Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | И безнадежность ищет словМария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024 Пьесу “Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето” драматург Ярослава Пулинович написала в 2021 году, когда карантины, удручающие эпидемиологические сводки в новостях и дистанционные рабочие и личные отношения резко переменили наш привычный мир. Режиссер Галина Зальцман, первой взявшая ее к постановке на сцене Московского театра “Современник” в 2022 году, хотя и оставила от авторского названия только слово “житие”, в атмосфере спектакля удивительным образом передала клаустрофобически панические ощущения “ковидного лета”.Недавняя премьера на Новой сцене МХТ называется “Жаркое ковидное лето”, но в постановке Татьяны Архипцовой ни эпидемия, ни карантины никакого влияния на действие не оказывают, декорация Александра Петрова вызывает ассоциацию с холодом заброшенных домов, а не духотой современного города при плюс тридцати восьми градусах в тени. Получившемуся спектаклю, кажется, больше подошло бы именно название “Житие Алевтины Павловны и Федора Михайловича”. А может быть, и вовсе “Житие Алевтины Павловны”. Живет Алевтина Павловна в достаточно крупном, судя по наличию Университета, провинциальном городе, преподает, диссертацию защитила когда-то по творчеству Достоевского. Муж, тоже преподаватель, умер семнадцать лет назад. Дочь Маша (Алена Хованская) давно уехала в Москву, но так и не нашла там себе места – ни по самоощущению, ни конкретного рабочего. В нескладности своей жизни Маша склонна обвинять мать и с большим удовольствием занимается саморазвитием, докапываясь до истоков своих детских и подростковых травм. Дочь Маши, Даша (эту роль в очередь играют Маргарита Якимова и Софья Шидловская) – жизнерадостное чудовище тринадцати лет, в меру эгоистичное, в меру симпатичное. Три представительницы одной семьи, в сущности, в равной степени дистанцированы друг от друга без всяких объявлений карантина. Самое близкое существо для Алевтины Павловны – собака. Подобранный семнадцать лет назад на улице щенок Федор Михайлович (Владимир Тимофеев). Теперь он стар и болен. Продлить ему жизнь – единственное, чего хочет его хозяйка. Ни доводы ветеринара, ни приезд внучки, ни слезы дочери, ни вынужденная встреча с бывшим любовником (Эдуард Чекмазов) не имеют никакого значения, если Федор Михайлович отказывается от еды и уже почти не ходит. А он бы рад сделать для обожаемой хозяйки все, что угодно, но может только не отрывать от нее безусловно восхищенного взгляда. Финал спектакля кажется сказочным, почти притчевым, во внезапно возникшее взаимопонимание между матерью и дочерью не очень верится, оно мнимо, как сон, и ощущения безнадежного одиночества не перебивает. В роли Алевтины Павловны – Ольга Яковлева. Хрупкая уцелевшая часть великого театра, секрет которого сегодня знает только она одна. В Художественном театре она репертуаром, прямо скажем, не избалована. Премьер у нее не было почти десять лет. Легко входя в современную, вполне бытовую и мелодраматичную пьесу, Ольга Яковлева являет собой ошеломительный контраст всему, что ее окружает. Ироничной филологической игре драматурга Пулинович со всеми этими модными “не в ресурсе”, “токсично”, “абьюз”, “коуч” и обрывками слов, которыми разговаривают теперь подростки. Достойным актерским работам своих партнеров – тонкой игре одними глазами, в которых бескрайняя преданность, Владимира Тимофеева и написанному крупными мазками образу, создаваемому Эдуардом Чекмазовым. Прямолинейной режиссуре Татьяны Архипцовой. Кажется, даже крайне неудобной Новой сцене МХТ, где колонны с двух сторон ограничивают обзор. Оттого и нет в этом спектакле ничего важнее “жития Алевтины Павловны”, что сам способ актерского существования Ольги Яковлевой столь неповторим и уникален. Интонация каждого произнесенного слова, воспетые Анатолием Эфросом “голосовые оттенки”. Акварельное, мягкое наполнение смыслом жестов и движений. Игра на полутонах, не терпящая поспешности даже в остро драматичных сценах. Алевтина Павловна, какой создает ее Яковлева, женщина довольно эгоцентричная и, пожалуй, не самая приятная. Ее легко представить в университетской аудитории, где она увлекательно и слегка снисходительно читает лекции. Она требовательна к студентам и требовательна к себе. Она вообще предельно честна с собой и свою прожитую жизнь называет “немного красивой, немного странной, немного глупой”. У нее конфликта с дочерью нет, а к попыткам дочери выйти на конфликт она относится с ироничным отстранением. Свое одиночество она выбрала сознательно, и когда любимого пса не станет, она переживет и это. Со спокойным достоинством, столь присущим и актрисе, которая ее играет. Оригинал статьи Пресса И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024 Видеоверсия спектакля «Третий звонок, господа!», Культура.РФ, 18.04.2024 «Жаркое ковидное лето» в МХТ имени А. П. Чехова: фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 27.02.2024 В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024 «Жаркое ковидное лето» – премьера на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 26.02.2024 Станислав Любшин оказался в необычном «доме престарелых», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.06.2023 Дюжев, Пегова, Верник: в МХТ имени Чехова вручили памятных «Чаек». Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 26.10.2021 «Лаборатория режиссёрских дебютов» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 2.10.2021 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Только что закончился показ на телевидении сериала «Лесник. Своя земля», Ольга Клюева, На Западе Москвы, 14.09.2018 Актер Владимир Тимофеев: «На съемках не пью ни капли спиртного!», Андрей Аверин, Родной город (Волгоград), 21.07.2018 Грешные дети, Алла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017 Вручение памятных знаков «Чайка». Фоторепортаж Михаила Ветлова, GeoPro, 1.11.2016 Спектакль МХТ им Чехова в Черкесске, видеосюжет программы «Итоги недели» (Карачаево-Черкесия), 17.06.2013 «Мастер и Маргарита». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 24.10.2011 В МХТ свили гнездо, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2009 |