Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Времена года

, 1.04.2025
В репертуаре МХТ имени А. П. Чехова уже есть два спектакля режиссера Андрея Гончарова – «Чрево» по Евгению Замятину и «Далекая радуга» по Стругацким. Только что появился еще один – «Осень» по мотивам одноименного рассказа Августа Стриндберга из сборника «Супружеские идиллии: рассказы о браке». В центре сюжета – муж и жена, Аксель и Лили. Они в браке всего 10 лет, но кажется, что уже не одно десятилетие. Весна и лето их чувств прошли, наступила осень. Впереди – только заморозки.

Этот спектакль Гончаров поставил специально на Ольгу Литвинову и Артема Быстрова, с которыми работал до этого над «Чревом». В нем артисты тоже играли супружескую пару, но проблемы там были иного характера. Крестьянский брак, где молодую женщину выдали замуж за нелюбимого вдовца-пьяницу, был изначально обречен на трагедию, которой режиссер придал черты триллера. В «Чреве» главным художественным элементом выступила земля, покрывавшая сцену – она оказывалась символом рождения и смерти. В «Осени» тот же художник Константин Соловьев выбрал знаковым материалом дерево. Дощатый задник и настил под ногами актеров скупо обозначают семью и дом. Об уюте нет и речи: между досок зияют широкие щели – здесь в непогоду, должно быть, ужасно сквозит. 

Действие начинается в опустошенном пространстве: на сцене только два стула. Аксель как бы невзначай вспоминает, что получил новое назначение тюремным инспектором и должен отправляться в командировку буквально сейчас, забирая один из стульев с собой. Лили удивлена, но сообщение воспринимает как команду к действиям. Ей не нужны указания, она знает, какие вещи нужно собрать мужу, как уложить чемодан, о чем напомнить (не зря Аксель называет ее мамой, хоть она на это страшно злится). Голос жены с наставлениями будет звучать в голове Акселя еще пару командировочных ночей. Даже при просмотре телевизора, когда он замрет и затоскует на кадрах «Титаника». Чувствуя супруга на расстоянии, Лили в появившийся из ниоткуда микрофон предложит ему послушать Стриндберга и продекламирует фрагменты текста.

Режиссер не раз играет в открытую: то Лили спрашивает у зрительного зала, хорошо ли она выглядит, то Аксель читает лекцию «Как победить тревожность в СИЗО» освещенному зрительному залу (по сюжету он выступает с ней перед арестантами). По ходу действия Лили и Аксель разоблачаются: снимают с себя седые парики, хотя персонажи – отнюдь не старики, бесформенную и не совсем опрятную одежду, под которой скрываются внушительного объема толщинки. Герои сбрасывают наросшее за годы бремя недоговоренностей, обид, забот и хлопот, когда начинают писать друг другу любовные письма. Они назначают свидание там, где когда-то все только зарождалось, и с этого момента и сцена, и их души начинают заполняться. Мир оживает. Пробуждается весна.

Помимо упомянутой выше лекции Андрей Гончаров вставляет в мелодраматический сюжет еще один монолог-размышление Акселя. Если в первом он предлагал заключенным/зрителям отделять фигуру от фона, чтобы избавиться от тревожности, то во втором – сравнить себя с Робинзоном Крузо. Столкнувшись с каннибалами, Робинзон находит себя на развилке: либо стать жертвой, либо спастись, уничтожив врага. Он выбирает третий путь и оказывается человеком мира.
«Что им на этом диком острове можно, ему, современному человеку уже нельзя. Современному человеку в принципе нельзя убить себе подобного». Во время второй речи Лили выкатывает огромный зеркальный шар, в котором отражаются и герои, и зрительный зал. Удивительно, но два инородных текстовых тела вшиты так, что не все зрители осознают эту чужеродность. Происходит будто бы то самое отделение фигуры от фона. И, кажется, что прием странным образом работающего контрапункта режиссер уже применял и в «Чреве», и в недавней премьере – «Превращение» в Театре на Таганке, где бодрые мюзикловые арии разбавляют жесткий и страшный сюжет. Так что сами решайте, что фигура, а что фон. И на самом ли деле смешное и страшное, мелодрама и трагедия так легко отделимы друг от друга.

В отличие от «Превращения» жанр «Осени» (и «Чрева») не обозначен как мюзикл. И все же в этих двух спектаклях Художественного театра много музыки и песен (музыкальный руководитель «Осени» – Алена Хованская), туго вплетенных в канву. Артем Быстров берет в руки гитару, Ольга Литвинова – аккордеон. И песни совсем не кажутся вставными номерами. Очередная смена жанра не утяжеляет, а напротив, наполняет спектакль воздухом, лирическим духом, весенней свежестью, к которой так стремятся герои. Так, после лекции о Робинзоне Крузо звучит барочная песня Генри Перселла на стихи Кэтрин Филипс об одиночестве.

Оказавшись в городе своей молодости, Аксель и Лили устраивают свидание. Муж просит жену спеть его песню – «Три счастливых дня» Аллы Пугачевой и Ильи Резника, звучащую как знамение. Прогулка по набережной проходит в полном молчании. Все, что легко выходило из-под пера, не желает проговариваться. Аксель хочет рассказать жене о своей лекции, Лили твердит о проблемах с горничной. Оба то и дело натыкаются на препятствия – в виде колонн просцениума Новой сцены. Забрезжившее весеннее солнце снова скрылось за дождевыми тучами. Толщинки намертво облепили сердца. Столкновение любовной лодки с айсбергом уже произошло, и она идет ко дну.

Оригинал статьи
Пресса
Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2025
Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022
«Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022
Артем Быстров: Вести диалог можно без слов, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 8.09.2021
Новый 124-й по счету сезон открыл МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 3.09.2021
В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021
У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021
И занавес срывает взрывной волной, Анна Чепурнова, Труд, 14.05.2021
Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021
Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021
Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021
В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021
О чем говорили «В окопах Сталинграда»?, Александра Сидорова, BFM.ru, 7.05.2021
Цена свободы, Нина Карпова, Театральная афиша, 25.11.2019
В МХТ имени Чехова новый спектакль — «Венецианский купец», видеосюжет телеканала «Культура», 9.06.2019
Ностальгия по несбывшемуся, Татьяна Филиппова, Театральная афиша столицы, № 1, 29.01.2019
Язык твой — враг твой, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 20.11.2018
Чешуя к чешуе, Анастасия Вильчи, index-art, 17.11.2018
Мыльные пузыри, Елена Федоренко, Культура, 5.10.2018
Мама, я боюсь человека из рыбы, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 25.09.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
Светлый путь в ад, Марина Шимадина, Театрал, 11.11.2017
Мотор и балерина, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 8.11.2017
Порожденная революцией, или «А где жиды?», Анна Банасюкевич, Театр, 7.11.2017
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017
«Люблю тебя…и больше ничего!», Лариса Каневская, Мнение, 6.11.2017
В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Светлый путь. 19.17», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.11.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
15 вопросов для Артёма Быстрова, Пресс-служба МХТ, 19.02.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Артем Быстров: «Учиться у Константина Райкина весело!», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.11.2014
Интервью с Артёмом Быстровым, Наташа Олейникова, Open minded people, 3.10.2014
В Локарно подвел итоги Международный кинофестиваль, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2014
МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013
Температура нормальная, Ирина Алпатова, Новые известия, 28.01.2013
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011
Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010