Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

МХТ и Гамсун: встреча через сто лет

Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
На заре существования Московского Художественного театра здесь очень любили Кнута Гамсуна. В начале ХХ века на этой сцене шли три спектакля по пьесам норвежца, одну из которых («У жизни в лапах») автор специально написал для МХТ: русские гонорары служили большим подспорьем для будущего нобелевского лауреата. Но потом к творчеству великого норвежца в Камергерском переулке не обращались почти 100 лет. И вот Елизавета Бондарь поставила на Малой сцене спектакль «Голод» по одноименному роману, принесшему Гамсуну славу в далеком 1890 году. Кстати, нынешним летом будет отмечаться 165-летие со дня рождения писателя.

Но в своем выборе Бондарь руководствовалась отнюдь не „датскими“ мотивами. Ее предыдущей постановкой был „Макбет“ в Театре Наций (см. „Внимая ужасам войны“ в „Труде“ 01.12.2023). Как говорит сама режиссер, после исследования зла ей захотелось обратиться к теме маленького человека. Того, у которого не хватает сил бороться за свои права в обществе, но он ведет напряженную внутреннюю работу, пытаясь улучшить самого себя. О подобных личностях писал Федор Достоевский, таков и персонаж Кнута Гамсуна — недаром сам норвежский писатель признавал свое глубокое духовное родство с автором „Бедных людей“.

Автору нынешней инсценировки Анне Лифиренко удалось превратить большой модернистский роман в одноактную драму длительностью чуть меньше полутора часов. Образ главного героя воплотил Сергей Волков, хорошо известный по спектаклям Юрия Бутусова в театрах имени Ленсовета и имени Вахтангова, а в 2016 году в возрасте 23 лет получивший „Золотую маску“ за роль Бертольта Брехта в питерском спектакле „Кабаре Брехт“. На сцене МХТ имени Чехова актер выступил впервые — и сразу с большим успехом: „Голод“ уже называют одним из лучших спектаклей сезона.

Волков играет одинокого безымянного журналиста, вынужденного голодать, а порой и скитаться без крова по два-три дня, прежде чем напишет очередную статью и получит за нее гонорар. Предыстории о том, как хорошо образованный человек оказался в таком положении, в спектакле, как и в романе, нет. Но, несмотря на эту нищету, герой все время стремится помочь другим беднякам, движимый добротой и гордыней: он не желает, чтобы ему сочувствовали. А еще мечтает, что философский трактат, который он напишет, поможет человечеству.

Вообще-то фантазии — последнее утешение человека, обделенного деньгами, но не обделенного воображением. Встретив на улице красивую девушку (Полина Романова) и перебросившись с нею двумя словами, он придумывает ей звучное имя Илаяли, делает в своем воображении сказочной принцессой и своей возлюбленной. Да и сам он нравится собеседнице — до той поры, пока та не приходит к нему в каморку, где может оценить масштабы бедствия, в котором существует ее случайный знакомый.

Герой Волкова выглядит лет на 20 с небольшим. С первой же сцены его корежит от голода, но даже застыв в самых нелепых позах, он смотрит на жестокий мир доверчивыми и ясными глазами, наивно и горячо веря в то, что однажды судьба изменится к лучшему. Лишь в минуты самого горького отчаяния у него возникают богоборческие мысли — но негодование проходит, и молодой человек снова упрекает в своих бедах только себя.

Среди других актеров хочется выделить Евгения Перевалова, играющего, кажется, всех нищих, встречающихся на пути героя, включая старика-инвалида и писклявую девочку-шарманщицу. Нельзя не сказать и о Марии Соковой в образе дородной торговки пирожками и квартирной хозяйки, вечно недовольной неплатежеспособным жильцом.

Художник Константин Соловьев оформил спектакль изысканно, с минимумом декораций, зато задник сцены — это огромное окно-экран, загорающееся разными цветами. И, как это часто бывает у Елизаветы Бондарь, действие до краев наполнено звуками, передающими как душевное, так и физиологическое состояние героя, — за звуковое оформление отвечают сидящие с разных сторон от сцены пианистка Мария Садурдинова и перкуссионист Глеб Хохлов, в распоряжении которого набор разнообразнейших инструментов — от огромного барабана до маленьких колокольчиков, причудливых свистелок, трещоток, скрипелок…

Оригинал статьи
Пресса
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023
Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023
Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023
МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023
«Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023
Мария Сокова. Истории с сердцем, Александра Машукова, Ok!, 25.06.2023
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Воронежцы окунулись в «Ювенильное море» с МХТ имени Чехова, Татьяна Ткачёва, Российская газета, 12.06.2021
В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020
«Простите, простите, простите меня!», Александра Машукова, Экран и сцена, 26.09.2019
Всяк сверчок знай!, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.09.2015
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014
«Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014
Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013