Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт

Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
У русского театра и пьесы «Сирано де Бержерак» особенные и очень длительные отношения — текст о благородном, но некрасивом острослове, добровольно поместившем себя во «френдзону», ставится в России вот уже более 120 лет. Русский Сирано — не столько герой мелодрамы, сколько вечный диссидент, неудобный человек, фрондер, а потому он обреченный и «лишний».

Режиссер Егор Перегудов выпустил версию героической комедии Ростана через двадцать два года после того, как Художественный театр последний раз обращался к этому материалу еще при Олеге Ефремове.
Нынешний спектакль с его метамодерновой вселенной — ироничный, дерзкий, напористый. Он вроде бы наполнен духом свободы и в то же время содержит пружину запрета. «Сирано» Перегудова — спектакль про отношения человека поэтического склада и с веком, и с самим собой. Нарочито эклектичный, соединяющий в себе приемы, эпохи, символы — это Сирано после всех предыдущих; попытка диалога не только с пьесой Ростана, но и с историей страны, где страдали поэты во все времена.

Режиссер вольно обращается с исходным текстом, который выступает здесь каркасом сценической версии. Актёров и студентов Школы-студии МХАТ (курс Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова 2022 года выпуска; ныне уже выпускники) Перегудов берет в соавторы: они сочиняют стихи, иногда позволяют себе дописать пару четверостиший за Евтушенко, в ткань повествования вплетаются драйвовые современные зонги. Прелесть спектакля — в спаянности текста Ростана со множеством других поэтических текстов, символов и контекстов, знакомых современному зрителю. Стихи Хармса и Олейникова, музыкальные отсылки к «АукЦыону», даже мушкетёр Д’Артаньян-Боярский — все выглядит одинаково уместно.

Линьер во фраке, с розовой мандолиной в руках (Антон Ефремов) настраивает зрителя на режиссерский театр: Перегудов оставляет из нескольких десятков героев («артистов не хватило, и режиссер их всех убрал, но билеты от этого дешевле не стали») всего семь персонажей. Публика смеется, занавес открывается, оркестр бойко играет мелодию, под которую Линьер декламирует «содержание предыдущих серий», чтобы зритель быстрее сориентировался в происходящем.

На пустой сцене высокая стена с прорезью, уходящая в перспективу, на ней огромное изображение Роксаны, наклеенное поверх обрывков старых афиш. Это стена помпезного театра с ложами, но ещё скорее подворотня, где находится бар или нечто в этом роде. Роксана не просто первая красавица Парижа, а дива из кино про «ревущие двадцатые». Пришедшие послушать её франты во фраках (среди которых Кристиан) на фоне «драной» стены выглядят как современная богема, которая тусуется в лофте на модном концерте. Роксана не только красива, но и недоступна — и потому Сирано мечтает о ней. Кого еще любить поэту, как не певицу с толпой обожателей? Да и режиссер не оставляет ему выбора: Роксана — единственная женская роль в спектакле.

На концерте появляется и вальяжный граф де Гиш в исполнении Игоря Золотовицкого — здешний «хозяин жизни», лицо местной власти. Импозантный стареющий герой, при всей внешней привлекательности он уже не может спрятать шпагу в ножны из-за тремора рук.

Гордый Сирано Юрия Чурсина не нуждается в гриме. Он «болен» тем же, чем, например, болен Мышкин Ильи Деля в спектакле у Петра Шерешевского — и тот, и другой, каждый по своему, мнят себя «уродами», недостойными любви, хотя объективно ими не являются. Их конфликт с обществом — в первую очередь проявление внутреннего конфликта с самими собой. Герой Чурсина будто бы сам придумал себе и нос, и уродство, использует их как повод начать стычку. Он невероятно, экзистенциально одинок, как и все персонажи спектакля, разбросанные по почти пустой сцене. Поэт у Перегудова — одиночка, уверовавший в собственную инаковость и одиночество, а потому существующий в оппозиции миру.

Когда Сирано шумно появляется из партера, чтобы прогнать Монфлери, которого приревновал к кузине — он дерзок, элегантен и блистателен. Громкий, привычный к «хайпу», он сцепляется с соперником, как сцепляются комментаторы в соцсетях, когда интеллект одного уступает интеллекту другого. Фехтование и дуэль на шпагах здесь — повод обменяться еще и словесными уколами. Терпеливый Рагно (Александр Усов), который в следующей сцене уговаривает товарища не драться с сотней вооруженных людей, — не просто кондитер, уважающий поэтов, а почти булгаковский Бутон при окруженном врагами Мольере. Сирано уже окружен недоброжелателями.

Жизнеподобие, которое легко предположить в первых сценах, оказывается ложным. Странный мир, выстроенный режиссером на сцене, — не что иное, как взгляд Поэта на жизнь, и этот взгляд отличается от обывательского. Сто рыцарей у Нельской башни выглядят как вращаемые ветром фигурки флюгера, а Роксана приезжает в боевой лагерь на мопеде из 1960-х и привозит еду в коробках из-под пиццы. Сирано Чурсина глубоко и безответно влюблен в героиню Анны Чиповской. Из элегантного задиристого смельчака он превращается в неуклюжего рохлю-интроверта в вязаном кардигане и коротких штанишках, когда приходит на «свидание». Мальчишкой его наверняка дразнили в школе, он научился ловко защищаться от нападок, но перед кузиной, в которую влюблен, он выглядит невероятно уязвимым.

Его бесхитростная, красивая и здесь определенно младшая сестра не вынесет, если её избранник окажется глуп. Сирано, как старший брат и как влюбленный мужчина, сделает все, чтобы она не расстроилась. Расстроить эту женщину для него страшнее всего на свете. Встречаясь, они с Роксаной фехтуют, как бы возвращаясь в детство с общими играми. Это живая и хорошо понятная зрителям сцена (как и сжигание писем под рок-музыку): Сирано держа рапиру будто бы воткнутой на уровне груди, по-мальчишески критикует себя — и вызывает смех узнавания. 

Отобрав шпаги у всех товарищей в сцене встречи с Кристианом, Сирано становится похож на дикобраза. Он сам подначил соперника пошутить про нос, и защищается теперь, окружив себя «иглами». Сцена обсуждения «любовных дел» по настроению — мальчишеская, и тоже находит эмоциональный отклик в зале. Невольная дружба Сирано и Кристиана, их отношения — это и «шефство» старшего над младшим, и мальчуковый азарт ради призрачной идеи вместе обольстить красотку. Встреча под балконом превращается у Перегудова во встречу у барной стойки. Публика живо реагирует на неудачные попытки Кристиана сложить слова в предложения, а Роксана, не услышав желаемого, берется за бутылку. Герои Чурсина и Котрелева продолжают школьную игру, начатую в прошлой сцене: двое друзей пришли «на дело», и более смелый подсказывает нерешительному.

В начале второго действия к высокой стене приставлены лестницы на колесах. Сцена затемнена и эти приспособления кажутся игрушечными в условиях боевых действий. Фокус внимания в этой части спектакля сделан не столько на осаде Арраса, сколько на самой теме «поэт и война». Пугает звук воздушной тревоги, греются около «буржуйки» солдаты. Форма, в которую одеты герои, принадлежит всем эпохам одновременно — это форма «вообще». Тревожное хармсовское стихотворение «Голод» и мрак почти пустой сцены создают атмосферу безысходности.

Роксана, возникающая среди мрака в пышном платье «а-ля 1960-е», абсолютно чужеродна этой атмосфере. Здесь нет жизнеподобия, но снова есть взгляд Поэта: вот так все должно выглядеть, вот так — красиво. Красота определяет: женщина, объект тайной любви, должна приезжать на войну к жениху именно так – прекрасно и поэтично.

Но Сирано горько просчитался в сочинении своей художественной картины мира. Не обладающий красноречием Кристиан обладает огромным благородством. Как только он понимает, что Роксана влюблена в поэзию де Бержерака и полюбила бы автора строк даже уродом, он фактически совершает самоубийство, высунувшись из-за стены.

Кристиан становится поэтом после смерти. Сидя на авансцене, Кузьма Котрелев читает стихотворение Евгения Евтушенко «Мне снится старый друг». Как поет группа «ЧайФ»: «Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт». Кристиан не так прост и функционален, как о нём привыкли думать: а вдруг, если бы он не погиб, со временем действительно стал бы поэтом?

Роксана не уходит в монастырь, а посвящает себя благотворительности, работая в столовой: то ли лагерной, то ли социальной, а, может, для ветеранов войны. Она носит не траур, но мужской костюм, тем самым отрешаясь от женственности и от высшего света. Их последняя встреча с Сирано и сцена с письмом сыграны на предельном градусе актерской искренности и лишены театральности. Жалкий, слабеющий, невероятно трогательный де Бержерак читает любовное послание наизусть, держа в руках закрытую шкатулку, где Роксана хранит письма. Сирано открывает ее только на последней строке — внутри лежат горелые обрывки бумаги. «Как вы читаете?». Сцена по-настоящему жуткая: Роксана набрасываться на Сирано в ярости, и не столько из-за того, что давно затеянная интрига лишила её возможного женского счастья, но больше от бессилия. Друг напротив друга стоят мужчина и женщина, по которым жерновами прошелся жестокий век: она потеряла мужа на войне и теперь моет жестяные плошки, он - не пошёл на сделку с совестью, оказался неудобен власти, и, в конце концов, его «убрали». У Сирано как и у многих интеллигентов лучше всего получалось не давать в обиду обездоленных и отчаянно донкихотствовать, отдавая все другим, но он обречен на неустроенность собственной жизни.

В конце спектакля под гитару зачитывают перечень репрессированных поэтов, режиссеров, композиторов советской эпохи. Сирано де Бержерак замыкает эту последовательность.

Полина Зонова окончила филологический факультет Нижегородского университета в 2014 году, ведет блог о театре, публикуется в городских изданиях.

Оригинал статьи
Пресса
МХТ им. Чехова начинает «Большие гастроли» в Красноярске, Инга Бугулова, Российская газета, 19.11.2024
Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024
Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…, Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
Игорь Золотовицкий: «Театр спасет мир от тревоги», Екатерина Гиндина, Санкт-Петербургские ведомости, 20.06.2024
МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
МХТ имени А. П. Чехова в южной столице Казахстана, Ольга Зорина, Московский комсомолец (Казахстан), 27.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022
«Проклятые поэты», Татьяна Власова, Театрал, 21.05.2022
МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022
Константин Хабенский рассказал о планах МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 29.11.2021
В МХТ имени Чехова отметили юбилей Игоря Золотовицкого, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2021
Игорь Золотовицкий: Педагоги не должны превращаться в монстров, Ангелина Андреева, Федеральное Агентство Новостей, 18.06.2021
Актер Игорь Золотовицкий: «Зрители приходят в театр как с другой планеты», Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 17.12.2020
В Доме актёра прошёл вечер памяти Сергея Юрского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2020
Фоторепортаж Владимира Постнова с Десятой Юбилейной премии «Фигаро», Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, 8.03.2020
Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019
Паулина Андреева сыграет Нину Заречную в «Чайке», Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2019
МХТ имени Чехова открывает 122-й сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2019
МХТ им. Чехова с гастролями приехал в Екатеринбург, видеосюжет телеканала «Вести-Урал», 16.04.2019
В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019
Офелия больше не боится жить, Нина Дунаева, startup.ru, 17.12.2018
Водобоязнь, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 7.12.2018
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Театральный поезд к юбилею МХТ запущен в московском метро, Иван Пышечкин, Российская газета, 3.11.2018
Программа «Агора». 120 лет МХТ, Михаил Швыдкой, телеканал «Культура», 27.10.2018
Театр МХТ имени А. П. Чехова отмечает свой юбилей, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.10.2018
120 лет Московскому Художественному театру, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2018
«Массовка не считается», Анастасия Орлова, Театрал, 27.10.2017
Бронза, серебро и золото за верное служение театру, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.10.2017
Фото с историей. МХАТ, 1987 год: комедия распада, Олег Перанов, Собеседник, 8.10.2017
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Высокий средний уровень, Анна Рыжкова, Эксперт, 29.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Игорь Золотовицкий в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 25.01.2017
Бал Воланда в прямом эфире, Андрей Васянин, Российская газета, 10.11.2016
С «Домом» как к себе домой!, Юлия Миленькая, Литер (Казахстан), 4.10.2016
Большие гастроли, Ксения Евдокименко, Время (Казахстан), 4.10.2016
Театр должен действовать на воображение, а не на нервы, Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 4.10.2016
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
Бандерас для небедных, Евгения Заболотских, Гудок, 24.06.2016
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом всё труднее находить звёзд», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 19.06.2016
Зрителю нужна интонация, Елена Захарук, Саратовская панорама, 27.04.2016
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Ирина Осипова, Культура Москвы, 27.11.2015
Старик Зудин, Ирина Корнеева, Российская газета, 16.11.2015
«Ты давно понял, что стал украшением отечества», Виктор Борзенко, Новые известия, 16.11.2015
Олег Табаков предпочел дифирамбам семейный вечер, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 15.11.2015
Табаков дель арте, Эмилия Деменцова, Театрон, 15.11.2015
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015
Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015
Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015
По всему миру проходит акция «Чехов жив!», видеосюжет Первого канала, 25.09.2015
«Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015
«Иллюзии» любви, Светлана Орлова, Театральный буфет, 2.07.2015
В Тамбове прошли «Большие гастроли» МХТ имени Чехова, информационное агентство Regnum, 30.06.2015
Спектакль МХТ имени Чехова в Тамбове, видеосюжет телеканала «Россия 1» (Тамбов), 29.06.2015
МХТ – для всех и для каждого, Липецкая газета, 29.06.2015
«Большие гастроли» с аншлагом, Сергей Малюков, Липецкая газета, 27.06.2015
Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015
На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015
День рождения Пушкина отметили «Ночью поэзии», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 6.06.2015
Игорь Золотовицкий в программе"На ночь глядя!, Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 26.02.2015
Игорь Золотовицкий: «Гоголь — инопланетянин», Вероника Горбачева, ЯрКуб, 25.02.2015
Игорь Золотовицкий: «Каждый кризис в стране театру наруку!», Елена Зайцева, Комсомольская правда, 24.02.2015
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Светлана Лучева, Биржа (Нижний Новгород), 19.01.2015
7 вопросов для Игоря Золотовицкого, Пресс-служба МХТ, 12.12.2014
Игорь Золотовицкий: Актёры – люди зависимые, Александр Малюгин, Аргументы недели, 30.10.2014
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Актер МХТ Золотовицкий: В Минске на гастролях пельмени варили в бачке унитаза, Надежда Белохвостик, Комсомольская правда (Минск), 27.10.2014
Сбор труппы МХТ им. А. П. Чехова, 2014 г., телеканал «Театр», 25.09.2014
Интервью с Игорем Золотовицким, Ульяна Лукина, Open minded people, 19.09.2014
Лучшие постановки МХТ им. Чехова покажут онлайн, видеосюжет телекомпании НТВ, 9.09.2014
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
Игорь Золотовицкий: «Семья – мой самый счастливый билет», Анжелика Заозерская, Москвичка, 18.06.2014
Без вранья, Ольга Булгакова, Театрал, 19.05.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
Мнимые величины, Кристина Матвиенко, Colta.ru, 9.04.2014
«Пьяные»: взгляд на мир под углом откровенности, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 7.04.2014
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2013
Школе-студии МХАТ исполнилось 70 лет, видеосюжет телеканала «Мир 24», 12.11.2013
Юбилей школы-студии МХАТ, Сибирское агентство новостей, 12.11.2013
Школа-студия МХАТ отметила юбилей, официальный сайт Министерства культуры РФ, 12.11.2013
Школа-студия МХАТ отмечает 70-летний юбилей, видеосюжет телеканала «Звезда», 11.11.2013
Игорь Золотовицкий на «Худсовете», видеосюжет телеканала «Культура», 11.11.2013
Школа-студия МХАТ отмечает 70-летие, видеосюжет Пятого канала, 11.11.2013
Школа-студия готовится отметить 70-летие, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 8.11.2013
Школа-студия МХАТ готовится отметить 70-летие, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.11.2013
Московскому Художественному театру — 115 лет, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
Актёры МХТ предлагают начать жизнь с чистого листа, видеосюжет телеканала «Культура», 7.05.2013
МХТ представляет премьеру «Начнем все сначала», видеосюжет телеканала «Москва 24», 20.04.2013
Сегодня в Москве простились с Виктором Сергачевым, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2013
Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2012
Игорь Золотовицкий в программе «Действующие лица», Владислав Борецкий, Радио «Культура», 11.10.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Игорь Золотовицкий отметит юбилей на сцене родного театра, видеосюжет телеканала «Звезда», 19.06.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
Ивановы муки, Татьяна Никольская, газета «Дом Актера», 24.12.2009
Русский Сизиф, Ольга Галахова, Независимая газета, 21.12.2009
Готов застрелиться? Всегда готов!, Наталия Каминская, Культура, 17.12.2009
Пиф-паф, Марина Зайонц, Итоги, № 51, 14.12.2009
МХТ на руинах «Иванова», Алла Шендерова, Infox.ru, 8.12.2009
Осчастливили, Елена Сизенко, Итоги, 4.06.2007
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003