Имена | Во МХАТе зажглиРоман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002 На Большой сцене МХАТ имени Чехова поставили «Священный огонь», никогда раньше не шедшую на русской сцене пьесу английского классика Сомерсета Моэма. Режиссер Светлана Врагова вполне вписалась в рациональную творческую программу Олега Табакова: театр показал крепкую кассовую продукцию, которая не разочарует зрителя.Поскольку пьеса переведена и поставлена впервые и название ее ничего не говорит даже завзятым театралам, сюжета драмы заранее не знает никто. Постановка Светланы Враговой и опирается прежде всего на фабулу пьесы, а там есть на что опереться. Сомерсет Моэм никогда не был снобом по отношению к публике, поэтому законами жанра, диалога и композиции не пренебрегал. В спектакле «Священный огонь» целых два жанра, свой для каждого действия. Первый мхатовский час окрашен в тона комнатной психологической драмы. По дому своей матери ездит в инвалидной коляске бывший военный летчик, молодой еще человек, попавший в авиакатастрофу и обреченный на смерть. За ним присматривают врач и тайно влюбленная в несчастного сиделка, при этом красавица жена калеки всерьез увлечена его красавцем братом. Благообразный поклонник матери дополняет идеальный для развития любого конфликта набор персонажей. Ночью молодой герой умирает, и после антракта зрителю предложен настоящий детектив. Невзрачная поначалу сиделка превращается в следователя и пытается выяснить, кто же именно дал покойному смертельную дозу снотворного. Ситуация развивается в духе знаменитого «Опасного поворота»: под подозрение может попасть каждый. Напряжение не спадает, правда оказывается непредсказуемой, и раскрыть ее означало бы оказать спектаклю смертоносную услугу. Которой «Священный огонь» не заслуживает: он заделан добротно и не претендует ни на что большее, чем он есть на самом деле. Конечно, все не так уж незатейливо. И Моэм вживил в пьесу рефлексии по поводу потерянного военного поколения и всяческие рассуждения на темы жизни-смерти. И Светлана Врагова не прочь намекнуть на разные философские проблемы. А с помощью художника Валерия Левенталя пару раз уводит камерную историю в какие-то оперные кущи. Первый раз когда герой погибает, второй когда спектакль кончается: комнаты вдруг оборачиваются каменистыми скалами, а на фоне размытого писаного задника возникает несчастный покойник и идет навстречу своей матери. Но кроме этих резких сполохов «Священный огонь» ровно горит в камине традиционной, смирной театральности. Здесь важны стильность универсального павильона в духе ар-нуво, правильный подбор актерских фактур и темпераментов, как и не видная зрительскому глазу непростая работа над ролями. Важно также, что сделана реальная попытка опереться на силы собственно мхатовской труппы и обойтись на Большой сцене минимальным количеством рекрутов-спасателей из «Табакерки». Единственный guest star оттуда, Сергей Безруков в роли бывшего летчика, манкость премьерной растяжки над Камергерским переулком, конечно, усиливает, но по качеству работы пока проигрывает едва ли не всем законным мхатовцам: играет как будто с налета, небрежно, на одной ноте. На другом актерском «полюсе» Ольга Барнет (мать) и Евгения Добровольская в выигрышной роли сиделки. Так или иначе, но во мхатовском репертуаре появилась надежная, стабильно работающая единица. Она могла бы достойно «подпереть» другие спектакли, спектакли-события. Собирание новой, табаковской афиши главной мхатовской сцены сюжет едва ли не более любопытный, чем обсуждение достоинств и недостатков каждой из постановок чеховского МХАТа нынешнего сезона. Но именно в этом смысле «Священный огонь» пока что попадает в неблагоприятный для него контекст. После пышной, но несобранной «Кабалы святош», после программно снотворной «Антигоны» Ануя и реанимированной ефремовской «Чайки» (удачно возвращенной к жизни, но все же в статусе мемориального спектакля) всякая новая премьера Художественного театра автоматически нагружается невольной дополнительной ответственностью. Так вот, расплачиваться по чужим счетам «Священный огонь», конечно, не в состоянии. Однако по собственным векселям отвечает без минуса. Пресса Ушла из жизни Ольга Барнет, Театрал, 26.06.2021 Умерла известная актриса МХТ им. Чехова Ольга Барнет, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.06.2021 Памяти Ольги Барнет, Александр Калягин, СТД РФ, 25.06.2021 Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020 Телеверсия спектакля Юрия Ерёмина «Последняя жертва» (запись 2004 года), телеканал «Культура», 16.06.2020 Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Телеверсия спектакля «Так победим!» (запись 1987 г.) и рассказ Наталии Каминской о постановке, Культура.РФ, 25.04.2020 Телеверсия спектакля «Священный огонь» (запись 2002 года), телеканал «Культура», 25.04.2020 МХТ имени Чехова в Ташкенте собирает аншлаг, Sputnik Узбекистан, 29.09.2017 Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке, Культура.РФ, 2017 Видеозапись спектакля «Учитель словесности» (2003 г.), культура.рф, 21.10.2015 Проект «Чехов жив» «Чайка», 25.09.2015 Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012 «Свадьба Кречинского» в трактовке Виестурса Мейкшанса на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 11.12.2012 Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012 За верность Московскому Художественному театру, телеканал «Культура», 30.10.2012 В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012 10 вещей Ольги Барнет, OpenSpace.ru, 1.06.2012 Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012 «Событие» Богомолова: метаморфоза бессобытийности, видеосюжет МТРК «Мир», 28.01.2012 Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012 Спектакль «Событие» по пьесе Владимира Набокова в Московском Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2012 В Художественном театре имени Чехова премьера Набоков «Событие», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.01.2012 Прокурор своих ролей, Ольга Егошина, Новые известия, 1.09.2011 Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007 Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007 Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007 Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007 Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003 Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003 «Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003 Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003 Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003 Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003 Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003 Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003 Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003 Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003 Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003 Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003 Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003 Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002 Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002 На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002 Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002 Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001 Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 |