Нужна мощная мотивация», Денис Сутыка, Театрал, 21.12.2016 Максим Матвеев: «Я расскажу своему сыну, что работаю доктором-клоуном», Татьяна Силина, Летидор, 15.12.2016 Максим Матвеев: «Играть любовь с женой гораздо проще», Анна Корытина, WomanHIT.ru, 12.12.2016 Евгений Миронов и Максим Матвеев открыли в Саратове памятные доски, Четвёртая власть (Саратов), 1.12.2016 «ТеатРалли». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 11.09.2016 Максим Матвеев и Яна Сексте о фонде «Доктор Клоун»: «Если вы никогда не видели нашу работу, вам очень повезло», Натела Поцхверия, Коммерсантъ, 6.09.2016 Игорь Золотовицкий в программе «Ближний круг», телеканал «Культура», 22.05.2016 Игротерапия, Натела Поцхверия, Коммерсантъ, 28.04.2016 Актер Максим Матвеев: доктор-клоун, Светлана Панова, Милосердие. ру, 19.04.2016 Проект «Чехов жив» «Дом с мезонином», 25.09.2015 Съёмки программы «Приют комедиантов» к юбилею О. П. Табакова. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 21.08.2015 Олег Табаков отметил 80-летие на театральном капустнике, телеканал «ТВ Центр», 17.08.2015 Олег Табаков отметил с коллегами закрытие сезона, 7 дней, 7.07.2015 Максим Матвеев встретится с читателями журнала «Театрал», Театрал, 18.04.2015 9 вопросов для Максима Матвеева, Пресс-служба МХТ, 15.04.2015 Фоторепортаж Дмитрия Дубинского с места будущего филиала МХТ, Окно в Москву, 26.03.2015 Олег Табаков отправил послание людям из будущего, Елена Максакова, Блокнот, 25.03.2015 «Карамазовы» и другие фантазии на тему классики, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 26.11.2014 «Карамазовы» в фотографиях Галины Фесенко, 12.09.2014 Максим Матвеев перепрыгнул через Неву, 7 дней, 9.09.2014 В МХТ открыли памятник Станиславскому и Немировичу Данченко, видеосюжет телеканала «Мир 24», 8.09.2014 Олег Табаков открыл театральный сезон и памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 5.09.2014 Открытие сезона в МХТ им. Чехова, oppeople.ru, 5.09.2014 «Пьяные». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 2.09.2014 Максим Матвеев: всегда интересно наблюдать, как человек борется с грехами, Сергей Грачев, Аргументы и факты, 9.07.2014 Максим Матвеев: «Без иронии смотреть на мир невозможно», Виктор Борзенко, Театрал, 9.07.2014 Без вранья, Ольга Булгакова, Театрал, 19.05.2014 Максим Матвеев: «Будем играть без мата. Но смысл останется», Виктор Борзенко, Театрал, 8.05.2014 Хроника скотского времени, Ольга Фукс, Современная драматургия, № 2, 1.04.2014 А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014 Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013 Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013 Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013 Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013 Безруков на юбилее Школы-студии МХАТ стал барином, 7 дней, 12.11.2013 Максим Матвеев в программе «Личное время», телеканал «Культура», 31.05.2013 Константин Богомолов в программе «Личное время», телеканал «Культура», 17.05.2013 Константин Богомолов в программе «Личное время», телеканал «Культура», 17.05.2013 Максим Матвеев в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 4.04.2013 Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013 Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013 Тошно в цель, Алла Шендерова, Огонёк, 18.02.2013 Трэш с тоской, Мария Седых, Итоги, 18.02.2013 В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013 На красные башни родного Содома, Елена Дьякова, Новая газета, 13.02.2013 Бессмысленная злоба дня, Николай Берман, Газета.ru, 13.02.2013 Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013 Идеальный муж Константина Богомолова оказался гомосексуалистом, Алла Шевелева, Известия, 12.02.2013 В МХТ начинается громкая премьера «Идеальный муж», Анна Балуева, Комсомольская правда, 11.02.2013 Дарья Мороз станцевала стриптиз для мужа, Александр Куров, 7 дней, 11.02.2013 Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013 Фотолента «Шансон, политика и чувства: Идеальный муж. Комедия в МХТ», РИА-Новости, 10.02.2013 «Идеальный муж. Комедия» в МХТ, Андрей Пронин, Colta.ru, 13.01.2013 Провокация по мотивам Уайльда на сцене МХТ, телеканал «Культура», 11.01.2013 Табаков учит актеров здороваться, 7 дней, 12.09.2012 Максим Матвеев: «Сыграть Толстого!», Ваш досуг, 23.11.2011 Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008 Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008 Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008 100 зонтов в придачу, Петр Кузьменко, Вечерняя Москва, 9.07.2004 «Идеальный муж», Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2004 Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003 |