Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Константин Хабенский во второй раз дебютировал в режиссуре и заставил Треплева съесть чайку

Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.12.2024
Константин Хабенский во второй раз заявил о себе как режиссер. В 2018 году вышел его дебютный фильм «Собибор» о восстании в нацистском лагере смерти во время Второй мировой войны. Он был выдвинут Российским оскаровским комитетом во главе с Владимиром Меньшовым на соискание премии Американской киноакадемии. Спустя шесть лет Константин Хабенский дебютировал как театральный режиссер на сцене возглавляемого им МХТ имени А. П. Чехова с «Чайкой» Чехова.

Автором идеи «Собибора» был Владимир Мединский, тогда еще министр культуры. Для Константина Хабенского как начинающего кинорежиссера это был дерзкий шаг — взяться не за короткометражку, а сразу за масштабный проект, не имея опыта. Но у него был опытный худрук Андрей Малюков, за плечами которого «Мы из будущего» и «Диверсант». Хабенский сделал тогда 34 монтажные версии, сам сыграл лейтенанта Советской Армии Александра Печерского, организовавшего восстание и побег заключенных. Хабенский тогда объяснял свой приход в режиссуру: «Я хорошо себя чувствовал в роли актера. Много общался с лучшими режиссерами и операторами. Процесс обучения у них был базовым. И я решил войти в эту воду».

Снимал под Вильнюсом, управляя десятитысячной массовкой, работал с российскими, литовскими, немецкими и польскими актерами. Антипода его героя сыграл великолепный франко-американский актер Кристофер Ламберт («Горец»). До премьеры фильм показали в Госдуме, представили в Вене, в берлинском бундестаге, фрагменты показали Владимиру Путину и премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху.

Все это было невероятно для дебютанта. Выбор «Чайки» для театрального дебюта не менее амбициозен. Хабенский удивил, хотя, казалось бы, Чехов ставлен-переставлен, каких только сложносочиненных интерпретаций мы не видели. Но худрук МХТ превзошел в своей фантазии любые ожидания. 

Главное потрясение — Треп-лев, пожирающий чайку. Его играет Илья Козырев, который во втором действии становится помесью бомжа и старца, выбравшего аскезу и спящего на камне. Он зарос, немыт и появляется на сцене с мертвой чайкой. Ее крылья свисают, как заячьи уши. Костя запускает руку внутрь и начинает пожирать внутренности птицы, украшающей занавес МХТ. Ест долго, потом идет за глубокоуважаемый шкаф, о который в свои лучшие дни бился головой до крови, изрыгает из себя только что съеденные потроха.

После выстрела останки Треплева подожжет Дорн (Игорь Верник), спалит амбар, чтобы уберечь Аркадину от страшного зрелища самоустранившегося сына. Дорн – самый гуманный из мужчин. 

Имением управляет крошечный человек Шамраев. На эту роль приглашен актер маленького роста Вано Миранян. Ведет он себя бесцеремонно – а как еще можно обращаться с никчемной и вялой интеллигенцией.

Когда-то жизнь у колдовского озера была совсем иной. Бегали нарядные дети, которых мы видим воочию словно во сне. Они давно выросли и превратились в совсем несимпатичных людей.

Нину играет Софья Шилдовская – яркая, необычная актриса, заявившая о себе в кино (из ложи за ней наблюдал кинорежиссер Иван Твердовский, в фильме которого она уже сыграла сложные душевные состояния). Нина упрямо следует своей цели, хочет стать актрисой, но фантастически глуха для этой профессии. Она кричит, как чайка, запрокинув голову, и такая же мертвая, как и та птица, которую потрошил Треплев.

Хоть какую-то симпатию вызывает учитель Медведенко в исполнении Дениса Парамонова. Он готов ждать и прощать свою любимую Машу, которая продолжает любить Треплева, превратившегося в чудище.

Интересно решен Тригорин, которого сыграл приглашенный из МТЮЗа Андрей Максимов. Он моложе Аркадиной и на правах второго сына, неглуп, но инфантилен. Постоянно удит рыбу, что-то пишет, расположен к Нине, но если вдруг ее не станет, ничего существенного в его жизни не произойдет. Все ему трын-трава.

Аркадина Кристины Бабушкиной возвышается над царством маленьких и никудышных мужчин, как каланча. Одета элегантно. Здесь все в современных костюмах, придуманных художником Марией Даниловой. Но сделано это мягко и не бросается в глаза. Зато Сорин Анатолия Кота носит треники. Он тут исполняет функции Фирса из «Вишневого сада».

Константин Хабенский разделил происходящее на две неравные половины. Почти два с половиной часа мы наблюдаем за жизнью «до», где еще кто-то в кого-то влюблен, питает надежды, а потом понадобится час, чтобы все это убить. Все куда-то улетучивается — и любовь, и помыслы, и наступает период дожития. 

На премьеру пришли в числе многочисленных випов космонавты Олег Кононенко и Николай Чуб. Они вышли на сцену и преподнесли Константину Хабенскому чайку, которая была индикатором невесомости для экипажа корабля «Союз МС-24», больше года находилась на МКС и вернулась на Землю.

Оригинал статьи
Пресса
Птица неопределенного времени, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.12.2024
Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
«Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
Хабенский сыграл Мюнгхаузена, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.10.2021
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Враки», видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021
Кузбасские корни МХТ, Ольга Смирнова, Кузбасс, 24.08.2018
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
В Москве стартует новый театральный сезон, видеосюжет Первого канала, 4.08.2016
В МХТ состоялся юбилейный вечер Марины Брусникиной, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2016
Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Жена снежного человека, Катерина Мигулина, Аргументы недели, 28.08.2014
«Пролётный гусь» вернулся в Красноярск, Станислав Эткинд, Московский комсомолец (Красноярск), 21.05.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Актрисы МХТ имени Чехова перепели в Кемерове песни Джастина Тимберлейка и The Beatles, Григорий Денисенко, Комсомольская правда (Кемерово), 29.08.2013
Живой звук от московских артистов, видеосюжет программы «Вести-Кузбасс», 29.08.2013
«Круги» Жоэля Помра — впервые в российской столице, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2013
Кристина Бабушкина: «Я научилась жить настоящим», Евгения Белецкая, журнал “Ok!”, 12.10.2012
Круги фикций, Ильдар Сафуанов, Литературная газета, 25.05.2012
«Круги» дошли до Москвы, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 15.05.2012
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
«Белоснежка и семь гномов» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.11.2011
Игорь Золотовицкий отметит юбилей на сцене родного театра, видеосюжет телеканала «Звезда», 19.06.2011
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003