В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита

Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
Многие помнят музыкальный спектакль «Ханума», поставленный Георгием Товстоноговым в Большом драматическом театре в Ленинграде в 1970-е. Кто-то видел его вживую, кто-то — по ТВ. В МХТ им. Чехова историю о том, как две свахи наперегонки пытаются женить старого князя и заодно выяснить, кто из них лучшая, поставил ученик легендарного режиссера Виктор Крамер. Впрочем, копировать мастера, говорит он, не собирался — оригинальную пьесу Авксентия Цагарели для Художественного театра значительно переработали. Она будет идти в другом переводе, с новыми диалогами и песнями. Потому и название — «Авлабар, или Новая Ханума».

Тот, кто видел спектакли Виктора Крамера, знает: в каждой постановке он создает свой уникальный мир. Вспомнить хотя бы «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» в том же МХТ или «Музыку серебряных спиц» в петербургском Мюзик-Холле. Всё там словно на другой планете. Вот и Авлабар, конечно, вынесен в название не случайно: здесь это не просто торговый квартал Тифлиса, а притчевое, почти сказочное пространство, с первых же сцен располагающее и манящее к себе. Создать такое место, где можно укрыться и снова почувствовать себя ребенком, было для авторов спектакля едва ли не важнее, чем напомнить знакомый сюжет.

 — Мира пьесы Цагарели с его простыми радостями, естественными страстями, с конфликтами, которые легко разрешаются, в реальности не существует. Жизнь стала другой. Но нам важна эта мечта — о неком удивительном мире, где все всегда заканчивается хорошо, и наша фантазия тут важнее реальности, — отмечает режиссер. — Вместе с радостью от этого уютного мира зритель должен ощутить и его хрупкость, понять, как легко мы можем его разрушить. В этом один из главных наших посылов.

Хрупкость Авлабара красочно иллюстрирует сценография — домики скучковались на огромном валуне, который, в свою очередь, стоит на маленьком-маленьком камушке. Помните мультфильм Константина Бронзита «На краю земли»? Одно неловкое движение — баланс нарушится, и всё сорвется в пропасть… Равновесие вообще очень важное понятие в этом пространстве: для соблюдения равновесия, собственно, и нужна Ханума — в этом сваха уверена. Об этом и поет: «Каждой бабочке по цветочку, каждой петельке — по крючочку»… Словом, все должны найти свою пару — иначе нельзя.

Хануму играет Ирина Пегова — у ее героини длинные чернющие косы, но в то же время она в брюках, да и накидка напоминает скорее мужскую черкеску. Актриса объясняет, что Ханума, по сути, на нейтральной территории между женщинами и мужчинами: «Ее дело — придумывать парадоксальные ходы, чтобы свести людей, а сама она не замужем. Может, не успевает, но, скорее всего, боится влюбиться». По словам Пеговой, эта роль стала для нее работой на сопротивление: «Я была в ужасе, потому что не умею говорить с акцентом, абсолютно не умею пародировать людей».

А вот Артур Ваха, наоборот, сразу нашел общий язык со своим персонажем — прокутившим все князем Васо Пантыашвилли, которого и пытаются выгодно женить: «Во мне все это есть — детскость этого взрослого человека, безрассудство, постоянные сомнения». Кстати, в очередь с актером князя Васо будет играть Юрий Стоянов, а вот сваху-соперницу — Кабато — воплотит на сцене Янина Колесниченко.

В спектакле много музыки и песен — от колоритного грузинского многоголосья до трогательных ностальгических баллад. А еще много завораживающих эффектов. Двигающиеся по сцене облака-барашки под присмотром подпирающих небо пастухов зритель точно не забудет, как и «воздушный шар», на котором откуда-то сверху спускается Ханума, — шар этот на самом деле одно огромное хинкали… В деталях можно рассматривать костюмы — их создала художник Евгения Панфилова. Тут и вышивка, и монетки, и бахрома, и накидки, словно из пестрых ковров.

Все это служит главной цели — подарить зрителю радость и праздник. Поэтому даже финал у «Новой Ханумы» чуть иной. Какой? Узнаете на спектакле — ближайшие показы 29 и 30 мая. Одно можно сказать точно: все закончится хорошо!

Справка «РГ»

«Ханума» — пьеса Авксентия Цагарели, написанная в 1882 году. Спектакль «Ханума» Георгий Товстоногов поставил в БДТ в 1972 году. Текст пьесы Цагарели был актуализирован Борисом Рацером и Владимиром Константиновым, музыку для постановки написал Гия Канчели. «Ханума» стала одним из самых популярных спектаклей БДТ, выдержала более 300 представлений. 

Оригинал статьи
Пресса
«Новая Ханума»: мы летали на хинкали, Александра Кучук, Комсомольская правда, 17.05.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
«Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь», Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023
В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Виктор Крамер: «Мир Авлабара очень хрупок», Александра Машукова, Ok!, 6.05.2023