Имена | Николай Скорик: «В конце жизни Ефремов вообще не хотел уходить из театра»Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2022 В первый день октября родился Олег Ефремов. Он - одна из самых значимых фигур отечественного театра. Если бы не он, мы много чего не знали и много чего были бы лишены. Ефремов это «Современник», который он создал в середине прошлого века, и который на десятилетия определил вектор развития советского и российского театра. Это его ученики, ставшие великими артистами и строителями театральных домов Волчек, Табаков, Кваша, Покровская, Майорова и многие другие. Наконец, он - образец служения театру в самом высоком смысле слова, его последний романтик. В первый день октября ему исполнилось бы 95 лет. О Мастере и Учителе, о его методе, неистребимом романтизме, последних днях жизни «МК» рассказывает его ученик, замечательный режиссёр Николай Скорик, выпустивший с учителем все его великие чеховские постановки. Клятва и кровь. На самом деле это был лист обычной бумаги, на котором Олег Ефремов с однокурсниками по Школе-студии МХАТ в 1947 году именно кровью подписали Клятву верности театру. Он спустя годы мне рассказывал, как каждый из них на руке делал себе разрез, и кровью подписывал. В клятве той были обозначены с одной стороны вроде бы простые вещи учиться, не пропускать занятий, а наряду с этим сформулировано то, что станет для него принципом и методом на всю жизнь. Что они не просто коллектив творческий, но прежде всего дружеский, и что ставят они перед собой высокие цели и вместе готовы их осуществлять и за них бороться. «Гореть, гореть, гореть» там даже была такая фраза. Надо сказать, что у всех подписантов потом по разному отношения с театром сложились: скажем, Ирина Скобцева, красавица, супер звезда нашего кинематографа, в театре не работала и Алексей Аджубей, зять Никиты Хрущева, ушел в журналистику, его газета «Известия» тогда гремела. Лишь Олег Николаевич, не только подписал клятву кровью, но до конца жизни был верен и клятве, и каждому написанному там слову. Не случайно его первая роль во МХАТе была роль неисправимого романтика Дон Кихота. Убедить художественностью. Уже он создал «Современник», вся Москва сходит с ума по этому молодому театру, а он готовит речь для молодых актеров. Он говорит им о спектакле «Вечно живые», по пьесе Виктора Розова, который для них был как «Чайка» для мхатовцев. И в этой речи есть такое: «Эта пьеса привлекла нас выстраданностью. Выстраданность вот главное слово нашей профессии». Он как то признался нам, что самым сильным его впечатлением в театральной жизни Москвы был спектакль «Три сестры» в постановке Немировича-Данченко. «Это спектакль, из которого выйти невозможно», говорил он. И вот он начинает репетировать свои «Три сестры», я ему помогаю. Это был интереснейший процесс, в результате которого он делает спектакль с ощущением конфликта и спора с Немировичем. Такой он был человек: он в конфликтах расцветал, становился человеком действующим. А конфликт то Станиславским, провозгласившим для МХАТА: «Жизнь человеческого духа». Ефремов же, собрав учеников и сделав «Современник», провозгласил свой лозунг: «Живая жизнь человеческого духа» опять в конфликте с Художественным театром, который в 50-ые годы был имперским, но мертвым, зрители не рвались туда. Так вот, в «Современнике» был такой термин «убедить художественностью». Когда комиссия из райкома партии приходила принимать их очередной спектакль, они так круто играли, что закрыть спектакль у начальства рука не поднималась. Кумиры. У Ефремова было три кумира — Пушкин, Чехов и Станиславский. И если «Евгений Онегин» называли «энциклопедией русской жизни», то пьесы Чехова Олег Николаевич считал энциклопедией русской души. Так, в его знаменитом спектакле «Дядя Ваня» художник Валерий Левенталь, много работавший с Ефремовым, делает горизонталь быта, и вдруг это раскалывается и возникает вертикаль духа — золотая осень под самый потолок, на 14 метров высоты. Ефремов всегда настаивал — горизонталь быта и вертикаль духа. Помню, как он настаивал, чтобы в финале высоко-высоко горел огонек и этому надо было найти адекватную музыку. Но какую? И он нашел: «Журавли должны лететь, курлыкать», сказал он. Вот она вертикаль. Чехов. Олег Николаевич не только пьесы Чехова ставит, но и образ его собственной жизни похож на чеховский. .. Ведь Чехов, будучи не очень здоровым человеков, через всю страну, едет на Сахалин делать перепись населения. И Ефремов с приятелем идет над Волгой по Руси пешком. А когда ему осталось жить два дня, о чем он не знал, но, может, и чувствовал свой скорый уход, захотел поехать в Мелихово — к Чехову. А мог принять лекарство и прожить на день дольше, а он - к Антону Павловичу прощаться. Этот поступок был для него необходим. Или он вдруг в театр вызывает машину и два часа ездит по Москве. Запрещает сдавать свой билет на Тайвань, куда МХАТ отправляется на гастроли. Он надеется, что преодолеет болезнь. Жить на преодолении его принцип, он рассказывал мне, что и в молодости специально создавал себе трудности, чтобы учиться их преодолевать. Метод Ефремова. В школе-студии МХАТ он набрал единственный за всю истории школы режиссёрский курс. Попасть к нему было нереально. Он взял 14 человек, и очень интересный курс получился. Один был художник (у него сейчас 60 картин в Русском музее), я - музыкант, и ещё один из духовной Академии. Как он учил? Как говорил его кумир Станиславский: «Режиссуре научить нельзя. Но можно создать условия, в которых режиссёр родится». И Ефремов создавал эти условия. Он шёл к режиссуре через практику. Его метод можно сформулировать так «мы все вместе. Мы заражены одной идеей». Важным в учении Станиславского он считал не сколько создание его знаменитой Системы, сколько сверхзадачу. То есть ради чего? Умение за собой повести в спектакле, в создании тетра- для него было главным. Он вёл за собой, заражал идеей ради чего? И все верили ему, и шли за ним. Детский Ефремов. Как-то под Новый год звоню ему и спрашиваю: «Олег Николаевич, у вас есть елка?» «Нет», отвечает. Он в доме один с отцом. Я покупаю елку, гирлянду, игрушки и звоню в его дверь. На всю жизнь запомнил его глаза счастливые, детские глаза. А это главный режиссер Художественного театра, по сути мирового театра, где иностранцы, прежде чем выйти на сцену падают на колени. Пушкин. Во МХАТе репетировали спектакль «Медная бабушка» по пьесе Зорина. Пришла министр культуры Екатерина Фурцева, посмотрела прогон и полушутя, полусерьезно сказала, что Роллан Быков, имевший бешенный успех в роли Бармалея в фильме «Айболит 66», не имеет право играть Пушкина, и все поняли спектакль в таком виде не может выйти. И тогда Ефремов, понимая, что так и будет, говорит: «Я буду играть». Ему говорят, что Пушкин маленького роста, потом стали подбирать ему партнёров повыше, чтобы высокий Ефремов рядом с ними смотрелся меньше. А он сыграл Пушкина гениально. Это была его тема — поэт и государство, художник и власть. Она его волновала, заводила, грела. Это было мощно, по-настоящему МХАТовский спектакль. Я его однажды спросил: «Почему вы оставили Современник и ушли во МХАТ?“ Ты что, не понимаешь? ответил он. МХАТ — это театр, который повлиял на весь мировой театральный процесс. Событие во МХАТе — это резонанс по всему миру“. Он думал о судьбах мирового театра и месте в нем русского театра. Театр-дом. В конце жизни он вообще не хотел уходить из театра. Он хотел, чтобы его комнаты находились в театре. И во МХАТе уже ему оборудовали все для жизни, чтобы он мог там оставаться ночевать, просыпаться и идти в зал репетировать. То есть в прямом смысле театр-дом. Я шёл рано на репетицию — ефремовская машина уже стоит. Уходишь поздно вечером после спектакля — ефремовская машина еще стоит. Это и есть то самое служение, тот самый традиционный русский подход к театру. Молитва. Последние дни его жизни… Я как то поздно вечером заглянул в зал. Пустой, серый свет, одна дежурная лампа горит. И в этом огромном, плохо освещенном пространстве сидит человек, и по его спине я понимаю — сколько груза на его плечах, сколько ответственности Я шелохнуться не мог. Как это ни странно, но его последние дни во МХАТе прошли под музыку Господи, тебя мы просим“. Это было последнее, что он слышал во мхатовском зале на репетициях. Звучал фрагмент из музыка к его спектаклю последнему Сирано де Бержерак“, который он так и не успел закончить. И хотя он не был атеистом, и называл себя материалистом, судьбе было угодно, чтобы звучала именно эта музыка и слова молитвы. Сегодня, в День его рождения созданный им Современник“ откроет выставку, посвящённую своему основателю. А МХТ им. Чехова в Камергерском покажет спектакль, специально подготовленный Николаем Скориком с тремя артистами по дневникам последнего романтика нашего театра Олега Ефремова. Оригинал статьи Пресса От Станиславского до Табакова: пять главных вех в 125-летней истории МХТ, Елизавета Авдошина, Марфа Бубнова, Forbes, 26.10.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022 Вечер памяти Олега Ефремова к 95-летию со дня его рождения прошел в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2022 Николай Скорик: «В конце жизни Ефремов вообще не хотел уходить из театра», Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2022 Олег Ефремов. Живой голос, Вадим Верник, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.10.2022 Игорь Александров. О пользе бесцеремонности, Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», № 2, 22.04.2021 Вперед к Станиславскому, Михаил Швыдкой, Российская газета, 21.07.2020 Олег Ефремов: На одном дыхании, Светлана Новикова-Ганелина, Story, 27.06.2020 Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Памяти Олега Ефремова: инфицировал других своей мечтой, Евгения Кузнецова, Московский комсомолец, 23.05.2020 О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020 «Художественный театр. Энергия места»: гримуборная Олега Ефремова, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 30.04.2020 Телеверсия спектакля «Соло для часов с боем» и рассказ Бориса Любимова о постановке, Культура.РФ, 27.04.2020 «Художественный театр. История в фотографиях»: Борис Ливанов vs Олег Ефремов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.04.2020 Телеверсия спектакля «Так победим!» (запись 1987 г.) и рассказ Наталии Каминской о постановке, Культура.РФ, 25.04.2020 Видеозапись лекции Анатолия Смелянского «Художественный театр: два Олега (сравнительное жизнеописание)», 23.03.2020 В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018 Два Олега, Александр Попов, Театр, 14.09.2018 Леонид Эрман: «Олег Ефремов очень любил Киев и киевских зрителей — отзывчивых и глубоко мыслящих», Ольга Сметанская, Факты, 10.11.2017 Как в МХТ отметили юбилей Олега Ефремова, Валерия Новокрещенова, Театрон, 3.11.2017 Фото с историей. МХАТ, 1987 год: комедия распада, Олег Перанов, Собеседник, 8.10.2017 Олег Ефремов: «Искусство определяется жизнью», Экран и сцена, 7.10.2017 «Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017 Программа «Наблюдатель». К 90-летию со дня рождения Олега Ефремова, телеканал «Культура», 2.10.2017 Непостижимый Олег Ефремов, Зоя Игумнова, Известия, 2.10.2017 Фоторепортаж «Вечер памяти Олега Ефремова в МХТ», Известия, 2.10.2017 Юбилейным вечером «Наш Ефремов» друзья и коллеги отметили 90 лет со дня рождения актера, видеосюжет телеканала «Культура», 2.10.2017 1 октября режиссеру и актеру Олегу Ефремову исполнилось бы 90 лет, видеосюжет Первого канала, 2.10.2017 «Ему можно было простить всё». Документальный фильм к юбилею Олега Ефремова, Первый канал, 1.10.2017 Александр Калягин: «Ефремов мог сыграть абсолютно всё», Театрал, 1.10.2017 В Художественном театре им. Чехова пройдет вечер «Наш Ефремов», РИА Новости, 1.10.2017 Олег Табаков: «Всегда первый», Театрал, 1.10.2017 В Кремле и театрах Москвы отметят 90-летие со дня рождения Олега Ефремова, Ольга Свистунова, ТАСС, 1.10.2017 Живой Ефремов, Дмитрий Брусникин, Известия, 1.10.2017 А славы он не желал. Почему на Ефремова нападало «антиефремовское» войско?, Марина Мурзина, Аргументы и факты, 1.10.2017 В Кремлевском дворце пройдет вечер памяти Олега Ефремова, РИА Новости, 15.09.2017 Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке, Культура.РФ, 2017 РАМТ поздравил своего патриарха, Елена Владимирова, Театрал, 13.12.2016 Олег Ефремов и театральная Москва, Григорий Заславский, Римма Кречетова, радио «Вести FM», 23.07.2016 МХТ: путешествие по закулисью. Документальный фильм, культура.рф, 6.11.2015 Как Олег Ефремов делил МХАТ, Анжелика Пахомова, 7 дней, 4.02.2015 Театральный критик в заложниках у дворника МХАТа, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2014 Московскому Художественному театру 115 лет, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2013 Олег Табаков: «Ефремов, как былинный богатырь, лбом пробивал дорогу к театру», Наталья Маргиева, Комсомольская правда, 2.10.2012 Поэт, и раб, и гражданин, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.10.2012 Телеверсия вечера «Олег Ефремов. Если я честный, я должен
», телеканал «Культура», 1.10.2012 «Он курил, даже дыша через кислородный аппарат». Коллеги вспоминают Олега Ефремова в день 85-летия со дня его рождения, Зоя Игумнова, Собеседник, 1.10.2012 Олег Ефремов: жизнь по системе Станиславского, WeekEnd, РИА-Новости, 1.10.2012 Фотогалерея «Великий Современник Олег Ефремов», Голос России, 1.10.2012 Со дня рождения Олега Ефремова исполняется 85 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.10.2012 Вечер памяти Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012 Последняя осень патриарха, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2012 Олег Ефремов жил театром, Григорий Заславский, радиостанция «Вести-FM», 1.10.2012 Сирано де Ефремов, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2012 85 лет со дня рождения Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012 Вечер, посвященный Олегу Ефремову, прошел в МХТ имени Чехова в Москве, РИА-Новости, 1.10.2012 Исполняется 85 лет со Дня Рождения Олега Ефремова, видеосюжет Первого канала, 1.10.2012 День памяти Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 1.10.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод восьмой. «Художественное целое», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 27.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод седьмой. «Аритмия», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 26.09.2012 День памяти Олега Ефремова: «Я в ответе за всех!», Валентина Оберемко, Аргументы и факты, 26.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод шестой. «Четвертая работа», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 25.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод пятый. «Не от мира сего», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 24.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод третий. «Только с восклицательным знаком…», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 19.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод второй. «Сборная страны», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 18.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод первый. «Нижнее фойе», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 17.09.2012 Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012 Демократическая тирания. Заметки о «ефремовском МХАТе», Вячеслав Долгачев, Петербургский театральный журнал, № 68, 1.02.2012 Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011 В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010 Исполнилось 10 лет со дня смерти народного артиста СССР Олега Ефремова, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 24.05.2010 Ефремов поселился у Станиславского, Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007 Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, 4.10.2007 Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007 С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, 3.10.2007 Его домом был театр, Любовь Лебедина, Труд, 2.10.2007 Леонид Парфенов: Если у социализма было человеческое лицо, это было лицо Ефремова, Денис Корсаков, Комсомольская правда, 1.10.2007 Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 1.10.2007 7 лет без Олега Ефремова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007 Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007 Ностальгия по позапрошлому, Елена Ямпольская, Известия, 1.10.2007 Все дальше от настоящего Ефремова, Григорий Заславский, Независимая газета, 1.2007 Вечный Олег. Фильм Леонида Парфёнова к 80-летию О.Н. Ефремова, Первый канал, 2007 Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002 Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002 1 октября исполнилось 75 лет со дня рождения Олега Ефремова, NTVRU, 1.10.2002 Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002 Во вторник талантливейшему актеру и выдающемуся режиссеру Олегу Ефремову исполнилось бы 75 лет, Наталья Курова, РИА Новости, 1.10.2002 Александр Калягин рассказывает про Олега Ефремова, раздел МХАТа, рождение театра Et cetera, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 «Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001 Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001 Когда разгуляется 2, Известия, 1.10.2001 И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001 Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000 Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 |