Имена | Осколки разбитого вдребезгиЕлена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001 Какая коммуналка на сцене таких и нет сейчас
Эти квартиры на Бульварном кольце уже расселили, продали, перепродали и предали евроремонту. Но пьеса Оли Мухиной написана в 1996 году: процесс был в разгаре. Техногенный смог над коммунальным приарбатским муравейником. Неясыть какая-то. Нежить. В этом пространстве десятилетиями не домывали до блеска окна, витрины, чайные стаканы и водочные стопки, магические кристаллы беллетристов. Патина десятилетий, прожитых спустя рукава, смягчает (или скрадывает?) выражение глаз, бедность мебели и наглость лозунгов, драмы, планы, необходимость что-то делать И так всем спокойней Сценография Александра Боровского лаконична и идеальна для пластического обыгрывания. Позеленелый балкон барской протяженности, переплеты давным-давно не мытых балконных дверей эпохи модерна. За ними обстановочка, покрытая той самой патиной. Коммуналка сложилась и сроднилась очень давно. Интеллигентнейшая Елизавета Сергеевна в белой кружевной шали (Ольга Барнет) лет сорок пребывает замужем за Степаном Ивановичем в тельняшке и со шкиперской бородкой (Владимир Краснов). Но и с соседом Барсуковым (Станислав Любшин), столь же седым и интеллигентным, ее явно связывают сложные отношения. Они ходят к речке любоваться природой уж лет пятнадцать: «Если прийти рано утром и тихо стоять у берега, то можно различить около десяти разновидностей речных рыб!» Окружающие относятся к этим прогулкам созерцательно. Степан Иванович мечтает что-то совершить, облагодетельствовав человечество. Иногда ему снится таблица Менделеева. Сосед-провинциал Андрюша сорока лет (Александр Мохов) мечтает покорить Москву, проехать ночью по бульварам на синем «Мерседесе», швыряя купюры постовым. Андрюша стремится в Москву с коммунального балкона над старым московским бульваром куда более безнадежно, чем чеховские три сестры. Но добраться до Москвы Андрюше не удастся. И соседу его будет сниться лишь таблица Менделеева Все по причинам, в которые не станут вдумываться ни они сами, ни соседи, ни автор пьесы, ни театр. Да зачем? По ощущению все как-то что-то и так понимают В старую квартиру возвращается сын бывших соседей, двадцатилетний энтузиаст Дмитрий (Егор Бероев). Он вырос где-то «там», он одержим сентиментальной любовью к Москве, он восхищается новыми витринами и лужковскими клумбами, он жаждет что-то сделать здесь, «он похож на героя» Все в это верят. Но Дмитрий запутается в любовном треугольнике старых коридоров, завертится между двумя дочерьми Елизаветы Сергеевны юной Аней (Луиза Хуснутдинова) и 35-летней Сестрой (Евгения Добровольская), с ее лихостью, беретиком набекрень, с горьким привкусом бессмысленной и беспощадной богемности конца 1980-х. Что бы ни получилось ничего не получится. Хотя бы потому, что Дмитрий-возвращенец одержим сентиментальной любовью к Москве и героическим желанием что-то строить. А сестры, выросшие в старом доме над бульваром, рвутся из Москвы, из Москвы. Кроме того, над домом кружит самолет. Летчик Витя влюблен еще в одну соседку, лихую фабричную Пирогову (Дарья Мороз). Иногда, из ревности, Витя стреляет по балкону и переулкам из какого-то бортового оружия. Может быть, стреляет и не Витя, а просто кто-то стреляет в переулке. Все это странно. Но объяснимо: Витя был на войне. Некоторые мальчики вернулись домой со странностями. В старой квартире есть и мальчики со странностями, которые только собираются на войну. А пока попадают в милицию. Интеллигентные родители волнуются Впрочем, в целом они тут бессильны. Из тумана умеренно-сюрреалистического текста, из бесконечного диалога вокруг чайного стола и шкапчика, где спрятан графинчик с водкой, вдруг выплывает реплика, острая, как обломок прадедовской бритвы. Непутевый Коля (Николай Исаков), сын интеллигентного Барсукова, влюблен в соседку Аню. Но Аня очарована энергичным и доброжелательным возвращенцем Дмитрием Коля знает простое средство выиграть: Это ничего. Я скажу одному знакомому. И его убьют. Но никого не убьют. Хотя чуть ли не половина обитателей коммуналки выпрыгнет с грязного бронзового балкона вниз. Каждый с гирей своей неразрешимой проблемы. Это будет похоже на бесконечное продолжение все той же, по-прежнему неоконченной, чеховской пьесы для механического пианино, на истерику «ничего не сделавшего» Платонова-Калягина, на его хрестоматийное самоубийство в мелкой и илистой усадебной речке Хотя поколение сменилось. Те дети, на которых уповали последние кадры хрестоматийного фильма, выросли. Собственно, эти дети и собираются на войну. И травятся. И стреляют с небес. И прыгают со старых балконов. Но бессвязность, ласковая бесформенность, бестолковость этого мира (пусть усадьба, полная гостей, сжалась до размеров коммуналки) такова, что убить никого нельзя. Пусть гудит самолет безумца Вити. Пусть стреляют на улице. Пусть те и эти вымахивают с балкона на камни. Где смерть всего этого родного, туманного, бездеятельного, бездумного, безвременного? В игле, в яйце, в Кощеевом ларце Верно, он спрятан далеко, где-то среди сундуков с золотом партии. Старшие квартиросъемщики все слушают радио, «чтобы быть в курсе». Может быть, что-то скажут и об этом. И все пьют чай с мятой, с липовым цветом, с антоновским яблоком, тонко нарезанным в стакан. Все пьют водку тоже на дачных травках Уютно. Умеренно. Со старомосковскими присказками. Любой приступ тревоги, порыв к действию, внезапная колика ответственности надежно купированы домашними средствами. Все уцелеют. Это очень страшно видеть. Елизавета Сергеевна, сыгранная Ольгой Барнет, материнское божество этого мира, хозяйка этих недомытых окон, мать этих непутевых детей, жена этих тихо пьющих слушателей радио, коренная москвичка, пионерка довоенных времен, добрейшая и уютнейшая Раневская этой коммуналки, страшна. Но этот зрительский страх свидетельство того, что время сдвинулось. Туман над Москвой рассеивается. В «Рождественских грезах», спектакле-хите пяти-шестилетней давности, героини именно такой породы были хранительницами всех наших устоев. Во мхатовском «Ю» нет, кажется, иных филигранных актерских работ. (Как ни странно, но блестящая игра сестер Кутеповых и Рустэма Юскаева мешала восприятию пьесы Оли Мухиной «Таня-Таня» в «Мастерской Петра Фоменко»; успех спектакля казался исключительно успехом актерской школы). В «Ю» качество текста и цельность постановки выступают очень резко. Но нам не страшно. Наступило иное время года. Линия атмосферного фронта над столицей сдвинулась и переменилась: тот бесконечный день, когда никто не двигался никуда, «потому что у всех давление», ушел в прошлое. Одно несомненно сезон на Малой сцене «чеховского» МХАТа открылся очень достойной премьерой. В декорации Александра Боровского остался воздух вчерашнего дня. Это наш день и наш воздух. Пресса Ушла из жизни Ольга Барнет, Театрал, 26.06.2021 Умерла известная актриса МХТ им. Чехова Ольга Барнет, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.06.2021 Памяти Ольги Барнет, Александр Калягин, СТД РФ, 25.06.2021 Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020 Телеверсия спектакля Юрия Ерёмина «Последняя жертва» (запись 2004 года), телеканал «Культура», 16.06.2020 Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Телеверсия спектакля «Так победим!» (запись 1987 г.) и рассказ Наталии Каминской о постановке, Культура.РФ, 25.04.2020 Телеверсия спектакля «Священный огонь» (запись 2002 года), телеканал «Культура», 25.04.2020 МХТ имени Чехова в Ташкенте собирает аншлаг, Sputnik Узбекистан, 29.09.2017 Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке, Культура.РФ, 2017 Видеозапись спектакля «Учитель словесности» (2003 г.), культура.рф, 21.10.2015 Проект «Чехов жив» «Чайка», 25.09.2015 Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012 «Свадьба Кречинского» в трактовке Виестурса Мейкшанса на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 11.12.2012 Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012 За верность Московскому Художественному театру, телеканал «Культура», 30.10.2012 В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012 10 вещей Ольги Барнет, OpenSpace.ru, 1.06.2012 Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012 «Событие» Богомолова: метаморфоза бессобытийности, видеосюжет МТРК «Мир», 28.01.2012 Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012 Спектакль «Событие» по пьесе Владимира Набокова в Московском Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2012 В Художественном театре имени Чехова премьера Набоков «Событие», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.01.2012 Прокурор своих ролей, Ольга Егошина, Новые известия, 1.09.2011 Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007 Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007 Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007 Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007 Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003 Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003 «Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003 Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003 Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003 Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003 Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003 Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003 Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003 Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003 Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003 Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003 Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003 Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002 Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002 На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002 Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002 Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001 Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 |