| К 125-летию Фаины Раневской. Волшебная сила искусства, или Как театр может изменить жизньАлександра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.08.2021 ![](//media.theatre.ru/photo/84672.jpg)
Сегодня 125 лет со дня рождения Фаины Георгиевны Раневской. Она никогда не играла на сцене Художественного театра, но спектакли МХТ оказали решающее влияние на ее судьбу. В юбилей актрисы вспоминаем, как это было. В 1915 году 19-летняя Фаина Фельдман (псевдоним Раневская она возьмет себе позже) приехала из родного Таганрога в Москву. Время было тяжелое – шла война, но не только это омрачало настроение Фаины: девушка обошла все театральные школы, но ее никуда не приняли «по неспособности». Спасением стал МХТ – на спектакли Фаину часто брала с собой прима-балерина Большого театра Екатерина Гельцер, с которой она познакомилась случайно и которая приняла живое участие в ее судьбе. Фаина Георгиевна вспоминала: «Первым учителем был Художественный театр. В те годы Первой мировой войны жила я в Москве и смотрела по нескольку раз все спектакли, шедшие в то время, Станиславского в Крутицком (На всякого мудреца довольно простоты“ — прим. ) вижу и буду видеть перед собой до конца дней. Это было непостижимое что-то. Впервые в Художественном театре смотрю “Вишневый сад”. Станиславский — Гаев, Лопахин — Массалитинов, Аня — молоденькая прелестная Жданова, Книппер — Раневская, Шарлотта?.. Фирс?.. Очнулась, когда капельдинер сказал: “Барышня, пора уходить!” Я ответила: “Куда же я теперь пойду?”. … Шла по Леонтьевскому — было это в году 15-м, может быть, 16-м. Услышала “бабрегись” — кричал извозчик, их звали тогда “Ванька”. Я отскочила от пролетки, где сидел Он, мой Бог Станиславский, растерялась, запрыгала и закричала: “Мальчик мой дорогой!” Он захохотал, а я все бежала и кричала: “Мальчик мой дорогой!” Он встал спиной к извозчику, смотрел на меня добрыми глазами, смеялся». Потом были Летний театр в подмосковной Малаховке, пятнадцать лет скитаний по провинциальным сценам: Керчь, Феодосия, Ростов-на-Дону, Симферополь, Архангельск, Смоленск
В Москве Раневская заявила о себе лишь в 1931 году — в Камерном театре Александра Таирова. И кто знает, хватило ли у нее сил и запала заниматься этой профессией, если бы не мощная прививка настоящего театра, полученная в молодости на спектаклях МХТ. В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021 | |