Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Такие разные «Чайки»: чем запомнится новая постановка на сцене МХТ имени ЧеховаОльга Романцова, ТАСС, 30.11.2024 «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить», — писал Антон Павлович Чехов. В новой «Чайке» А. П. Чехова, премьера которой состоится сегодня, 30 ноября, поставленной Константином Хабенским на сцене МХТ им. Чехова (это его режиссерский дебют) висящее на сцене ружье задействовано уже в первом акте. Маша (Полина Романова), безнадежно влюбленная в Константина Треплева (Илья Козырев) в отчаяния несколько раз стреляет в воздух.Шестая «Чайка» Нынешняя «Чайка» в МХТ — шестая по счету. С первой, поставленной К. С. Станиславским, начался творческий взлет этого театра, но перед премьерой 17 декабря 1898 года у А. П. Чехова обострился туберкулезный процесс, и его сестра, боясь, что писатель не переживет вторичного провала «Чайки» (первый случился в Александринском театре в 1896 году), просила отменить спектакль. На премьере был не полный зал. Когда после первого акта закрылся занавес, одна из актрис упала в обморок, Станиславский, игравший Тригорина, тоже едва стоял. Но после паузы вдруг начался шквал аплодисментов. Театральный критик Николай Эфрос аплодировал, забравшись на стул у рампы. Открылся занавес, актеры стояли, забыв, что им нужно кланяться. Когда он снова открылся и закрылся, они начали обнимать друг друга «как обнимаются в пасхальную ночь», — писал Станиславский. Спектакль закончился триумфом, о чем Чехову отправили подробную телеграмму. Треплева играл Всеволод Мейерхольд, Аркадину — Ольга Книппер, Нину Заречную — Мария Роксанова. Спектакль стал настоящим прорывом: зрители видели и слышали не только то, что делают и говорят герои, но и то, что «за словами» — их подлинные мысли и переживания, порой не соответствующие произнесенному тексту. Чайка стала талисманом Художественного театра: в 1902 году, когда появилось здание в Камергерском переулке, изображение парящей птицы украсило занавес театра. А Чехов подарил Немировичу-Данченко, настоявшему на постановке «Чайки», золотой медальон-книжечку, внутри которого была надпись: «Ты дал моей Чайке“ жизнь». Во второй версии «Чайки», поставленной в 1960 году Иосифом Раевским и Виктором Станицыным, играли Татьяна Лаврова (Нина) и Алла Тарасова (Аркадина), третью, поставленную артистом и режиссером МХАТ Борисом Ливановым (1968), критика назвала «романтической драмой». В ней играли Олег Стриженов (Треплев) и Ирина Мирошниченко (Маша) — это ее первая роль в «Чайке». В 1980 году Олег Ефремов, с 1970 года художественный руководитель МХАТ, поставил четвертую «Чайку», подводя итог десятилетию работы. Огромная беседка ездила взад и вперед по сцене, в мерцающем пространстве кружились ажурные занавеси (художник Валерий Левенталь). Здесь, как писал театральный критик Анатолий Смелянский, «звучала нота всеобщего примирения, понимания и прощения». В спектакле играли Анастасия Вертинская (Нина Заречная), Иннокентий Смоктуновский (Дорн), Андрей Мягков (Треплев), Евгения Добровольская (Нина). Эта «Чайка» оказалась долгожителем. Ее восстановили в 2001 году с новым актерским составом: Ирина Мирошниченко (Аркадина), Евгения Добровольская (Маша), Евгений Миронов (Треплев) — импульсивный, внутренне абсолютно незащищенный и доверчивый как ребенок (позже его сменил Юрий Чурсин). Пятую «Чайку» поставил в МХТ в 2020 году литовский режиссер Оскарас Коршуновас. Действие происходило в наши дни, спектакль начинался с пролога: артисты напрямую обращались к публике, представляли коллег, подкалывали друг друга и предлагали зрителям делать фото, размещая их в соцсетях с хештегом #чайка коршун. Треплев (Кузьма Котрелев) снимал действие на видеокамеру, зрители видели на экране, как Нина Заречная (Паулина Андреева) скачет на лошади по Проезду Художественного театра и бежит в зал через театральное фойе. Импозантный Тригорин (Игорь Верник) не расставался с записной книжкой, изящная, стильная и стервозная Аркадина (Дарья Мороз) блистала в модных туалетах. В этом жестком спектакле текст Чехова звучал так, словно написан недавно. Секрет чеховской пьесы Театральные критики не раз предлагали ввести мораторий на постановки «Чайки», дать ей немного «отлежаться», но режиссеры постоянно находят в ней новые смыслы. Наверное, оттого, что «Чайка» — единственная русская пьеса о людях театра и их ближнем круге. Обращаясь к ней, режиссеры-экспериментаторы порой не щадят ни актеров, ни зрителей. В спектакле «Опыт освоения пьесы Чайка“ системой Станиславского» в Театре Наций (2000) у Треплева (Александр Усов) за спиной крутился пропеллер, остальные актеры ездили на скейтбордах, ложась на них животом, садились на шпагаты, в финале выбрасывали на стол огромные каменные яйца «Чайка» театра «Сатирикон» (2011), идущая почти четыре часа, начинается с монолога Треплева о новых формах, действие происходит в театре, у актеров и актрис есть возможность сыграть всех чеховских персонажей — сцена последней встречи Треплева и Нины повторяется трижды в разных вариантах до тех пор, пока Нина наконец не застрелит Константина Гавриловича. Случалось, что режиссеры обращались к «Чайке» дважды: мэтр российской сцены Лев Додин ставил ее в МДТ в 2001 и в 2022 годах. Во второй раз репетирует «Чайку» в Театре Моссовета Андрей Кончаловский. Его супруга Юлия Высоцкая, в первой версии спектакля в 2004 году сыгравшая Нину Заречную, теперь будет Аркадиной. Алексей Гришин, запомнившийся зрителям эпизодом бортпроводника в «Брате-2» («Мальчик, водочки нам принеси»), играл Треплева в первом варианте «Чайки». В новой версии «Чайки» Гришин снова в паре с Высоцкой: он репетирует возлюбленного Аркадиной, Тригорина. Премьеру несколько раз откладывали, но есть надежда, что она состоится. Константин Богомолов, поставивший «Чайку» в «Табакерке» (2011), выпускает в Театре на Малой Бронной спектакль «Чайка с продолжением». Премьера назначена на 7 декабря. Воспоминания о детстве Не удивительно, что «Чайка» заинтересовала Константина Хабенского. Худрук Художественного театра, по его словам, «не нашел режиссера, который согласился бы поставить Чайку“. Какие-то другие идеи витают в головах режиссеров, к которым я обращался, а объяснять, как я хотел бы это сделать, было бы немного глупо. Поэтому я набрался наглости и начал работу». Константин Юрьевич не новичок в режиссерской профессии: он режиссер фильма «Собибор» и спектакля «Поколение Маугли», идущего сейчас на сцене МХТ. В новой «Чайке» художник Николай Симонов выстроил на сцене двухэтажную дощатую веранду: две лестницы справа и слева ведут на второй этаж. Справа верхняя пристройка-площадка, куда забирается и рассказывает о всеми позабытых артистах карлик-управляющий Шамраев (Вано Миранян). Хабенский рассказал журналистам, что нашел такой ход, пытаясь понять, почему этого человека не терпят. Внизу справа большой деревянный ящик. На нем, как на сцене сыграют спектакль Треплева, в ящике будет переодеваться Нина Заречная, а в последнем действии там обитает вконец одичавший Треплев. Слева книжный шкаф. Когда Тригорин (Андрей Максимов) спросит: «Где в этом доме мои книги?», окажется, что они под шкафом вместо ножек. За верандой колдовское озеро с настоящей водой и лодкой. Пытаясь догнать Нину, Треплев прыгает в нее, и ожесточенно машет веслами, не понимая, что лодку не отвязал. В спектакле задействовано пространство зрительно зала, герои выходят на сцену, то и дело проходя через него. Хабенский подчеркивает, что дело происходит в театре: перед началом и в промежутках между эпизодами работают монтировщики, герои сами включают прожектор, создавая подходящее освещение. Практически одновременно с монтировщиками на сцену выбегают четверо малышей — два мальчика и две девочки (ученики Студии творческого развития «Поколение Оперение»). Они периодически будут бегать по лестницам, играть и пускать самолетики. Ведь одна из важных тем спектакля, по словам Константина Юрьевича, детские воспоминания. «Четыре этих молодых человека — Нина, Костя, Маша и Семен (Медведенко) в детстве проводили время около озера, во что-то играли, потом (…) начали чувствовать что-то похожее на любовь», — говорит Хабенский. В результате, Медведенко влюбился в Машу, Маша — в Костю, Костя — в Нину, а Нина вообще в Тригорина. Она у Софьи Шидловской красива, талантлива, но по уши влюблена в воображаемого героя-писателя. Увидев реального Тригорина среди зрителей своего спектакля, Нина, как говорят в театре, «раскалывается» — смеется, несколько раз пытается продолжать, но ничего не выходит. Позже она ластится к Тригорину, ложится у его ног свернувшись клубком как котенок, тянется к его лицу для поцелуя. Писатель не выдерживает ее напора, и дело заканчивается страстной сценой за шкафом. Чеховский текст в спектакле частично сокращен. Треплева в спектакле ни разу не назовут «киевским мещанином», как в пьесе. А его авангардный спектакль закончится после первого же замечания Аркадиной (Кристина Бабушкина): «Это что-то декадентское». Еще один интересный режиссерский ход — обращение к зрительному залу напрямую. К нему обращена часть монологов. Это выглядит оправданно: зачем, например, Треплеву рассказывать Сорину (Анатолий Кот), что мать его не любит. Сорин это и сам видит, а зрители могут и не знать. Время действия не обозначено и условно, но переклички с современностью то и дело возникают, особенно, когда звучат песни Леонида Федорова. Хабенский подарил каждому из героев спектакля яркие краски и запоминающиеся моменты. Нервный Треплев Ильи Козырева здесь, как настоящий сын актрисы, склонен к театральным эффектам в жизни. Он бьется головой до крови то о стены, то о дверь своей каморки под сценой. Ревнуя Тригорина, гоняется за ним с ружьем, как герой чеховской пьесы «Дядя Ваня». Снова увидев писателя, хватает бутылку со стола и замахивается: драки не будет только из-за присутствия Аркадиной. В последнем действии Костя, уже известный писатель, не только живет в ящике. Он не стрижет волосы, отрастил бороду, подстреливает чаек и на глазах у зрителей поедает их сырые внутренности. Но известность все оправдывает, и Ирина Николаевна Аркадина (Кристина Бабушкина) эффектно исполняет монолог из его пьесы, не сыгранный Ниной. Аркадина здесь известная актриса, знающая себе цену. Она талантлива, наделена сильным характером и стервозностью. Заставляя Тригорина уехать с ней, Аркадина то в истерике бросается на пол и плачет, то в ярости бьет своего возлюбленного. Мастерски отыграв «сцену» и увидев произведенный эффект, она абсолютно спокойно разрешает Тригорину остаться, заранее зная его ответ. Он в спектакле – ровесник Треплева, Аркадина любит писателя одновременно и как женщина, и как мать, еще больше раздражая родного сына. Андрей Максимов играет Тригорина человеком, который в то время, когда другие ухаживают за девушками, строил карьеру, бегая по редакциям и смирился, что его любит зрелая женщина. Чувство Нины вызывает в писателе эмоции, но не настолько сильные, чтобы полностью поменять жизнь. Игорь Верник неожиданно сыграл доктора Дорна заядлым игроком. Сказав «в доме, кажется, играют», — он отыскивает в кармане какую-то заветную фишку и стремится засесть за игру. В конце первого акта (где соединили три чеховских действия) он проигрался в пух и прах, одежда порвана и лицо разбито в кровь. Интересна возникающая в спектакле перекличка тем: Маша и ее мать Полина Андреевна (Алена Хованская) в первом акте носят одинаковые черные плащи с капюшонами. И дочь повторяет материнскую судьбу: жизнь с опостылевшим мужем и безнадежную любовь. Нина, ближе к финалу, переодевается в черное пальто и длинный белый шарф, почти как у Аркадиной в начале. Но шарф опасно волочится за ней напоминая о судьбе Айседоры Дункан. Посмотрев спектакль, не задашь вопрос «отчего застрелился Константин?» Зато скучать не придется. В финале Дорн завалит обиталище Треплева сухими ветками и порванной бумагой. Занавес закроется в тот момент, когда он зажжет спичку. У новой «Чайки» есть еще один финал, но описывать его так же бессмысленно и бесполезно, как пересказать какой-нибудь детектив. Оригинал статьи Пресса Расправил крылья: Константин Хабенский впервые выступил как режиссер, Зоя Игумнова, Известия, 2.12.2024 Новая «Чайка» на старой сцене: Хабенский представил дебютную постановку в МХТ, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 1.12.2024 Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 «Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024 Такие разные «Чайки»: чем запомнится новая постановка на сцене МХТ имени Чехова, Ольга Романцова, ТАСС, 30.11.2024 Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 Хабенский поставил в МХТ имени Чехова «Чайку», ТАСС, 30.11.2024 Хабенский дебютировал в качестве режиссера постановкой «Чайки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 29.11.2024 «Прилёт Чайки»: лауреатов конкурса короткометражного кино наградили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.06.2024 И МХТ, и космос, и любовь: Константин Хабенский и его труппа довели до слез космодром Восточный, Елена Павлова, Амурская правда, 25.04.2024 Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024 Хабенский, Чиндяйкин, Брусникина выступили накануне Дня космонавтики: кадры из МХТ имени Чехова. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 10.04.2024 О звездах накануне космического старта: в Байконыре состоялся вечер МХТ имени Чехова, Sputnik Казахстан, 15.09.2023 Ноты про тексты: как МХТ им. Чехова открыл юбилейную программу 125-го сезона, Марина Иванова, Известия, 28.01.2023 Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023 Вечер «Истории любви» открыл юбилейную программу МХТ им. Чехова, ТАСС, 27.01.2023 Кристина Бабушкина: «Мой праздник это праздник для всех», Александра Машукова, Ok!, 19.01.2023 Константин Хабенский, Игорь Золотовицкий, Кристина Бабушкина, Артём Быстров и другие артисты в Рождественском концерте МХТ им. А. П. Чехова, Ok!, 10.01.2023 Кристина Бабушкина о современной сатире, жизни на Патриарших и рэпе, Максим Андриянов, Hello!, 18.11.2021 Кристина Бабушкина: Мало мечтать, надо что-то делать каждый день, Татьяна Еременко, Москва. Центр, 28.10.2021 Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021 Скорее жив, чем мёртв: каким получился спектакль МХТ с Хабенским в роли Мюнхгаузена, Светлана Бердичевская, RT на русском, 20.10.2021 Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021 Хабенский сыграл Мюнгхаузена, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.10.2021 МХТ имени Чехова представляет спектакль «Враки», видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021 МХТ им. Чехова открывает новый сезон спектаклем «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет Первого канала, 16.10.2021 В МХТ имени Чехова большая премьера — спектакль «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет Первого канала, 16.10.2021 «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена»: в МХТ им. Чехова покажут премьеру Виктора Крамера, видеосюжет телеканала «Мир 24», 16.10.2021 Репетиции спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Фоторепортаж Александра Иванишина, 11.09.2021 Репетиции спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Фоторепортаж Виктора Крамера, 14.06.2021 Фоторепортаж Виктора Крамера с репетиций спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», 7.06.2021 И жизнь, и слезы, и любовь: «Пролетный гусь» от МХТ заставил амурского зрителя плакать, Мария Мурашко, Амурская правда, 2.09.2020 Видеомарафон к 160-летию А.П. Чехова, 29.01.2020 Вечер драмы и комедии: спектакль МХТ имени Чехова в Сухуме. Фоторепортаж, Sputnik Абхазия, 12.09.2019 Кристина Бабушкина про кинопробы, Гарфилда, Иркутск, МХТ и различие поколений, программа «Перекрёстный допрос», 8.03.2019 «Стакан воды» и судьбы мира: в МХТ рассказали о придворных интригах, Светлана Наборщикова, Известия, 4.10.2018 Кузбасские корни МХТ, Ольга Смирнова, Кузбасс, 24.08.2018 «Стакан воды. Моменты». Фоторепортаж Екатерины Цветковой с репетиций и премьеры спектакля, 4.05.2018 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Кристина Бабушкина: «Трудности сделали меня азартной», Сергей Амроян, WomansDay.ru, 2.08.2017 Интервью на фоне спектакля «Гордость и предубеждение», телеканал «Театр», 21.05.2017 «Афиша»: мюзикл «Гордость и предубеждение» и историческая выставка, видеосюжет телеканала «Москва 24», 9.11.2016 100-й «Дом». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 18.10.2016 У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016 Премьера спектакля «Гордость и предубеждение» в МХТ им. Чехова, Сергей Чалый, Русский блоггер, 28.09.2016 Пресс-показ нового музыкального спектакля «Гордость и предубеждение». Фоторепортаж Михаила Ветлова, Geometria.ru, 24.09.2016 «Гордость и предубеждение» в МХТ им. Чехова. Фоторепортаж Ильи Золкина, Культура двух столиц, 24.09.2016 МХТ «Гордость и предубеждение» по роману Дж. Остин. Фоторепортаж Михаила Белоцерковского, часть 1, 24.09.2016 Мюзикл «Гордость и предубеждение»: МХТ им. Чехова представляет премьеру, видеосюжет телеканала «Культура», 23.09.2016 В МХТ репетируют «Гордость и предубеждение» на языке мюзикла, видеосюжет телеканала «Культура», 25.08.2016 В Москве стартует новый театральный сезон, видеосюжет Первого канала, 4.08.2016 Кристина Бабушкина: Прогулка по берегу Байкала и 5 – 6 поз в любимом кафе идеальный отпуск, Алена Чичигина, Комсомольская правда (Иркутск), 21.07.2016 В МХТ состоялся юбилейный вечер Марины Брусникиной, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2016 Телеверсия юбилейного вечера Олега Табакова, Первый канал, 16.01.2016 Олега Табакова поздравила с Новым годом английская королева, 7 дней, 15.01.2016 Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015 Видеозапись спектакля «Учитель словесности» (2003 г.), культура.рф, 21.10.2015 Олег Табаков отметил с коллегами закрытие сезона, 7 дней, 7.07.2015 Звезда «Духless 2» Кристина Бабушкина: «Из-за занятости в спектакле отказалась от роли в Батальоне, Алена Чичигина, Комсомольская правда, 26.03.2015 МХАТ в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014 Открытие сезона в МХТ им. Чехова, oppeople.ru, 5.09.2014 Фоторепортаж «МХТ им. А. П. Чехова: большое открытие», Московский комсомолец, 3.09.2014 Жена снежного человека, Катерина Мигулина, Аргументы недели, 28.08.2014 «Пролётный гусь» вернулся в Красноярск, Станислав Эткинд, Московский комсомолец (Красноярск), 21.05.2014 «№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014 Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014 Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014 Владимир Машков станцевал лезгинку для Олега Табакова, 7 дней, 22.01.2014 «№ 13D» премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014 Машков представит новую версию своего спектакля «№ 13» в МХТ Чехова, Наталья Курова, РИА Новости, 21.01.2014 Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014 Владимира Машкова наградили царским серебром, Инна Фомина, 7 дней, 4.12.2013 Гастроли МХТ им. Чехова: Кристина Бабушкина мечтала стать клоуном, Эдуард Чекмазов работал токарем, Яна Лисина, Комсомольская правда (Иркутск), 3.09.2013 Актрисы МХТ имени Чехова перепели в Кемерове песни Джастина Тимберлейка и The Beatles, Григорий Денисенко, Комсомольская правда (Кемерово), 29.08.2013 Живой звук от московских артистов, видеосюжет программы «Вести-Кузбасс», 29.08.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть II), телеканал «Театр», 8.05.2013 Музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, пройдет в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.05.2013 «Круги» Жоэля Помра впервые в российской столице, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2013 В МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Круги. Сочинения», видеосюжет телеканала «Звезда», 23.04.2013 Анатолий Смелянский отметил 70-летний юбилей праздничным вечером, видеосюжет телеканала «Культура», 14.12.2012 Кристина Бабушкина: «Я научилась жить настоящим», Евгения Белецкая, журнал “Ok!”, 12.10.2012 Круги фикций, Ильдар Сафуанов, Литературная газета, 25.05.2012 «Круги» дошли до Москвы, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 15.05.2012 В Московском художественном театре поставили современную французскую пьесу «Круги», телеканал «Культура», 14.05.2012 «Белоснежка и семь гномов». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 8.12.2011 МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011 «Белоснежка и семь гномов» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.11.2011 МХТ им. Чехова приготовил подарок для детей сказку «Белоснежка и семь гномов», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 4.11.2011 Игорь Золотовицкий отметит юбилей на сцене родного театра, видеосюжет телеканала «Звезда», 19.06.2011 В МХТ им. Чехова премьера «Призраки» по пьесе Эдуардо Де Филиппо, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.10.2010 Люди и премьеры. «Киже» Кирилла Серебренникова, телеканал «Театр», 03.2009 Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003 Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003 |