«Дети зубров твоих не хотят вымирать»Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004 За мхатовскими приключениями Кирилла Серебренникова следить делается все любопытнее. Внятный режиссерский почерк и изобретательность по части мизансцен в один миг сделали Серебренникова persona grata для всяческих московских театров, но в последние два сезона этого постановщика едва ли не приватизировал смекалистый продюсер Олег Табаков, в руках которого Серебренников пристрастился к классике. Через год после неоднозначных горьковских «Мещан» режиссер взялся за пьесу Островского «Лес», достигнув при этом куда более значительных успехов.Серебренников не мыслитель, он придумщик. Вместо того чтоб трудолюбиво прокладывать себе торные пути сквозь дремучие массивы текста, он всякий раз норовит проскочить с кондачка, проскользнуть по гладкой поверхности с кочки на кочку, от одного эффектного номера к другому. Не со всякой пьесой такой номер выйдет, а навернувшись с кочки, можно, известно, и копчик себе отшибить. Но в случае с пьесой Островского такой захватывающий слалом дал впечатляющие результаты: видно, что в этом «Лесу» Серебренниковым загодя изучены все тропинки. Кратчайший путь, как выяснилось, пролегает через 70-е годы вовсе не позапрошлого, а прошлого столетия. Вообще-то на дворе, по некоторым сценическим приметам, уже давно век XXI, но в этой дремучей чаще время точно остановилось, и Гурмыжская снайперски схвачена актрисой Натальей Теняковой как стопроцентно узнаваемая советская барыня, навеки оставшаяся в диетической эпохе, известной под именем «застой». А уж какие милейшие динозавры Раису Павловну окружают, какие чудесные нафталиновые старушки, повылезшие невесть из каких чащоб? Никаких старушек у Островского, собственно, нет, и они понаделаны Серебренниковым из богатых соседей-старичков: из Евгения Аполлоновича после маленькой операции (над текстом, конечно, не подумайте дурного) получилась Евгения Аполлоновна, из Уара Кирилловича Уара Кирилловна. Страдания милой девушки Аксюши (Анастасия Скорик), которую не пускает замуж хозяйка беловежской пущи, Серебренникову были не слишком интересны, и эта роль сама собой перевелась из главных во второстепенные. Две же самые сильные актерские работы и два очевидных смысловых акцента спектакля это Гурмыжская (Наталья Тенякова) и Несчастливцев (Дмитрий Назаров). Лес и воля. И, раз уж такая оппозиция возникла, то сохнущему по Аксюше Петру (Олег Мазуров) никак не обойтись без песни Высоцкого про гибельный лес: «Твой мир колдуна-ами на ты-ысячи лет?» Тысячелетний лес советского народа не расслабляет свою хватку, вцепившись ветками в людей, а заповедный напев все длится и длится, будто на испорченной пластинке. Лишь иногда где-то высоко в ветках вспыхивает неоновым красным светом мысль, запрыгнувшая в голову то одному обитателю леса, то другому: «А НЕ УДАВИТЬСЯ ЛИ МНЕ?» Кульминацией серебренниковского спектакля становится свадебный разгул в ресторане под все ту же заунывную Пахмутову. Сработан целый эстрадный номер: молодой благонамеренный жених Раисы Павловны (Юрий Чурсин), топнув каблуком оземь, превращается в вылитого Владимира Владимировича. Инаугурация («Господа, хотя я и молод, но я очень близко к сердцу принимаю не только свои, но и общественные дела и желал бы служить обществу») проходит под стон хохочущего зала. Вся эта памфлетность и откровенная фарсовость не вступили, как ни странно, ни в какое существенное противоречие с текстом Островского, и эдакий подход к старой пьесе не мог не напомнить о легендарной постановке мейерхольдовского «Леса» в 1924 году. Именно Мейерхольду посвятил свой спектакль Кирилл Серебренников, и это посвящение не показалось натужным. В конце концов знаменитый «монтаж аттракционов» явно по серебренниковской части. Взявшись за Островского, он высадил целый «лес» аттракционов большинство из них оказались уместны и остроумны. Пресса Юрий Чурсин снова сыграет в МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 22.08.2020 Юрий Чурсин возвращается в «Лес», Театр, 20.08.2020 «Дети зубров твоих не хотят вымирать
», Галина Гусева, Театрон, 24.05.2017 «Лес» в фотографиях Алекса Йоку, 1.11.2014 Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 27.04.2005 МХТ нашел корень, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2005 Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004 Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004 Пуще леса, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2004 Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004 К «Лесу» передом, Марина Давыдова, Известия, 27.12.2004 Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004 «Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004 «Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004 Президент идет в «Лес», Виктория Никифорова, Эксперт, 24.01.2004 Но кто мы и откуда
, Анна Шалашова, Экран и сцена, 21.01.2004 К лесу задом, к зрителю передом, Итоги, 11.01.2004 |