Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Белый бычок в страшной шапочкеИрина Алпатова, Культура, 2.07.2003 «Вы что-нибудь поняли?» спрашивают друг друга расходящиеся после спектакля зрители. Как же мы все-таки привыкли к беспроблемному «потреблению» театральных действ. За публикой Чеховского фестиваля любопытно наблюдать. Зрители берут штурмом театральные двери, а потом массово спасаются бегством в антракте. Непривычное вызывает отторжение, но надо привыкать, иначе не выбраться из сценического ступора.Миндаугас Карбаускис один из тех, кто пытается это сделать, причем непреднамеренно: без деклараций, неуемного пиара и эпатажа. Причем Карбаускис занимается тем, что интересно прежде всего ему самому, а выходит, что его персональные опыты как нельзя лучше вписываются в поисково-экспериментальную картину. Он открывает публике неизвестные ей драматургические имена или новые пьесы имен известных, подбирая при этом каждый раз новый постановочный ключ. Его пятый московский спектакль исключением не стал. «Синхрон» швейцарского автора Томаса Хюрлимана произведение достаточно свежее (2001 год) и, конечно, крепкий орешек. По-западному жесткое, без намека на сантименты. Экспериментальная игра со временем, которая, впрочем, придумана не сегодня и не им. Навороченный ребус, в котором закодированы простейшие вещи, а банальность возведена в абсолют и приобретает от этого символическую подсветку. «Синхрон» как профессия (персонажи озвучивают порнофильмы) и как символ близости и общности. Возникающий самопроизвольно в смещенной реальности и недостижимый в «быту». Герои ходят по замкнутому кругу, заученно твердя одни и те же фразы, а любая попытка из этого круга вырваться дает эффект бумеранга. Люди рождаются, женятся, расстаются, рожают и теряют детей, умирают все течет, ничего не меняется. Элементарность, которую и трудно, и без надобности словесно объяснять. Неслучайно же один из текстовых рефренов, кстати, принадлежащий персонажу-драматургу, звучит: у меня кризис слова. Впрочем, пьеса Хюрлимана не столь серьезна, как может показаться на первый взгляд. Умные цитаты из Канта, Гегеля или Кьеркегора, вложенные в уста невидимого владельца порностудии, иронично звучат невпопад и не к месту, нахально вклиниваясь между охами, стонами и соответственными репликами «синхрона». Кризис слова, что и говорить. Да и измордованные бесконечной и унылой повторяемостью персонажи не столько страдают, сколько играют во всем известную сказку про белого бычка. Серьез восприятия загнан глубоко вовнутрь и прикрыт смешными, легкими, а то и фарсовыми эпизодами. И в этом, конечно, заслуга режиссера, нацелившегося на комедию по форме, но с явным трагическим «двойным дном». Апология штампа, клише и круговой бессмыслицы, безусловно, способна вогнать в депрессию. Но, как оказалось, далеко не каждого. Карбаускис, возможно, вовремя вспомнил известную истину о том, что если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним. А замкнув все на чисто театральное представление, сместил эмоциональные акценты, добавил легкой игровой атмосферы. И замечательным образом вписал все «синхронные» перипетии в веселенький и незатейливый «быт». На сцене среднестатистический интерьер: кресла, кровать, шкаф, душевая кабина, цветные занавесочки на окне (сценография Владимира Максимова). Стоит вынести несколько микрофонов и старенькое видео готова студия звукозаписи. В этой обыденности с первых же секунд действия воцаряется легко обыгрываемый абсурд: герои, попадая в замкнутое пространство, не узнают себя и друг друга, меняют партнеров, выпадают из времени, возносятся с «нижнего» на «верхнее» пастбище и т.п. Одеяния всех похожи до смеха и разнятся разве что размерами (костюмы Светланы Калининой). А потому получается комедия без переодеваний с непохожими двойниками и забавной путаницей. Минуту спустя все встанет на свои места: у микрофонов выстраиваются четверо неудачников-синхронистов: актриса Сибилла (Полина Медведева), драматург Фрунц (Никита Зверев) и видавшая виды парочка без определенных занятий, Майер-Квасси (Евгений Киндинов) и Эльфи Гланц (Ольга Блок-Миримская). Старательно стонут и взвизгивают, стучат каблуками и щелкают плетью, кашляют и заразительно путают текст (чего стоит один только пассаж о «страшной» шапочке и ее бабушке). И вот беда, отойдя от микрофонов, продолжают общаться друг с другом почти в том же ключе: фразы, конечно, другие, но затверженность ритма и интонации сбоев почти не дают. Хоть как-то привести все это к общему знаменателю (при изначальной недостижимости цели) доверено «человеку театра» Андрею Смолякову (он же владелец порностудии, он же слуга Труффальдино, он же дуэт мифических пастухов и т.д.). Бесшумной тенью проносящийся туда-сюда, он таскает микрофоны и телевизор, открывает «окно в Венецию» и тут же ныряет туда под всплеск невидимой воды, блистательно «раздваивается», одновременно обслуживая две парочки, попавшие в ресторанчик из разных времен. И единственный пытается сохранить здравость рассудка по причине принадлежности к несколько иному измерению. Он же ставит финальный аккорд спектакля, наводя порядок в опустевшей комнате: оправляет постель, задергивает занавески и заново расстилает вечный театральный коврик. Игра закончена. Да здравствует игра, закольцованная в бесконечность! Между тем Карбаускис непроизвольно настраивает публику на синхронность эмоционального восприятия. А оно, к счастью, нестабильно, иначе апофеоз банальности спровоцировал бы режиссера на постановку банальной же «комедии положений». «Положения» эти порой фарсово-уморительны, с традиционным залезанием в шкаф или в кровать. Но когда на той же кровати оказывается спеленутая, как младенец, Сибилла Медведева, только что этого младенца потерявшая, с плачем-колыбельной, звучащей таким диссонансом к прочему «синхрону», это явно сбивает всех с наезженной колеи. И таких моментов здесь немало, причем этот диссонанс зачастую глубоко спрятан в ситуации, а вытащить его можно скорее при помощи ощущений и ассоциаций, нежели здравых логических рассуждений. Спектакль Карбаускиса при его заведомой выстроенности, грамотности и разыгранности как по нотам, нацелен все-таки не на массовый арт-обстрел (переведите слово «арт» как «искусство») публики, а на точечные попадания, которые случаются не со всеми. А все «синхрон», требующий и мастерства, и определенных усилий, и счастливой случайности. Пресса Видеоверсия спектакля «Третий звонок, господа!», Культура.РФ, 18.04.2024 В Доме актера прошла творческая встреча с Евгением и Галиной Киндиновыми, видеосюжет платформы «Смотрим», 27.11.2023 Опять 125: с чем подошел к юбилею Художественный театр, Зоя Игумнова, Известия, 27.10.2023 Станислав Любшин оказался в необычном «доме престарелых», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.06.2023 Сочиняли на ходу: в МХТ прошла премьера спектакля «Третий звонок, господа!», видеосюжет Пятого канала, 22.04.2023 Константин Хабенский вручил памятные знаки «Чайка» сотрудникам МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2022 Евгений Киндинов в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 28.01.2022 Путин наградил орденами артистов МХТ им. Чехова и «Ленкома», ТАСС, 1.10.2021 Женовач вручил «Чайки»: в театре прошла церемония награждения заслуженных деятелей. Фоторепортаж Наталии Мущинкиной, Московский комсомолец, 17.01.2021 Актер без актерства: как прошел юбилей Евгения Киндинова, Марина Иванова, Известия, 15.12.2020 Вечер из цикла «Круг чтения» в МХТ имени Чехова посвятили Евгению Киндинову, видеосюжет телеканала «Культура», 14.12.2020 Евгений Киндинов отметит юбилей в «Круге чтения», Театрал, 12.12.2020 «Некое нечто» «Круг чтения» к 150-летию со дня рождения Ивана Бунина. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 17.11.2020 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Телеверсия мхатовского вечера «Круг чтения»: «Весь мир театр» (запись 2012 г.), телеканал «Театр», 27.06.2020 Видеооткрытка МХТ к 75-летию Евгения Киндинова, 24.05.2020 Михаил Мишустин поздравил Евгения Киндинова с юбилеем, Сайт Правительства РФ, 24.05.2020 Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Телеверсия спектакля «Так победим!» (запись 1987 г.) и рассказ Наталии Каминской о постановке, Культура.РФ, 25.04.2020 «Память места»: «Царь Фёдор Иоаннович» в день рождения МХТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 26.10.2019 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Лирический герой, Александр Мельман, Московский комсомолец, 13.12.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 В МХТ имени Чехова раздали золотые «Чайки», Зоя Игумнова, Известия, 27.10.2017 «Массовка не считается», Анастасия Орлова, Театрал, 27.10.2017 Бронза, серебро и золото за верное служение театру, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.10.2017 В МХТ имени Чехова артистам и сотрудникам вручили памятные «Чайки», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2017 Непостижимый Олег Ефремов, Зоя Игумнова, Известия, 2.10.2017 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Вручение памятных знаков «Чайка». Фоторепортаж Михаила Ветлова, GeoPro, 1.11.2016 В МХТ имени Чехова вручили «Чайки». Фоторепортаж Ильи Золкина, Культура двух столиц, 28.10.2016 «Остановить на миг мгновенье
» МХТ им. Чехова открыл 119 сезон! Фоторепортаж Евгения Чеснокова, Юлия Бурулёва, Столичный информационный портал, 31.08.2016 Евгений Киндинов: «На плаву меня держит жизнь — она мне нравится», Алла Занимонец, TELE. ru, 26.04.2016 Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016 «Евгений Киндинов. По-настоящему играть
». Документальный фильм (2010), телеканал «Культура», 30.10.2015 Актёр Евгений Киндинов в Дрезденском русском центре, Виталий Колесник, Русский мир, 29.10.2015 День рождения МХТ. Фоторепортаж Галины Фесенко, 26.10.2015 Классик в джинсах, Андрей Васянин, Российская газета, 28.09.2015 Проект «Чехов жив» «Каштанка», 25.09.2015 Проект «Чехов жив» «Чайка», 25.09.2015 Евгений Киндинов в программе «Большая семья» (2014 г.), телеканал «Культура», 3.07.2015 Репетиция программы «Круг чтения» на фестивале «Книги России». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 27.06.2015 Народному артисту РСФСР Евгению Киндинову 70 лет, Новости Беларуси, 24.05.2015 Медведев поздравил народного артиста РСФСР Евгения Киндинова с юбилеем, ТАСС, 24.05.2015 «Новости культуры» об открытии выставки к 90-летию И.М. Смоктуновского, видеосюжет телеканала «Культура», 27.03.2015 Фоторепортаж Екатерины Цветковой с открытия выставки к 90-летию И.М. Смоктуновского «Космический актёр», 27.03.2015 Фоторепортаж Дмитрия Дубинского с места будущего филиала МХТ, Окно в Москву, 26.03.2015 «Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015 Чекалдыкнутые, Вячеслав Суриков, Эксперт, 28.02.2015 Торжественная церемония открытия Года литературы в России, телеканал «Культура», 10.02.2015 Евгений Киндинов: Не надо преувеличивать свое «я», Михаил Петров, Православие и мир, 10.12.2014 Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014 Фоторепортаж «МХТ им. А. П. Чехова: большое открытие», Московский комсомолец, 3.09.2014 Шесть часов смеха и слёз. Как теперь выглядят поэтические вечера?, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 5.06.2013 Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013 В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013 Звезды сцены пели военные песни со слезами на глазах, видеосюжет телеканала НТВ, 10.05.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть I), телеканал «Театр», 29.04.2013 Стихи поэтов конца ХХ-начала XXI века прозвучали в МХТ, телеканал «Культура», 4.03.2013 Сегодня в Москве простились с Виктором Сергачевым, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2013 Московскому Художественному театру имени А. П. Чехова исполнилось 114 лет, телеканал «Звезда», 30.10.2012 Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012 В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012 Евгений Киндинов: «В нашей традиции важно умение заставить зрителей задуматься», Михаил Садчиков, Фонтанка.ру, 25.10.2012 «Романс» длиною в 40 лет, Наталья Черных, Московский комсомолец в Питере, 24.10.2012 «В театре совсем другой Киндинов», Елена Добрякова, Невское время, 24.10.2012 В МХТ имени Чехова прошёл творческий вечер Евгения и Галины Киндиновых, видеосюжет телеканала «Культура», 19.12.2011 В МХТ снова играют «Нового американца», телесюжет ВГТРК «Культура», 12.01.2010 Евгений Киндинов: «В первом акте Трех сестер я за кулисами соловьем свистел», Артур Соломонов, Известия, 24.05.2005 В Москву, в Москву!.., Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 Неизвестная из Туапсе, Даль Орлов, Родная газета, 26.11.2003 Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003 Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003 Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003 Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003 Синхронное плавание, Итоги, 1.07.2003 Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003 Телеверсия спектакля «Рождественские грёзы» (запись 2002 года), телеканал «Культура», 25.05.2002 Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001 Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999 Но умный человек не может быть не плутом, Ирина Алпатова, Культура, 22.01.1998 Торговля умом на бойком месте, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.1998 Назад к Островскому, Елена Владимирова, Первое сентября, 1997 «Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995 ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости Из последних сил, Элина Мосешвили |