Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Муж, жена и любовник

Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
Первой премьерой сезона на основной сцене МХТ имени Чехова стал спектакль с кассовым названием «Призраки», поставленный Евгением Писаревым. И хотя «Призраки» заявлялись сперва как искрометная комедия про дом с привидениями, получилась скорее философская притча про мир иллюзий. Призраки — это наши страхи и домыслы, однако жить с ними, по мнению режиссера, гораздо уютнее, нежели лицом к лицу с действительностью.

Главных героев спектакля трое — муж, жена и любовник. В основе сюжета старый анекдот о том, как муж не замечает любовника. Однако этот анекдот в пьесе итальянского комедиографа Эдуардо де Филиппо получил философское развитие, превратился в трагикомедию масок. Молодые супруги (Паскуале и жена его Мария) селятся в доме, о котором ходят слухи, будто бы там живут призраки. На протяжении многих лет владелец старинного здания не мог сдать роскошные квартиры в аренду и потому супруги могут жить здесь бесплатно, но обязаны развеять страшные слухи, которые ходят о доме. Для этого Паскуале (Игорь Хрипунов) должен пить кофе на балконе, выбивать ковры на виду прохожих и делиться с соседями из других домов о том, как выгодно и уютно ему живется. Хозяин надеется, что миф о призраках будет разоблачен и дом удастся заселить квартирантами. Это отправная точка сюжета. Хотя главная интрига в другом: Паскуале — мошенник (он потому и поселился здесь, что платить за квартиру не надо). Он, казалось бы, готов развеять пересуды, но когда в доме замечает любовника своей жены, предпочитает принять его за призрака.

По словам режиссера, он ставил анекдот про любовный треугольник, но получилась философская притча. Поэтому в спектакле нет никаких примет времени: герои одеты в классические костюмы, которые трудно отнести к какой-либо эпохе. В элегантной белой шляпе или в длинном кожаном плаще, как у Виталия Егорова (он играет любовника), можно было появиться на улице и сто лет назад, а можно и в наши дни. Свои комедии Эдуардо де Филиппо писал исключительно про неаполитанцев, однако Евгений Писарев вместе с художником Зиновием Марголиным убрали и всевозможные намеки на итальянскую культуру. В самом деле, не имеет значения, в какой стране происходит действие. Человеческие нравы, своеобразие характеров можно наблюдать здесь, на последнем этаже старинного дома, выше которого только небо (об этом свидетельствует, например, ярко-синий задник сцены). И не так важно, что у героев пьесы итальянские имена. Значительно важнее, что напротив каждого из них в театральной программке дается характеристика в традициях театра масок. В частности: муж — это страждущая душа, жена — заблудшая душа, любовник — мятущаяся душа, жена любовника — скорбящая душа, дочь любовника — невинная душа, родители жены любовника — бесполезные души, грузчики — обреченные души и так далее. Как драматург, Эдуардо де Филиппо сочетал в своих пьесах традиции психологического театра и театра масок, и эта масочность проявилась не только в комментариях, напечатанных в программке, но и в самой стилистике игры, условностях существования актера на сцене.

И если ряду персонажей спектакля лишь по велению рока свойственно носить ту или иную маску (как, например, привратник — черная душа), то Паскуале выбирает для себя маску сам: он рад принимать любовника жены за призрака, поскольку этот призрак всякий раз оставляет ему в карманах пижамы много денег. А на эти деньги можно не только семью прокормить, но и обставить квартиру дорогой мебелью. Он рад обманываться, лишь бы не столкнуться с жуткой реальностью, лишь бы не ощутить, что ему грош цена как главе семьи. Фактически этим спектаклем артисты МХТ проиллюстрировали известное высказывание Ницше: «Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины». Только «искусством» в данном случае является самообман главного героя.
Пресса
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Неизвестная пьеса Булгакова предсказала мировую войну, Карина Липская, Московский комсомолец, 2.06.2021
«Адам и Ева» в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 31.05.2021
Грешные дети, Алла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017
Человек на поводке у судьбы, Анастасия Вильчи, Index-art, 9.06.2016
«Макбет» — трагедия власти, Марина Эратова, Закулисье, 28.04.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Игорь Хрипунов: «В Саратове я счастлив», Ольга Краснова, Саратовская панорама, 21.09.2015
Бог, рок и математика, Мария Юрченко, Культура, 8.07.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
«Конёк-горбунок» на фестивале «Мариинский» в Санкт-Петербурге, видеосюжет фестиваля «Мариинский», 11.06.2014
В Саратове начинаются гастроли МХТ им. Чехова, Общественное мнение (Саратов), 24.02.2014
Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012
Как я провел «Прошлым летом в Чулимске», Татьяна Власова, Новые известия, 11.07.2012
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
Объяснение в любви на придуманном языке — «Шага» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.04.2011
Бред втроем, Ада Шмерлинг, Известия, 8.04.2011
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Гамлет-машина» Кирилла Серебренникова, телесюжет ВГТРК «Культура», 23.12.2009
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008