Вишневый сад давно вырублен, имение, прекраснее которого нет ничего на свете, если и было куплено, давно брошено за ненадобностью (то ли пропал Лопахин, то ли в Париж рванул за Раневской, но дач точно не настроил, бизнес не сделал затосковал). Потерял его, впрочем, как и всю Россию. Уж простите за эту рифму Чехов давно читается как единый мегатекст.
Вся сцена завалена каким-то буреломом пни, ветки, сучья. Из них в углу свалена большая куча, прислонившись к некогда красивой, а нынче обветшавшей ограде. Художник Александр Боровский (сын) продолжил дело художника Давида Боровского (отца), силами которого на этой же сцене, но тридцатью тремя годами ранее была выстроена прекрасная усадьба с первыми признаками намечающегося распада.
Нынешний Иванов (Андрей Смоляков) взялся однажды за непосильное дело обустроить если не Россию, то хотя бы маленький ее клочок. Иванов Смоктуновского на этой сцене благородно задыхался от однообразной духоты. Иванов Смолякова тридцать три года спустя вроде бы увидел какой-то шанс иной жизни и схватился было за него… Тщета усилий очевидна сразу нет на сцене того места, куда можно было бы стащить весь этот хлам. Сколько ни потрать сил и ни вбухай средств, никак не расчистить этот заколдованный дикий лес, откуда уйти невозможно.
Другие живут притерлись. Женщины рвут в клочья платья и страсти. Сарра (Наталья Рогожкина) упивается оскорбленной гордостью. Саша (Наталья Швец) упивается невыполнимостью своей миссии спасти благородного человека от самого себя. Им бы познакомиться поближе вышли бы закадычные подруги. Мужчины привычно вскидывают ноги, перешагивая через пни лихой полупьяной походкой точно цапли спешат по делу. Бесконечный пошленький мотивчик на два такта и два аккорда стимулируют их маршировать бодрее.
Но именно там, где меньше всего этого ждешь, Бутусов резко ломает привычные рамки. Кажется, ни в одном «Иванове» не было такого страдающего доктора, как герой Павла Ворожцова. И такого пронзительного Лебедева, как герой Игоря Золотовицкого. Никто из режиссеров до сих пор не «увидел» его среди чеховских персонажей. И дорвавшись наконец до Чехова, актер вложил столько душевной мощи, любви, широты и страдания в этого никчемного, как мы привыкли думать, человека, что ком застревает в горле.
А Иванов не марширует: сорвался психологически, психически. Вогнал себя в депрессию, монотонную, как зубная боль, как мигрень, когда пошевелиться лишний раз страшно. Одно из ее признаков навязчивое ожидание смерти, которая решила бы разом все проблемы. Из рук Иванов не выпускает пистолет надежное средство «умереть, уснуть и видеть сны».
Пустив историю своего героя вспять от несостоявшейся свадьбы до первой сцены, когда больная жена еще не предана, а затем еще дальше, за рамки чеховской истории, когда энергичный Иванов еще пытается обустроить жизнь вокруг, еще таскает непосильную ношу, Бутусов точно заставляет его искать ту точку невозврата, когда «душу живу» в себе больше не воскресишь. Даже если висящее на стене ружье так и не выстрелило.