Имена | Моцарта сгубили бабы?Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007 Великий Моцарт не дает покоя потомкам. Только в МХТ им. Чехова спектакль о его жизни «Амадей» главный долгожитель. Теперь взялись за смерть композитора. «Концерт обреченных» так называется премьера, которую сыграли на Малой сцене Художественного. Драматург Дмитрий Минченок предложил свою версию смерти великого музыканта. Ее разыграли силами двух больших актрис. Про смерть смотрят бифронтально: сцена расположена меж двух трибун, на которых сидят зрители. Но этого мало: друг напротив друга, но по диагонали расположены два квартета, и каждый по очереди играет музыку то Моцарта, то Сальери. Прямо как два дуэлянта: один «резвый, кудрявый, влюбленный», другой минуэтно-пафосный. «Стреляются» на струнных инструментах. В качестве секундантов а вот это самое интересное выступают вдовы Моцарта и Сальери. Дамы встретились, чтобы положить конец расхожей легенде: завистник Сальери отравил душку Моцарта. Вдова душегуба солидная дама в черном, как следователь с Лубянки, вопросами загоняет в угол вдову недруга своего мужа такую же ветреную и верткую, как покойный гений. Констанца, покажите ваши каблуки. Каблук раздвоен! А теперь смотрите на следы на этой картине: на них тоже раздвоение, как на каблуке. Констанца ведет себя как птица, загнанная в угол. Следствие по делу ведет Тереза Сальери. По ходу призывая в свидетели квартет пожилых музыкантов, который играет музыку ее мужа весьма грамотную, но унылую. Хотя одна из них называется «Тарантелла. Праздник молодого вина». От такого вина явно не словишь кайфа. Зато молодые музыканты под руководством Констанцы Моцарт наяривают витальность. Следственный эксперимент, восстанавливающий события последнего дня, режиссер Юрий Еремин строит на двух дуэтах актерском и музыкальном. Первый интересен сочетанием двух столь разных индивидуальностей Евдокии Германовой (Констанца Моцарт) и Ольги Барнет (Тереза Сальери). Ломкая пластика Констанцы как об утес бьется с монументальностью Терезы. Беззащитность схлестывается с амбицией, сдавая одну позицию за другой. И кажется, что мы вот-вот поверим, что Моцарт пал не от руки Сальери, а от руки собственной женушки. Однако Впрочем, не все ли теперь равно, от чего умер гений, он давно сгнил в общей могиле. Интересно другое: жены достойны своих мужей, или мужчины выбирают жен по себе. Во всяком случае, Констанца в парике и камзоле внешне походит на исторический портрет супруга. Но что важнее и внутренне безумна, как гений, вдохновенно интуитивна. Жена Сальери грамотна, образованна, закомплексованна и со своей тайной. А тайна в том, что она всю жизнь любила Моцарта и отравила его невольно. Последняя сцена действительно полна трагизма и держится на Ольге Барнет. Всякая версия имеет право на существование: Моцарт мог стать жертвой, например, героина, но любовная романтичнее. Доказательная база убедительна в своей актерской части. А вот музыкальная Послушаем мнение профессионала. Композитор Лора Квинт: Красивая фантазия, хотя я уверена, что Моцарт умер от сифилиса, который в то время не лечили. Мне не понравилось другое: музыканты сознательно так играют музыку Сальери, что она выглядит унылой. А ведь он был очень хорошим композитором. Это достаточно грубый режиссерский прием на контрасте музыки доказать превосходство одного композитора над другим. Пресса Ушла из жизни Ольга Барнет, Театрал, 26.06.2021 Умерла известная актриса МХТ им. Чехова Ольга Барнет, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.06.2021 Памяти Ольги Барнет, Александр Калягин, СТД РФ, 25.06.2021 Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020 Телеверсия спектакля Юрия Ерёмина «Последняя жертва» (запись 2004 года), телеканал «Культура», 16.06.2020 Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Телеверсия спектакля «Так победим!» (запись 1987 г.) и рассказ Наталии Каминской о постановке, Культура.РФ, 25.04.2020 Телеверсия спектакля «Священный огонь» (запись 2002 года), телеканал «Культура», 25.04.2020 МХТ имени Чехова в Ташкенте собирает аншлаг, Sputnik Узбекистан, 29.09.2017 Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке, Культура.РФ, 2017 Видеозапись спектакля «Учитель словесности» (2003 г.), культура.рф, 21.10.2015 Проект «Чехов жив» «Чайка», 25.09.2015 Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012 «Свадьба Кречинского» в трактовке Виестурса Мейкшанса на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 11.12.2012 Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012 За верность Московскому Художественному театру, телеканал «Культура», 30.10.2012 В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012 10 вещей Ольги Барнет, OpenSpace.ru, 1.06.2012 Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012 «Событие» Богомолова: метаморфоза бессобытийности, видеосюжет МТРК «Мир», 28.01.2012 Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012 Спектакль «Событие» по пьесе Владимира Набокова в Московском Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2012 В Художественном театре имени Чехова премьера Набоков «Событие», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.01.2012 Прокурор своих ролей, Ольга Егошина, Новые известия, 1.09.2011 Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007 Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007 Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007 Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007 Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003 Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003 «Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003 Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003 Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003 Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003 Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003 Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003 Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003 Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003 Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003 Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003 Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003 Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002 Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002 На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002 Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002 Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001 Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 |