Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Лицедеи

Наталия Колесова, Планета Красота, № 5-6, 06.2012
«Французский проект» Художественного театра, начавшийся в прошлом сезоне, продолжается вновь. Уже сыграли «Предел любви» Паскаля Рамбера. Следующая проба сил — «Несвоевременный визит» Копи в постановке Филиппа Шемена. Эта экстравагантная пьеса о жизни и смерти актера более всего напомнила мне яркий спектакль из прошлого Театра п/р О. Табакова — «Смертельный номер» в постановке В. Машкова. Там тоже смешивались реальность и вымысел, гибель была не настоящей, победа — мнимой. Музыка Майкла Наймана порабощала. Зритель ни в чем до конца не мог быть уверен, и это интриговало невероятно.
В «Несвоевременном визите» все лицедействуют — актер и врач, безумная певица и церемонный друг, медсестра, журналист. Все оказываются обманщиками и мистификаторами, норовящими заморочить, пустить пыль в глаза и дезертировать.
Сириль (Олег Мазуров) — знаменитый актер. Он смертельно болен, дни его сочтены. Для него «две остановки сердца и одна кома» — норма. Но сила его актерской природы такова, что даже в больничной палате, между уколами и капельницами, он играет. И как! Меняет маски, амплуа, костюмы, мистифицирует и пугает до смерти, острит, импровизирует, каламбурит. На протяжении своего финального выхода (а весь спектакль — это, в сущности, его агония) он - в центре внимания. Вокруг него кипят страсти. У него «роль главного героя в борьбе со смертью». Старый друг Юбер (Павел Ващилин) патетически собирается на прогулки по Пер-Лашез («Все там!»), где уже воздвиг для Сириля роскошный мавзолей напротив Оскара Уайльда с салоном отдыха для себя. Когда к нему врываются непрошенные визитеры — гиперактивная певица Реджина Морти (Алена Хованская) и журналист (Родион Долгирев), — Сириль настаивает, чтобы Юбер скрыл, что они — ровесники: «Это товарищ моего отца по Сопротивлению!». На что оскорбленный в лучших чувствах друг парирует: «Мы познакомились до (!) войны!»
В роли обезумевшей от вымышленной страсти к умирающему Алена Хованская превзошла себя: ее вокальные данные, помноженные на гротеск роли, обеспечили взрывоопасную смесь. Она безостановочно поет арии Кармен, Далилы, Травиаты. И предлагает Сирилю альтернативу — место в пантеоне на Генуэзском кладбище. После абсурдной перебранки с Юбером о невозможности разорваться между двумя пантеонами, они соглашаются: «Правительство запрещает вывозить покойников на каникулы».
Гротеск пьесы Копи в этот момент еще не достигает высшей фазы, но зрителям уже ясно, что они попали на черную комедию. Театральная стихия выходит из берегов. В действие вступают все новые персонажи — доктор-экспериментатор в области нейрохирургии (Андрей Давыдов) и медсестра (Римма Коростелева), предпочитающая всем анестезиям опиум. Один из персонажей бросает в пылу перепалки: «Актеры недоуволенные!». В ответ — предложение ставить спектакли в психиатрической клинике, как маркиз де Сад. В этих подсказках — ключ к разгадке пьесы. Все здесь играют!
Доктор после удачной трепанации черепа (мы наблюдаем лишь тени за ширмой) собирается удрать в Африку и лихо проезжает по авансцене на самокате: «Врачей надо так же легко менять, как и больных». Дамы, окончательно выйдя из образов, скандалят: «Что это за актриса? Кто ее выпустил? У меня тут главная роль, а ты - гарнир!» И тут постановщик подходит к сути драмы — лицедеям в игре со смертью открываются высшие истины. Как-то незаметно игровой, безудержный стиль спектакля сменяется неожиданной мудростью. В этот момент актеры размышляют о единственном миге, когда вы - никто, не человек, не персонаж, не актер. О миге после занавеса. Этот занавес — смерть. Сириль эффектно выпивает припасенный яд ацтеков, чтобы избежать последних страданий, уготованных ему болезнью. Попутно выясняется, что юный журналист — вовсе не газетчик, а его внебрачный сын. (Что-то подобное ожидалось). Но даже смерть комедианта оказывается мнимой: элегантный Юбер строго замечает: «С ядом ты переборщил». Как известно, она никогда не опаздывает. «Все заканчивается, чтобы начаться вновь, даже смерть».
Пресса
Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Как страшный сон…, Наталья Шаинян, Российская газета, 2.12.2020
В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
Вот пуля пролетела и ага…, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 4.03.2020
Долгое прощание, Светлана Полякова, Экран и сцена, 30.01.2020
«Пред великою да сказочной страною», Ольга Егошина, Театрал, 22.12.2019
Офелия больше не боится жить, Нина Дунаева, startup.ru, 17.12.2018
От Гамлета не лечат, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.11.2018
Кузбасские корни МХТ, Ольга Смирнова, Кузбасс, 24.08.2018
Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017
12 вопросов для Алёны Хованской, Пресс-служба МХТ, 24.02.2017
В МХТ состоялся юбилейный вечер Марины Брусникиной, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2016
В МХТ вручили награды, видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2015
«Деревня дураков» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.12.2014
Осторожно, бабушка!, Ильдар Сафуанов, Литературная Россия, 16.05.2014
За непроницаемой стеной семейного счастья…, Мария Юрченко, радио «Орфей», 16.04.2014
Финская пьеса в Художественном театре, Елизавета Авдошина, театральный портал «Чеховед», 13.04.2014
Актрисы МХТ имени Чехова перепели в Кемерове песни Джастина Тимберлейка и The Beatles, Григорий Денисенко, Комсомольская правда (Кемерово), 29.08.2013
Живой звук от московских артистов, видеосюжет программы «Вести-Кузбасс», 29.08.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Лицедеи, Наталия Колесова, Планета Красота, № 5-6, 06.2012
«Две остановки сердца, одна кома», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 17.04.2012
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011