О Марине и для Марины. Из буклета к юбилею Марины Брусникиной



9 февраля 2021 года в Художественном театре праздновали юбилей режиссёра, актрисы и педагога Марины Брусникиной. К этому дню издательством МХТ был выпущен буклет, посвящённый виновнице торжества, а в нём опубликованы слова её коллег по мхатовской сцене, — о ней и для неё.

Сергей Женовач

Марину я знаю еще со студенческих лет. И все это время не устаю удивляться ее энергии, заряженности на работу, самоотдаче и открытости. Она кладезь талантов: тонкая, умная актриса, великолепный педагог не только по сценической речи, но и по актерскому мастерству, обладает невероятными организационными способностями, занимается режиссерской практикой, руководит театром! Не знаю, откуда у нее берется столько сил и влюбленности в свое дело…
Я очень рад, что Марина Брусникина является заместителем художественного руководителя МХТ по специальным проектам. Потому что обычно, как любил шутить Петр Наумович Фоменко, «проекты превращаются в прожекты», а у Марины всегда потрясающие идеи. И «Круг чтения», и музыкальные вечера, и недавняя затея «Память места» – театрализованные читки забытых пьес из репертуара Художественного театра, которые в свое время были событиями, оставили след в истории МХТ, так или иначе влияли и на театр, и на зрителей. До сих пор в памяти «Царь Федор Иоаннович»! Чтения пьесы, с которой начался Художественный театр, мы проводили и на Малой, и на Основной сценах, даже были мысли играть как спектакль. И «Сверчок на печи», и «Анатэма», и «Ганнеле»… Мне кажется, это открытие жанра. Когда читается современная пьеса, все понятно: сидят артисты, режиссер, зрители, идет знакомство с драматургическим материалом, первое к нему прикосновение. А когда возникает не то что реконструкция спектакля, а его эхо, воспоминание о нем – это отдельный жанр. Даже не понимаешь, где читка, где игра, где история, а где – сегодняшний день. Это невероятно интересно и очень нравится не только зрителям, но и самим артистам. Потрясающий проект!
Здорово, что она подхватила дело Дмитрия Брусникина. Руководит театром «Практика», который он возглавлял, и делает это, на мой взгляд, замечательно, уверенно, по-своему. Чтит его память, проводит фестиваль документального театра «Брусфест»… Дело даже не в памяти, а в том, что продолжение его дела остается потребностью не только Марины, но и всех, кто был связан с Димой, с «Практикой», с его курсом в Школе-студии МХАТ. Теперь этот курс ведет Марина, и мне очень верится в ее студентов, им повезло с мастером. Знаю, что мхатовская школа в этих ребят будет заложена, потому что Марина ее очень сильно чувствует. Может быть, сегодня она одна из немногих, кто чувствует школу Художественного театра.
Марина – безусловный лидер. У нее есть свой круг, который она сама создала, – круг артистов, учеников, которые ее понимают и доверяют ей. А она доверяет им. Ее компания, команда… Я восхищаюсь тем, как легко она общается с людьми. Когда надо, бывает строгой или, наоборот, мягкой, нежной. Может быть, мы не так часто об- щаемся, но я никогда не видел ее в плохом настроении. Она всегда энергична, бодра, целеустремленна. И хочется пожелать, чтобы эта энергия у нее никуда не исчезала, а только прибавлялась! Мне кажется, от Марины можно ожидать самого невероятного, самого неожиданного – новых идей, затей, поворотов. Поэтому желаю только удачи, сил и, как у Пушкина, «Вперед! и горе Годунову!».

Олег Табаков , из интервью 2010 года

У меня есть честолюбивая вера в то, что земля наша талантами не оскудела, надо только создать условия, чтобы они максимально серьезно решали задачи, которые перед ними ставятся… Для меня важно, что наряду со шлягерами Основной сцены на Малой и Новой тихо и скромно пашет Марина Брусникина – раз за разом, спектакль за спектаклем… Последовательность этих усилий свидетельствует об одном – о моей вере.

Николай Скорик

Помню, как на третьем курсе Школы-студии перед каждым прогоном «Метели» Марины Цветаевой студентка Марина Брусникина просила меня «реагировать не стесняясь», потому что мои реакции ей помогают. А меня и просить не надо было, потому что уж очень нравилась ее Бабушка. И по сей день нравится. Врезалась та студенческая работа в память да так и осталась: Марина в старинном широком платье, в свободной черной накидке с кружевами, дивно звучащие стихи и шлейф большой прожитой жизни старой графини. В этом был такой поэтический масштаб и сила, что забывалось, что бабушку играет студентка.
Марине повезло с учителями. Ефремовская педагогика сильна тем, что все профессиональные открытия происходят через раскрытие и формирование личности ученика. Театральная судьба Марины Станиславовны – яркое тому подтверждение, иначе не развилось бы так широко все, что только проглядывало в той далекой студенческой работе, и не появилось бы в сегодняшнем театре то, что называется театром Марины Брусникиной.
Но уверен, что не случилось бы этого, если б судьбе не было угодно и на том курсе будущих актеров не оказался студент по имени Дима. И был светлый роман, а потом студенческая свадьба с буйным мальчишником, и был счастливый месяц на Соловецких островах с белыми ночами над Белым морем, куда мы в то лето отправились всем курсом… Очень хочу, Марина, чтобы это чувство любви никогда не оставляло тебя, помогало, давало опору.

Алла Покровская, из книги «МХТ: Взгляд из-за кулис», 2008

Я учила Марину актерскому мастерству, а она стала не только актрисой, а еще и режиссером, и педагогом. И, что удивительно, при всех ежедневных нервных затратах, в театральной жизни неизбежных, в ней сохраняется поразительная духовная гармония и внутренняя свобода. Она сочетает абсолютный слух и понимание современной литературы с душевной преданностью высокой классике. Я не знаю, что такое «литературный театр», поэтому то, что делает Марина, назову скорее театром Марины Брусникиной. Она никогда не бывает банальна в своем взгляде на произведение. Ее душа живет многими жизненными смыслами, которые могут не относиться к вере или религии, но полны сострадания к ежедневности со- временников. Любовь к литературе приводит ее к выражению смысла ее позиции, позиции ее поколения, гуманистического смысла этого времени.
Внимание к индивидуальности естественно для педагога, но и в театре у нее такое же внимание к личности артиста. И огромная заслуга Марины в том, что она вывела целую плеяду молодых актеров, которые благодаря ей достаточно востребованы в репертуаре МХТ. Способ ее режиссуры – разговор актера со зрителем – больше воспитывает личность артиста, нежели когда он просто играет роль, потому что смотреть в глаза людям, сидящим в зале, и говорить высокую литературу, говорить за автора – это требует поразительного развития, и духовного, и умственного. Помимо приобретения актерской практики, артисты становятся личностями. И это очень отличает молодую поросль Художественного театра от молодежи многих театров Москвы.

Ирина Мирошниченко

Марина Брусникина… Машенька моя дорогая! Я позволяю себе такую вольность и такую нежность, поскольку знаю ее с юности. Пылкость, взрывной характер, удивительной красоты голубые глаза, которые вдруг становились как два огня. Я видела это на сцене, в спектаклях, которые мы вместе играли, а иногда и на репетициях, когда она была недовольна или спорила с кем-то, о чем-то страстно говорила. В ней очевидно существовал и кипел мощный талант, невероятный темперамент, который она пыталась сдержать.
С возрастом Марина стала выдержанной, внешне спокойной, но и сейчас этот вулкан иногда взрывается и мы имеем счастье (а некоторые – горе) его наблюдать. Теперь это происходит на репетициях, где она сама режиссер, лидер, который ведет за собой огромное количество людей. Умение нести ответственность и принимать ее за всех – удивительное свойство Маши Брусникиной, это ее стиль, ее манера. Именно поэтому она придумала абсолютно новый жанр, который возник в нашем театре, – чтецкие вечера. Она его инициировала и нашла поддержку сначала у Олега Николаевича Ефремова, потом ее первые шаги в режиссуре мощно поддержал Олег Павлович Табаков. И я очень рада, что и Сергей Васильевич Женовач тоже одобряет ее идеи, ее особый стиль театрального действа на сцене Художественного театра.
Уже двадцать лет существуют ее вечера «Круг чтения», на которых всегда переаншлаг: люди хотят услышать современную поэзию и прозу или, наоборот, окунуться в классику. А уникальные музыкальные вечера с живым оркестром, с актерами, которые не просто поют песни, но создают атмосферу, будь то Рождество, День Победы или посвящение любви и весне… Всегда это ярко, талантливо, масштабно!
У Марины великолепная слаженная команда, в которую входят актеры, музыканты, все цеха нашего театра. Я тоже в команде Брусникиной.
Хотя был момент, когда не она, а я была режиссером и вводила Машу в легендарный спектакль Романа Виктюка «Татуированная роза» (он шел на сцене Художественного театра 27 лет!). Так случилось, что он был поставлен на сцене на Тверском бульваре, а после разделения МХАТа долго не шел. И Виктюк, который был очень занят созданием собственного театра, предложил мне восстановить спектакль самой (я играла в нем главную роль). И вот мне довелось как режиссеру, как репетитору ввести Машу на роль Флоры, которую она потом много лет замечательно играла. Сегодня она известный режиссер, имеет свой театр и множество наград, и вспоминать, что она была послушной ученицей и артисткой, которая вводилась в мой любимый спектакль, мне особенно трепетно и приятно…
Я рада, что у нас за плечами около десятка спектаклей, где мы были партнерами, многократно выходили на мхатовскую сцену и вместе творили как актрисы. Рада, что на протяжении многих лет я слушаю ее, как школьница, подчиняюсь ее режиссерскому диктату и дружескому совету, дорожу нашим удивительно нежным и теплым общением. Я ее очень люблю и горжусь ею, счастлива, что ее жизнь протекает в уважении и любви людей. Я разделяю ее радости и ее горе и знаю, что восполнить потерю близких невозможно, но любовь людская, уважение, творчество, дружба очень помогают жить.
Сегодня огромное множество любящих Марину людей поздравляет ее с юбилейными днями, радуется ее успехам и ждет новых свершений и побед. Я в их числе. Радости творчества тебе, Машенька!
С искренним уважением и любовью!

Нина Гуляева

Марина – настоящий мхатовский режиссер. Она выросла в Художественном театре и поставила здесь много замечательных спектаклей. Я благодарна ей за приглашение в «Тутиш» и «Деревню дураков», за наше «Дворянское гнездо» – спектакль был высшего класса! Желаю ей новых постановок по русской классике, обязательно на большой сцене!

Евгений Киндинов и Галина Киндинова

Маша, Машенька, дорогая и любимая Марина Брусникина! Ты удивительный человек!.. Тонкой души! Сердечности. Ты умеешь слушать и слышать всех, но особенно тех, кто в этом нуждается… Спасибо тебе за это!
Сделать из очень непростой прозы Н. Ключаревой удивительный спектакль «Деревня дураков», полюбившийся зрителям и, что поразительно, с каждым разом звучащий все современнее; поставить спектакль «Письмовник» по сложнейшей прозе М. Шишкина, потрясающий, с замечательными актерскими работами, – это твой талант, Маша, и кропотливый труд… Сегодня мы ощущаем, как полюбились поэтические вечера, созданные тобой, Машенька, какое мощное впечатление они производят на зрителей, готовых проводить в театре целые ночи, слушать стихи с полуночи до утра…
Машенька, здоровья тебе! Сил и терпения! Благодати во всех твоих начинаниях! Мы тебя очень любим и работать с тобой тоже очень любим!
С любовью и благодарностью, с надеждой на новые встречи!

Игорь Золотовицкий

Маша Брусникина, Машуня, Маруся… Все, что связано у меня, уроженца Ташкента, с Москвой, связано с этим именем, с этой девушкой… Нам не должно быть столько лет, сколько мы отмечаем (а мы одногодки), мы всегда должны были быть 25-летними!
Тем не менее уже есть устоявшийся бренд «театр Марины Брусникиной». Это так! Это не фейк и не шутка, это очевидно с первой секунды ее спектаклей. Сколько я помню Машу, с каждым годом все больше и больше прибавляется у нее работы. Так здорово, так классно, когда человек востребован в разных театрах, и везде успешно! Это я говорю про профессию. А так… Как мне говорить про родного человека, поздравляя его с днем рождения?.. Я горжусь, что мы с юности вместе. Не бывает такой дружбы в театре, а у нас есть. Может, Маша думает по-другому, но, мне кажется, нас и спасло то, что мы были вместе, были компашкой. К сожалению, уже многих нет с нами. Они бы сегодня за Машу очень порадовались. Димка бы улыбался, Ромка подшучивал… Ох…
Машунь, я люблю тебя.

Евгений Миронов

Марина удивительная. Сохранившая в себе очень, очень нежные качества. С одной стороны, я вижу (и ценю!), что как режиссер она обладает твердой волей, почти мужским характером, никогда не боится сделать жесткое, но важное замечание и тем самым направить в сторону, в которую надо идти. С другой стороны, ее восприятие мира поэтически-музыкально трепетное. И мне это очень близко. Поэтому мы с ней всегда работаем душа в душу, понимаем друг друга. Она по-настоящему красивый человек, и у нее есть редкое свойство – собирать вокруг себя таких же красивых людей, создавать семью единомышленников, с которыми хочется не только работать, но и жить.
А еще она человек современный. Видимо, у нее есть антенна, она чувствует, что сейчас происходит в театральном контексте, и, притом что она часто работает с классическим материалом, у нее всегда это выходит очень свежо и неизменно попадает в сегодняшние болевые точки. И еще одно: она настоящий, верный товарищ. Не раз я обращался к ней с просьбами по поводу благотворительных фондов: сделать концерт, событие, акцию. .. И Марина всегда откликалась, несмотря на все сложности, связанные с ее занятостью. Я очень люблю Марину и счастлив, что судьба нас столкнула, и не один раз.

Янина Колесниченко

Брусникиной все под силу: классика, современность, спектакли, концерты, «Круг чтения», – что угодно. Актриса, режиссер, педагог – в ней все едино, она целостна, самодостаточна, молода и прекрасна. А уж как ее любят дети – вообще руками развести. Моя дочь, дочки наших актрис Насти Скорик, Наташи Швец играют в ее спектакле «Мороз, красный нос» в театре «Практика» и не понимают, почему мы зовем ее Мариной Станиславовной. Для них она просто Маша. И все лучшее – поделки, рисунки, сладости – надо отнести Маше. Дети – наша лакмусовая бумажка, им можно доверять, они чувствуют, знают правду.
Марина Станиславовна, все вокруг Ваше: «Практика», МХАТ, студенты. Все в Ваших руках. Вы нас поддерживаете, и мы в любую секунду рядом. Будьте здоровы, живите долго!

Юлия Чебакова

Марина Станиславовна! Мой мастер! Мой друг! Моя кума! Мой режиссер! Так много «моя»! И мне очень повезло с «моей». В любом деле ты – перфекционист, впереди идущая, глубоко копающая, и как все это еще сочетается с твоей нежностью, женственностью, с твоим «над умыслом слезами обольюсь». Сколько рыдали вместе и радовались! Хочу быть рядом с тобой «вечность и еще один день»!
«…И нет никакого зазора между душами…»
Чтобы все у тебя получалось!!! Это – по любви. Твоя Чебакова-парадокс!

Павел Ващилин

Марина Брусникина для меня – это уже семья. Пройдены вместе огонь, вода и медные трубы. Мы общаемся с момента моего поступления в Школу-студию, где Марина Станиславовна преподавала сценическую речь. Там мы начали заниматься словом, разбирать прозу и стихи, и надо отметить, что я не очень это любил. Если бы мне кто-то тогда сказал, что я буду посвящать свою профессиональную жизнь литературному чтению, я бы не поверил. То, что это случилось, – заслуга Брусникиной. Она умеет открывать ученикам под другим углом то, что кажется архаичным, показать современную сторону предмета. Ты постепенно углубляешься в него и осознаешь, что у этого колодца нет дна, оттуда можно черпать бесконечно.
Марина обладает главным режиссерским качеством – она лидер, умеющий организовать процесс. При этом мы дружим, проводим вместе досуг, помогаем в горе, радуемся успехам, но в театре всегда остается субординация актер-режиссер. Это проявление уважения, понимание, что мы делаем дело. В работе она никогда не настаивает, только направляет (причем ты и не понимаешь, как это происходит), закладывает в тебя зерно, и дальше ты сам его взращиваешь. Она все время повторяет, что на сцене важна личность. Важно, как ты – как индивидуальность – слышишь произведение и что доносишь до зрителя, чем делишься.
У каждого большого режиссера есть свой авторский почерк. Когда актеры много работают с одним режиссером, то становятся его командой, впитывают, присваивают его методу, а затем могут передавать знания другим ученикам. Так создаются школы. За эти годы выработалась школа Марины Брусникиной, школа разбора. Это целое направление, которое родилось естественным путем. Просто проросло, расцвело и живет, потому что в этом есть потребность как у актеров, так и у зрителей. В театре важен момент развития: все время надо чем-то удивлять. А Марина – фонтан идей. Все начиналось с чтения поэзии и прозы, потом попробовали драматургию, потом она как режиссер начала делать из литературного материала сценарии и спектакли, потом кино, потом вербатим, потом «Практика»… Все время что-то новое. Она генерирует идеи, а театральное сообщество подхватывает их и развивает, в других театрах – то здесь, то там – тоже возникают похожие проекты. Так эволюционирует ее школа, разрастается посаженный ею сад.
Марина часто повторяет, что надо уметь слышать сегодняшний день. Стремительно меняются интонации, тенденции, стили… То, что сегодня «новое слово», завтра – традиция. Когда 20 лет назад мы начинали читать современных поэтов, это были Пригов, Кибиров, Вера Павлова… Теперь они классики! За 20 лет выросло целое поколение, для которого эти авторы уже хрестоматия. И мы ищем совсем молодых авторов с новым почерком, осваиваем Интернет-поэзию, чтобы не было архаики, чтоб не застыть. Как говорит Марина, «поколение – это не возраст, поколение – это единомышленники, те, кто с тобой на одной волне». Неважно, сколько тебе лет, если ты живешь событиями сегодняшнего дня, это твое время. Поэтому она так молода, поэтому с ней бесконечно интересно идти по жизни к новым, намеченным ею пунктам назначения, осваивать их, а затем идти дальше – вперед и только вперед!

Евгения Добровольская

Я знаю Марину тридцать лет. Мы были партнершами и на сцене, и в кино. Не могу назвать ее актерский путь легким, но она всегда была для меня примером терпения и веры. Все ее роли были безупречно разобраны и сделаны (играя после нее Машу в «Чайке», я какие-то ее наработки даже переняла). И эта способность к разбору, к анализу привела ее в педагогику и режиссуру, где она расцвела и получила общее признание. Я работала с ней как с режиссером, это было, безусловно, интересно. Мало кому из режиссеров я доверяю, а ей верю: она артистка, она знает, каково это изнутри.
Я желаю ей удачи в «Практике» и в МХТ и, конечно, наших новых совместных работ.

Дмитрий Дюжев

Я благодарю судьбу за встречу с Мариной Брусникиной. Она носитель уникальных знаний, основ МХТ, которые передали ей старшие поколения мхатовцев в Школе-студии и театре. Она обладает волшебством слова, которое преображает артиста. Талантливый педагог и очень тонкий, внимательный режиссер, Марина Станиславовна максимально сохраняет живую актерскую органику и наполняет мыслью, звучанием и внутренним содержанием не только текст, но и паузу, которая, как известно, у мастеров Художественного театра может длиться сколь угодно долго и будет оправданна. У нее есть умение и талант работать с прозой, а это самое сложное в театре – не драматургию, не поэзию, а прозаическое литературное слово воплотить на сцене, сделать живым, осязаемым и как будто видимым объектом. Тексты становятся настолько ясными и значимыми, что не хочется упустить ни одной строки, слово превращается в твое оружие и защиту.
Марина Станиславовна – созидатель, очень внимательный к жизни. Она делает из своих наблюдений выжимку и на репетиции наполняет артиста этой подсмотренной жизнью. При работе над спектаклем «Дворянское гнездо» она познакомила меня с таким понятием, как «действовать бездействием». Такую режиссерскую задачу я встретил впервые. Мой герой Лаврецкий живет по принципу «плыть по течению», его осознанное действие – бездействовать, чтобы не нарушать гармонию созданного до него мира…
Я преклоняюсь перед талантом Марины Брусникиной, благодарен ей за терпение и счастлив, что наши пути пересеклись. После встречи с ней я стал богаче, вооруженнее. И высота ее личности вдохновила меня на жизнь без быта, на жизнь, посвященную творчеству. Во всем, что я делаю, во всем, что я думаю, есть ее прививка искусства.

Ксения Лаврова-Глинка

С Мариной Станиславовной мы познакомились очень давно, еще в Школе-студии МХАТ, где она была моим педагогом по речи. Мне кажется, мы сразу нашли общий язык и точки соприкосновения. Я очень рада, что все эти годы мы не перестаем быть вместе и Марина Станиславовна зовет меня в свои спектакли и вечера. Работать с ней – настоящее счастье, хотя она всегда не удовлетворена в результате. Что-то в ней есть такое, не позволяющее почивать на лаврах. Она все время в поиске, и это вызывает у меня искренний восторг. Еще меня восхищают ее мудрость, стойкость, твердая жизненная позиция, которая, мне кажется, и дает ей самой силы. Ее вера и принципы ведут ее вперед, и всегда в правильном направлении. Она не изменяет себе, поэтому и судьба улыбается ей. А еще, наверное, по- тому, что сквозь всю, грубо говоря, «бытовуху» наших дней она ищет зерно творчества, которым живет и заражает всех вокруг.
Марина Станиславовна, я Вас очень люблю и желаю от всей души здоровья, Вашей семье – прибавления и, конечно, надеюсь на свое участие в Ваших прекрасных спектаклях!

Яна Гладких

Марина Станиславовна очень требовательный педагог и режиссер. Для нее важна полная самоотдача. При этом у нее есть доверие артистам и абсолютная в них влюбленность, ты это чувствуешь и изо всех сил стараешься вложиться, не разочаровать. К примеру, когда мы репетировали «Письмовник» – это был наш второй с Мариной Станиславовной спектакль в МХТ, – она практически ничего мне не объясняла. Могла сказать: «Здесь тебе нужен внутренний свет». Или: «Можешь сейчас не делать, на премьере сыграешь». Таким образом, ты учишься осваивать свою «внутреннюю кухню». Учишься быть сам себе режиссером и в первую очередь распределяться.
Я очень многому у нее научилась и продолжаю подсматривать и мотать на ус. Вообще, мне кажется, у Марины Станиславовны есть такой встроенный приборчик, определяющий артистические мощности и специфику «комплектации» каждого отдельно взятого артиста, поэтому она так потрясающе умеет с ними работать. Каждый – индивидуальность, каждый – глубина, каждый – профессионал и каждый – Человек. Потому что Брусникина сама такова. Только бесконечная любовь и уважение!

Валерий Трошин

Никто не знает, почему, каким образом люди находят друг друга. Но есть у меня убеждение, что встречаются люди не просто так и каждый человек друг другу полезен. Кто-то полезен как лекарство, кто-то полезен как ароматный кофе, кто-то полезен как пища здоровая, кто-то – как наказание, а кто-то – как счастье и подмога в работе, как силы дающее нечто.
Марина Станиславовна – человек, который, пропуская через себя Божий луч, наделяет всех творческой энергией, поднимающей в высоту. Несмотря на то, что во многих пьесах, которые она ставила, все идет в закат до самого конца, у Марины Станиславовны все вверх, вверх, в небо! Вот такой она светлый, замечательный человек.
Очень люблю тебя, Маша, обнимаю, счастлив и благодарен Богу, что мы с тобой работаем вместе, и так долго. Дай Бог нам еще многих плодотворных лет!

Анастасия Скорик

Марина Станиславовна была моим педагогом в Школе-студии.  Этот старт, этот опыт работы с ней в столь юные годы бесценен. И так прекрасно, что мы продолжаем идти вместе.
Человек редкой энергии как творческой, так и человеческой, она обладает удивительно острым восприятием жизни. И эта сила чувствуется в каждом ее спектакле, в каждом проекте, в каждом движении. Поэтому так много создано и, уверена, создастся в будущем.
Вот уже много лет существуют наши поэтические вечера, также созданные ею, ставшие уже традицией. А традиция – это важно, это всегда что-то настоящее.
Будьте здоровы, дорогая Марина Станиславовна! Благодарю, ценю, обнимаю и желаю всего самого, самого светлого! С днем рождения!

Светлана Колпакова

Марина Станиславовна была первым режиссером, с которым я встретилась, когда после Щукинского училища поступила в театр. Конечно, я была в ужасном зажиме и страхе. В такой момент крайне важна поддержка, ведь в начале пути сломать, озлобить, лишить желания заниматься профессией очень легко. Но мне повезло: Марина Станиславовна приняла меня приветливо, деликатно, по-доброму, без какого-либо прессинга, а наоборот – освобождая, расслабляя и только слегка корректируя (и надо сказать, что за все прошедшие годы ни разу не было как-то иначе). Так же приняли меня артисты, с которыми она тогда работала, и я поняла, что это настоящая команда, практически ее студия в театре.
Невероятным опытом оказались придуманные ею вечера – не сравнить ни с каким спектаклем! Помню, когда я в первый раз участвовала в вечере поэзии, у меня было чувство, что легче отыграть премьеру, чем прочесть одно стихотворение. В спектакле как-то можно себя прикрыть, опереться на партнера, а здесь ты один на один с залом и, будь добра, действуй. Это всегда вызов, и очень непростой, но я с большим удовольствием принимаю участие в вечерах.
А если говорить о личных качествах, Марина Станиславовна – наша прекрасная леди, мудрая красавица, невероятной силы и мужества человек, важный и дорогой моему сердцу.

Эдуард Чекмазов

С громаднейшей любовью и радостью обрушиваю свои самые искренние поздравления на моего любимого режиссера, педагога, актрису, дражайшую Марину Станиславовну, человека, до мозга костей преданного своему делу, режиссуре и воспитанию молодых, а также и немолодых дарований! Сколько блестящих побед одержали Ваши ученики на театральном и кинематографическом поприще благодаря Вам, Вашему старанию, терпению и любви! Сердечно Вас люблю, дорожу Вами и каждой минутой нашего творческого и мирского общения! Здоровья, вдохновения и любви всепоглощающей и всеобъемлющей! Искренне Ваш!

Наталья Тенякова

В первый раз мы с Мариной встретились в самом начале 1980-х на съемках телевизионного спектакля «Героини пьес А. Н. Островского», совершенно изумительного. Там был задействован практически весь выпускной курс Олега Николаевича Ефремова, на котором училась Марина: Дима Брусникин, Рома Козак, Саша Феклистов, Полина Медведева, Вера Сотникова… Мы с Мариной были партнершами. Совсем юная, с огромными распахнутыми глазами, она чудесно играла. Спустя десять лет мы встретились уже на сцене МХАТ в спектакле «Блаженный остров» Николая Шейко. Марина, Алена Хованская, моя дочь Дарья, которая была студенткой, – эти прелестные девочки играли моих дочек, а теперь все выросли в мастеров, и я счастлива этому обстоятельству.
Прошло достаточное количество лет, Марина стала очень красивой, элегантной женщиной, замечательным педагогом и режиссером. И вот нас вновь объединила работа – она поставила спектакль по пьесе Юлии Тупикиной «Офелия боится воды». Репетировать было безумно интересно! Мы все совпали в отношении к пьесе, к поднятым в ней проблемам (а их там масса), было много идей, мыслей… После репетиций даже не хотелось расставаться, и все благодаря Маше – она была нашим лидером. Это была плодотворная работа, и я рада, что спектакль имеет большой успех у зрителей.
Я сама частый зритель литературных вечеров во МХАТе, которые Марина придумала и много лет делает. Ее вкус совершенно великолепен, она досконально знает современную литературу и, разумеется, классику. А недавно они с Сергеем Васильевичем Женовачом решили вспомнить репертуар старого МХАТа и сделали несколько прекрасных, как они это называют, «читок» под общим названием «Память места». Но это не читки! Это настоящие спектакли! И я надеюсь, что это начинание будет продолжаться.
В жизни Марины было настоящее счастье: любовь, дружба и уважение с ее мужем Дмитрием Брусникиным. Его уже нет с нами, и это ужасное горе. Они всегда были вместе, мыслили вместе, преподавали, как говорится, смотрели в одну сторону. Марина продолжает его дело, и, я думаю, это дает ей силы.
Я очень ее люблю и ценю, рада, что мы вместе работаем. Поздравляя ее с юбилеем, я желаю ей душевного покоя, больших, хороших работ и исполнения ее желаний, какой-то заветной мечты. Пусть она остается самой собой: красивой, славной, умной и прекрасной нашей Мариной.

Дарья Юрская

Для меня самое главное в Маше и самое неожиданное всегда то, что она очень строгая. А ведь быть строгой ей крайне трудно. Потому что все актеры, которые с ней работают, или изначально являются, или очень быстро становятся ее друзьями. И возникают такие прекрасные, веселые, легкие отношения, в которых быть строгой практически невозможно. А она строгая. Почему? Потому что у нее музыкальное ухо: она чувствует фальшь, халтуру, неправильный ритм, неверный ход. И не может об этом не сказать! А потом мучается и всякий раз просит прощения за то, за что извиняться не надо, ведь такая честность – огромное благо для актера.
Я люблю взыскательных людей и считаю, что их похвала самая ценная. Маша не скажет «хорошо!» просто потому, что неловко сказать, что на самом деле «не очень». Абсолютно доверяя ее вкусу и слуху, я защищена как актриса от того, что ошибусь, где-то киксану, заиграюсь не в ту сторону. Она мне об этом скажет. Уверена, что строгость ей дается непросто, потому что она мягкий, необыкновенно теплый человек.
Я очень желаю себе, всем артистам и Маше, чтобы она оставалась столь же взыскательной. Это счастье актерское – работать с таким режиссером.

Наталья Рогожкина

Марина Станиславовна… Маша… Машенька… Ты навсегда для меня главный человек, который определил мое место в этой профессии и научил самому главному в ней – храбрости. Единственному, чему может научить настоящий Учитель! Благодарю за этот бесценный подарок веры в свои силы. И всегда молюсь о том, чтобы их у тебя хватило для себя самой! Люблю.

Олег Тополянский

Марина Станиславовна обладает уникальной способностью, первостепенной в театре: она умеет объединять людей ради художественной идеи. Людей совершенно разных – знакомых друг с другом, незнакомых… Она увлекает за собой, создает атмосферу, в которой хочется существовать, и делает это легко, творчески, креативно. Благодаря идее с мхатовскими вечерами она дает возможность артистам пробиваться и самовыражаться. Я знаю огромное количество людей, которые ей очень благодарны как друзья, как ученики, как коллеги, как артисты. Я сам был ее учеником в Школе-студии МХАТ, а сейчас мы вместе преподаем. И я счастлив видеть, как мощно она творчески развивается, какой долгий путь пройден, а потенциал до конца не реализован – настолько он велик. Желаю ей всяческих успехов, экспериментов и так держать!

Кристина Бабушкина

Хочется сказать про многогранность этого человека, про разнообразие ролей, которые она играет в нашей жизни. Сначала Марину Станиславовну Брусникину я узнала как педагога Школы-студии МХАТ. Потом случилось долгожданное знакомство как с режиссером Московского Художественного театра (нашими первыми общими работами были спектакли «Легкий привкус измены» и «Пролетный гусь»). Затем она стала моей партнершей по сцене (мы играли вместе в «Учителе словесности», «Обломове», «Вечности и еще одном дне») и коллегой в квартете «Живой звук». С утра ты встречаешься с ней на репетиции как с режиссером, вечером на сцене – как с партнером, после спектакля сидишь и говоришь о жизни как с близким другом. И, конечно же, она для меня вектор, указывающий на то, какой должна быть истинная женщина в профессии, в семье, в творчестве, в педагогике…
Мои главные пожелания Марине Станиславовне: здоровья, побольше радости и вдохновения для творчества и для того энергетического ресурса, которым она делится с нами, не жалея себя.

Ольга Литвинова

Марина Станиславовна, Маша, дорогая и любимая! И ведь, действительно, могла бы дома сидеть, а не сижу – исключительно благодаря Вам, Вашей энергии, Вашей заботе, таланту, дружбе, юмору, любви, мудрости, легкости и молодости! Поздравляю Вас и обнимаю крепко!

Алена Хованская

Сказать, что Марина Брусникина – моя подруга, – не сказать ничего. Не знаю, как определить уровень близости: родной человек?.. сестра?.. Нужного слова нет. Но я точно знаю, что не мыслю своей жизни и своего пути – творческого, личного – без Маши.
Мы познакомились, когда я пришла во МХАТ. Олег Николаевич Ефремов делал новую версию своего «Иванова»: я репетировала роль Шурочки, Дима Брусникин – Иванова, Лена Майорова – Сарру. И я помню, что Маша была первым человеком, который после прогона сказал мне: «Как замечательно ты сделала роль!» Для меня это была такая мощная поддержка! И с тех самых пор Маша и Дима Брусникины – мои родные. Для меня они неотделимы, две половины целого – абсолютно разные и бесконечно мне дорогие. Дима и сейчас никуда из моей жизни не делся, он всегда со мной.
Потом был «Плач в пригоршню», который поставил Дима, и наши собрания по гримеркам – мы, девчонки, сидели, как подружки, пели песни (не думала тогда, что музыка станет моей второй профессией). Оттуда все и пошло, теперь даже не отследить, как образовался наш союз. Судьба, предначертание или, как любит говорить Маша, «никуда не деться». Мы все время пересекаемся – в творчестве, в жизни. Я играю в ее спектаклях, придумываю к ним звучание (и это она убедила меня в том, что я на это способна), вместе делаем музыкальные вечера, поем в квартете «Живой звук»… Часто бывает, что при отборе материала мы с ней чуть ли не в один голос говорим, что здесь должна быть эта мелодия, а здесь эта… Совпадаем во всем, даже почерки у нас похожи, мы одинаково пишем буквы!
Марина – личность, которую я бесконечно уважаю. Как актриса и педагог (а преподавать я начала тоже с ее подачи) я все время оглядываюсь на нее прежде, чем что-то сделать, дорожу ее мнением, боюсь его услышать, переживаю дико, знаю, что она никогда не будет хвалить и говорить какие-то прекрасные слова просто так. Часто веду с ней мысленный диалог. Мы можем не созваниваться ежедневно, но я знаю, что она есть, и это дает мне опору. Она говорит: «Ты сильная, ты мудрая», а я ведь заряжаюсь этой силой от нее, у нее учусь мудрости, отношению к жизни, отношению к людям. Как она умеет зажечь, вдохновить, повести за собой!
И, конечно, она талантище! Она клевая! Я вижу, я наблюдаю, как она развивается безостановочно! Удивительная! Вроде Маша и Маша, а начинаешь размышлять – и поражаешься ее масштабу. Да, с ней непросто, у нее строгая оценочная шкала, свое мерило, свой взгляд, своя скорость… Но это здорово, потому что ты никогда не застоишься с ней рядом, не погрязнешь в болоте, будешь бежать – еще попробуй успей! Вот такая у нас Марина. Человек, подаренный мне судьбой.

Алексей Агапов

Марина Станиславовна!
Пусть солнце сияло бы Вам всегда, больше было белого на черном, отсутствовал бы даже легкий привкус измены, и жизнь, как река с быстрым течением, несла бы Вас к новым высотам!
«Руки-то какие у Вас легкие!» – говорил Обломов. Счастья Вам и удачи! С юбилеем!

Екатерина Кузнецова

Уважаемая Марина Станиславовна! Дорогая моя Машуня!
Я счастлива и горда нашей многолетней творческой дружбой, пятнадцатью спектаклями, поставленными совместно. Твое удивительно тонкое ощущение сценографии вдохновляет. Ты всегда умеешь верно направить и вовремя остановить. Мы всегда понимали и дополняли друг друга в работе, всегда друг друга слышали. А без этого успех невозможен. Восхищаюсь твоей невероятной работоспособностью и жизненной стойкостью. Люблю тебя. Учусь у тебя.
2021
Рената Литвинова поставила кино в театре, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.03.2021
Вышла в свет книга Игоря Верника «Брошенные тексты», видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2021
Прямой эфир с Павлом Ващилиным, Светлана Бердичевская, Ticketland, 3.03.2021
Это мой город: актер Александр Семчев, Алина Комская, Москвич, 21.02.2021
В Москве простились с актером Андреем Мягковым, видеосюжет Первого канала, 20.02.2021
Друзья и коллеги вспоминают Андрея Мягкова…, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2021
В Москве простились с Андреем Мягковым, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2021
Прощай, мастер: Мы потеряли что-то доброе и светлое, София Сачивко, Свободная пресса, 20.02.2021
Прощание с Андреем Мягковым. Фоторепортаж, Наталья Мущинкина, Московский комсомолец, 20.02.2021
Прощание и похороны Андрея Мягкова: онлайн-трансляция, Александр Трегубов, Московский комсомолец, 20.02.2021
Андрея Мягкова похоронили на Троекуровском кладбище, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 20.02.2021
На прощании с Андреем Мягковым раскрыли его главную семейную тайну, Александр Трегубов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.02.2021
Андрея Мягкова проводили в последний путь аплодисментами, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 20.02.2021
Памяти Андрея Мягкова, Татьяна Петренко, Театрал, 20.02.2021
Друзья Андрея Мягкова объяснили, почему он ушел из театра, видеосюжет телеканала «Россия 1», 18.02.2021
Авангард Леонтьев об Андрее Мягкове, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 18.02.2021
Последний романтик: умер Андрей Мягков, Владислав Крылов, Сергей Сычев, Наталья Васильева, Зоя Игумнова, Евгений Авраменко, Известия, 18.02.2021
Лучшая версия нас. Умер Андрей Мягков, Павел Сурков, РИА «Новости», 18.02.2021
Это мой город: актриса Евгения Добровольская, Анастасия Медвецкая, Москвич, 13.02.2021
Друзья и коллеги поздравили Марину Брусникину с юбилеем, видеосюжет телеканала «Культура», 9.02.2021
К юбилею Марины Брусникиной, Павел Руднев, Юрий Квятковский, Петербургский театральный журнал, 9.02.2021
Любовь, (авто)цензура и власть, Алексей Мокроусов, Новая газета, 8.02.2021
Заколдованное место, Алена Карась, Российская газета, 8.02.2021
Уesман. Вспоминая Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, 5.02.2021
Это мой город: актриса Наталья Тенякова, Алина Комская, Москвич, 30.01.2021
Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021
Рената Литвинова решила сыграть советскую кинозвезду, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2021
В МХТ им. Чехова вручили почетные знаки «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2021
Сергей Женовач вручил «Чайки» артистам и сотрудникам МХТ Чехова, видеосюжет «Московского комсомольца», 17.01.2021
Станислав Любшин: «Любовь опасное чувство, но еще страшнее – театр!», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.01.2021
Актриса Раиса Максимова получила орден Александра Невского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2021
Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021
Сто лет одиночества в дворянском гнезде, Вероника Словохотова, Независимая газета, 14.01.2021
Прямой эфир с актёром Павлом Ворожцовым, Светлана Бердичевская, Ticketland, 11.01.2021
В Москве простились с Валерием Хлевинским, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2021
К 110-летию со дня рождения Виталия Виленкина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 9.01.2021
Рождество 1919 года в письмах и дневниках актёров МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.01.2021