«Собрать калейдоскоп». Интервью с завпостом МХТ Надеждой Быхановой

Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.07.2021
Надежда Быханова работает в Художественном театре 25 лет. Начинала как художник-конструктор на спектаклях «Три сестры» Олега Ефремова и «Женитьба» Романа Козака. А в 1998 году заняла должность завпоста – заведующей художественно-постановочной частью МХТ. Совершенно незаменимый человек в театре, Надежда Михайловна рассказывает о том, в чем заключается гениальность художников-сценографов, какие качества необходимы завпосту и почему не стоит в путешествиях увлекаться фотографированием.

– Я с юности хотела стать театральным художником. В Воронеже, где я выросла, окончила художественное училище по специальности «художник-декоратор». И когда позже поступала в Школу-студию МХАТ, то говорила, что иду на технолога, потому что театральный художник должен знать, как всё устроено. Но в итоге так вышло, что технология меня затянула.

– Что было самым интересным во время учёбы в Школе-студии МХАТ?
– Всё, что касалось практики. Курсовые работы с большими мастерами – такими, как Олег Шейнцис, Валерий Левенталь. Например, была курсовая на базе Большого театра: мы помогали Левенталю делать макет к спектаклю «Евгений Онегин». Была практика в Ленкоме, после которой в 1991 году меня пригласили туда работать.
В Ленкоме я проработала пять лет. Вроде бы это небольшая часть жизни, особенно по сравнению с четвертью века, которые я служу в Художественном театре, но, бывает, я и сегодня вспоминаю Ленком. Иногда даже ставлю в пример: что-то там устроено лучше. А что-то лучше – у нас.

– Вы пришли во МХАТ имени А. П. Чехова в 1996 году – в момент, когда Олег Николаевич Ефремов репетировал «Трёх сестёр».
– Да, я вошла в процесс создания этого спектакля не с самого начала, но успела сделать шаблоны для мебели. Мы чертили предметы для изготовления в мастерских: стулья, диванчик, умывальник. В сценографии к этому спектаклю существовал свой секрет: изящный павильон – дом с колоннами, придуманный Левенталем, – относительно роста человека был уменьшен. Валерий Яковлевич и мебель сделал меньше по размеру, чем обычная мебель. Это, кстати, исторически оправданно – известно, что люди прошлых веков в среднем были миниатюрнее, чем современные.
С Левенталем мы потом выпустили ещё несколько спектаклей: «Вечность и ещё один день», «Венецианский антиквар», «Священный огонь». В макетах, которые он делал, всё было проработано до такой степени, что когда возникали вопросы о том, как это будет выглядеть на сцене, он говорил: «А ты возьми рулетку и померь – в макете всё точно сделано!» Этим, кстати, отличаются макеты, выполненные большими мастерами: точно так же было и у Бориса Асафовича Мессерера, который в момент моего прихода во МХАТ занимал должность главного художника театра, и у Сергея Михайловича Бархина, и у Давида Львовича Боровского, и сейчас у Александра Давидовича. Это особое искусство, своего рода гениальность – всё так заранее придумать, чтобы при переносе точно попасть в масштаб сцены, спектакля. Иной раз фотографию макета трудно отличить от фотографии декорации. 

– Получается, то, что сценограф придумал ещё на стадии макета, всё ровно так же и воплощается в жизнь?
– Это в идеале. Есть художники и режиссёры, которые действительно так работают. Вот, например, спектакль «Вечность и ещё один день» по Милораду Павичу – его премьера состоялась в МХТ в 2002 году. Левенталь там придумал игру для режиссёра Владимира Петрова, предложил ему набор драпировок, задников, которые опускались и поднимались, диагональных занавесок разных цветов, больших предметов – там были лестницы, ступени, арки, трансформирующийся куб… Валерий Яковлевич сказал: «Эти объекты можно сочетать как угодно, они все друг с другом хорошо соотносятся». Кто-то посчитал – на этом спектакле было более миллиона разных сочетаний предметов. Настоящий калейдоскоп, «кубик Рубика». И режиссёр собрал этот калейдоскоп заранее, до выхода на сцену.
А вот режиссёр Юрий Бутусов любит собирать свой «кубик Рубика» прямо на ходу, на репетициях. Так было на «Гамлете», на «Человеке из рыбы». Для технолога и для завпоста такая импровизационная манера работы сложна – но и очень интересна.

– Профессия завпоста раньше считалась скорее мужской. Ведь надо управлять мужским коллективом – монтировщиками, рабочими сцены. Для вас это сложно?
– На самом деле надо не управлять кем-то, а владеть технологиями. Собрать людей вокруг произведения, которое сейчас готовится, и раздать им задачи, чтобы каждый выполнил своё дело, внёс свою лепту в создание спектакля.

– Для этого требуются жёсткость характера, лидерские качества?
– Про жёсткость не знаю, я жёсткими методами не руковожу, но всё равно почему-то боятся (улыбается). Дело не в жёсткости, а в способности найти решение задачи. Как собрать декорацию, в каком порядке делать монтировку, как придумать так, чтобы декорация поместилась на другой площадке во время гастролей… Иной раз я говорю: «Стоп! Все молчат – я думаю». И решение откуда-то берётся. Как в компьютере файлы складываются в определённые папки, так и в моей голове хранится всё многообразие выпущенных спектаклей, выполненных задач. Есть откуда извлечь. Каждый новый спектакль приносит с собой какое-то приобретение, уникальный опыт, который в нужный момент можно предъявить. И люди понимают: есть человек, который ответит на их вопросы. Я, случается, говорю: «Я сказала – значит, буду за это отвечать. Будем делать так». Настоять, что делать нужно именно так, очень важно.
И ещё важный момент: я со своей технологической стороны смотрю на спектакль, на визуальный ряд – как это сделано, правильно или неправильно. И моя задача, прежде чем художник или режиссёр увидят, что что-то не так, – это исправить. Иной раз я исправляю раньше, чем художник или режиссёр заметят недочёт. Люди, которые работают за кулисами, знают: если я прибежала и сказала что-то сделать, надо выполнять.

– Такие спектакли, как «Месяц в деревне» Егора Перегудова, где на сцене четыре часа идёт дождь, вероятно, очень сложны для завпоста?
– Здесь всю конструктивную часть взял на себя Сергей Николаевич Рогачёв (заместитель директора МХТ имени А. П. Чехова по художественно-постановочной части – прим. ), и мастерские много экспериментировали с водой и с системой кранов. Моё участие заключалось в том, чтобы вместе с помрежем дирижировать дождём. Какой дождь когда идёт, придумывал, конечно, Егор Перегудов, а вот как записать…

– …эту партитуру дождя…
– Да, именно так у нас это и называется: в моём компьютере есть файл, озаглавленный «Партитура дождя».

– Работая в историческом здании Художественного театра, вы ощущаете влияние «гения места»?
– Когда в 25 лет я пришла работать в Ленком, коллега из финансово-экономического отдела спросила меня: «Ну как, вы благоговеете в этих стенах?» Я не очень поняла её вопрос. Скорее, у меня было чувство, что я работаю с великими людьми. Я восхищалась Шейнцисом, тем, как он творит, как создаёт свои спектакли, раздвигая стены тесной сцены Ленкома. Это гениальное мастерство архитектора маленького пространства, которое благодаря его дару превращается в бесконечное. Как в «Мастере и Маргарите», когда «нехорошая квартира» на время бала становится огромной.
Чувство благоговения было, когда в Ленком пришёл Давид Львович Боровский делать сценографию к спектаклям «Чешское фото» и “Sorry”. И когда Эдуард Степанович Кочергин выпускал в Художественном театре «И свет во тьме светит…». Я тогда только стала завпостом. На том спектакле произошла показательная история. Эдуард Степанович просил, чтобы декорации были расписаны маслом на олифе, а художники-декораторы сказали: нет, сейчас существуют современные материалы, можно всё расписать другими способами. И расписали. И декорации, вместо того чтобы светиться, покрылись серой пылью. Пришлось за одну ночь всё переписывать.

– Переписали?
– Да. Все собрались, пришёл и Кочергин, работали до утра. Позже в одной из книг Эдуарда Степановича я прочла, что если он хорошо относится к человеку, то будет разговаривать с ним на «ты». А если плохо, то на «вы» и по имени-отчеству. Исключительно официально. «Никогда вы не услышите от меня ласкового “ты”», – так он пишет. Когда испортили декорацию, он перешёл со мной на «вы» и стал называть Надеждой Михайловной. А после совместного творчества ночью начал снова говорить «ты» и «Надя». Так что я услышала от него «ласковое “ты”».

– Стены в вашем кабинете в МХТ увешаны акварельными листами с пейзажами, изображением лошадей. Это ваши работы?
– Да. Это всё плоды пандемии. Лошади – впечатления от путешествий. Я люблю акварель, люблю писать пейзажи на месте, с натуры. Всегда помню чудесное наставление Давида Львовича Боровского. Он однажды попросил меня распечатать фотографии с дискеты. На дискете было всего два снимка. Я спросила: «А почему так мало?» А он ответил, что когда ходишь с фотоаппаратом, то ищешь кадр. А когда без фотоаппарата, то смотришь. Если я рисую на улице, то погружаюсь в город, в пейзаж и сама будто бы в нём растворяюсь. Потом вспоминается именно это – как ты сидишь и рисуешь, какое было солнце, небо, деревья, какой дул ветер. И чувства, пережитые в тот момент, возвращаются.
2021
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Враки», видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021
Виктор Крамер — о новом спектакле “Враки” в МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021
Виктор Крамер: «Сегодня — время Мюнхгаузена», Валерия Новокрещенова, Театрал, 12.10.2021
Татьяна Хабенская: Cын сказал мне: «Пиши, мама», Надя Делаланд, Учительская газета, 12.10.2021
Лена Ясная, Лена Золотая… К 95-летию премьеры «Дней Турбиных», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 5.10.2021
Сюжеты из жизни Гвоздицкого, Валерий Семеновский, Театрология, 30.09.2021
МХТ им. Чехова показал хабаровчанам нашумевшую версию «Анны Карениной», видеосюжет телеканала «Россия 1» (Хабаровск), 28.09.2021
Создатель объяснил зеленый цвет памятника Олегу Табакову, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2021
Филипп Янковский в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 19.09.2021
Быть или не быть? К 100-летию встречи двух Гамлетов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 18.09.2021
Скоро премьера: «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.09.2021
Барон Мюнхгаузен в театре и кино, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 9.09.2021
Артем Быстров: Вести диалог можно без слов, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 8.09.2021
Премьеры МХТ долетят до Нью-Йорка, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.09.2021
Новый 124-й по счету сезон открыл МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 3.09.2021
МХТ имени Чехова открывает 124-й сезон, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 3.09.2021
МХТ имени Чехова открыл новый 124-й сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2021
Дрожащий клубок нервов. Как Михаил Чехов Голливуд обучал, Валентина Оберемко, Аргументы и факты, 29.08.2021
К 130-летию Михаила Чехова, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.08.2021
Большие гастроли МХТ, Номер один (Улан-Удэ), 25.08.2021
Гвоздик, Витторио, Уксус и Ужас Васильевич, Валерий Семеновский, Знамя, 15.08.2021
К 120-летию Николая Хмелёва, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 10.08.2021
К 120-летию Вадима Шверубовича, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 10.08.2021
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021
К 155-летию Марии Лилиной, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.07.2021
Театр в одном военном действии, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 28.06.2021
Умерла известная актриса МХТ им. Чехова Ольга Барнет, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.06.2021
Памяти Ольги Барнет, Александр Калягин, СТД РФ, 25.06.2021
У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021
Город героев. Семьи: Виктор Розов, Московское ополчение, 22.06.2021
В МХТ имени Чехова отметили юбилей Игоря Золотовицкого, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2021
Игорь Золотовицкий: Педагоги не должны превращаться в монстров, Ангелина Андреева, Федеральное Агентство Новостей, 18.06.2021
Артём Волобуев: «Я очень завидую жене», Марина Зельцер, WomanHit, 15.06.2021
И грустно, и страшно, и смешно. На Платоновфест привезли «Ювенильное море», Андрей Парфенов, Аргументы и факты (Воронеж), 12.06.2021
Воронежцы окунулись в «Ювенильное море» с МХТ имени Чехова, Татьяна Ткачёва, Российская газета, 12.06.2021
Прощание с «Контрабасом», Медиацентр МХТ, 8.06.2021
Сказка о разрушении, Наталья Витвицкая, журнал «Камергерский, 3», № 2, 5.06.2021
Неизвестная пьеса Булгакова предсказала мировую войну, Карина Липская, Московский комсомолец, 2.06.2021
«Адам и Ева» в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 31.05.2021
Поминальный стол по мальчикам, Наталья Ртищева, Петербургский театральный журнал, 27.05.2021
Это мой город: актриса Софья Эрнст, Алина Комская, Москвич, 22.05.2021
110 лет со дня рождения Софьи Пилявской, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2021
Дамир Исмагилов – о спектакле «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2021
Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021
И занавес срывает взрывной волной, Анна Чепурнова, Труд, 14.05.2021
Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021
Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021
Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021
В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021
О чем говорили «В окопах Сталинграда»?, Александра Сидорова, BFM.ru, 7.05.2021
Записки из зрительного зала, Алиса Даншох, Литературная газета, 5.05.2021
Театральный фотограф, Михаил Швыдкой, Российская газета, 27.04.2021
Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021
«Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021
90 лет фотографу Игорю Александрову, видеосюжет телеканала «Культура», 22.04.2021
Игорь Александров. О пользе бесцеремонности, Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», № 2, 22.04.2021
Актриса Нина Гуляева отмечает 90-летие, Ольга Свистунова, ТАСС, 18.04.2021
Заговор лузеров, Татьяна Власова, Театрал, 16.04.2021
К 125-летию со дня рождения Бориса Добронравова, видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2021
Украли жизнь: «Заговор чувств» в МХТ имени Чехова, Татьяна Филиппова, Культура, 13.04.2021
Вадим Верник рассказал о последних днях отца: готовились к худшему, Марина Райкина, Московский комсомолец, 11.04.2021
«Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 9.04.2021
Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021
Бой без тени, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 5.04.2021
Михаил Пореченков: «Амплуа у меня одно – я простак», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 4.04.2021
Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021
«Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.03.2021
К дню рождения Иннокентия Смоктуновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 28.03.2021
Нет смерти для нее, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 25.03.2021
Игорь Верник: «Я всю жизнь себя разбрасываю», Валерия Хващевская, Вечерний Саранск, 23.03.2021
Пессимистическая комедия, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 23.03.2021
Как пандемия изменила московские театры, Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.03.2021
Ольге Яковлевой, с любовью, Ольга Скорочкина, Надежда Таршис, Вадим Гаевский, Петербургский театральный журнал, 14.03.2021
Сегодня день рождения и юбилей Ольги Михайловны Яковлевой, Сергей Николаевич, https://www.facebook.com/sergey.nikolaevich.96, 14.03.2021
К юбилею Ольги Яковлевой, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2021
Ольге Яковлевой. Объяснение с продолжением, Адольф Шапиро, Экран и сцена, 12.03.2021
Маргарита правит бал, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 10.03.2021
Рената Литвинова поставила кино в театре, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.03.2021
Синдром Саломеи, Светлана Наборщикова, Известия, 3.03.2021
Вышла в свет книга Игоря Верника «Брошенные тексты», видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2021
Прямой эфир с Павлом Ващилиным, Светлана Бердичевская, Ticketland, 3.03.2021
Это мой город: актер Александр Семчев, Алина Комская, Москвич, 21.02.2021
В Москве простились с актером Андреем Мягковым, видеосюжет Первого канала, 20.02.2021
Друзья и коллеги вспоминают Андрея Мягкова…, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2021
В Москве простились с Андреем Мягковым, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2021
Прощай, мастер: Мы потеряли что-то доброе и светлое, София Сачивко, Свободная пресса, 20.02.2021
Прощание с Андреем Мягковым. Фоторепортаж, Наталья Мущинкина, Московский комсомолец, 20.02.2021
Прощание и похороны Андрея Мягкова: онлайн-трансляция, Александр Трегубов, Московский комсомолец, 20.02.2021
Андрея Мягкова похоронили на Троекуровском кладбище, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 20.02.2021
На прощании с Андреем Мягковым раскрыли его главную семейную тайну, Александр Трегубов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.02.2021
Андрея Мягкова проводили в последний путь аплодисментами, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 20.02.2021
Памяти Андрея Мягкова, Татьяна Петренко, Театрал, 20.02.2021
Друзья Андрея Мягкова объяснили, почему он ушел из театра, видеосюжет телеканала «Россия 1», 18.02.2021
Авангард Леонтьев об Андрее Мягкове, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 18.02.2021
Последний романтик: умер Андрей Мягков, Владислав Крылов, Сергей Сычев, Наталья Васильева, Зоя Игумнова, Евгений Авраменко, Известия, 18.02.2021
Лучшая версия нас. Умер Андрей Мягков, Павел Сурков, РИА «Новости», 18.02.2021
Это мой город: актриса Евгения Добровольская, Анастасия Медвецкая, Москвич, 13.02.2021
Друзья и коллеги поздравили Марину Брусникину с юбилеем, видеосюжет телеканала «Культура», 9.02.2021
К юбилею Марины Брусникиной, Павел Руднев, Юрий Квятковский, Петербургский театральный журнал, 9.02.2021
Любовь, (авто)цензура и власть, Алексей Мокроусов, Новая газета, 8.02.2021
Заколдованное место, Алена Карась, Российская газета, 8.02.2021
Уesман. Вспоминая Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, 5.02.2021
Это мой город: актриса Наталья Тенякова, Алина Комская, Москвич, 30.01.2021
Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021
Рената Литвинова решила сыграть советскую кинозвезду, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2021
В МХТ им. Чехова вручили почетные знаки «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2021
Сергей Женовач вручил «Чайки» артистам и сотрудникам МХТ Чехова, видеосюжет «Московского комсомольца», 17.01.2021
Станислав Любшин: «Любовь опасное чувство, но еще страшнее – театр!», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.01.2021
Актриса Раиса Максимова получила орден Александра Невского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2021
Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021
Сто лет одиночества в дворянском гнезде, Вероника Словохотова, Независимая газета, 14.01.2021
Прямой эфир с актёром Павлом Ворожцовым, Светлана Бердичевская, Ticketland, 11.01.2021
В Москве простились с Валерием Хлевинским, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2021
К 110-летию со дня рождения Виталия Виленкина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 9.01.2021
Рождество 1919 года в письмах и дневниках актёров МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.01.2021