Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

И безнадежность ищет слов

Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Пьесу “Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето” драматург Ярослава Пулинович написала в 2021 году, когда карантины, удручающие эпидемиологические сводки в новостях и дистанционные рабочие и личные отношения резко переменили наш привычный мир. Режиссер Галина Зальцман, первой взявшая ее к постановке на сцене Московского театра “Современник” в 2022 году, хотя и оставила от авторского названия только слово “житие”, в атмосфере спектакля удивительным образом передала клаустрофобически панические ощущения “ковидного лета”.

Недавняя премьера на Новой сцене МХТ называется “Жаркое ковидное лето”, но в постановке Татьяны Архипцовой ни эпидемия, ни карантины никакого влияния на действие не оказывают, декорация Александра Петрова вызывает ассоциацию с холодом заброшенных домов, а не духотой современного города при плюс тридцати восьми градусах в тени. Получившемуся спектаклю, кажется, больше подошло бы именно название “Житие Алевтины Павловны и Федора Михайловича”. А может быть, и вовсе “Житие Алевтины Павловны”.

Живет Алевтина Павловна в достаточно крупном, судя по наличию Университета, провинциальном городе, преподает, диссертацию защитила когда-то по творчеству Достоевского. Муж, тоже преподаватель, умер семнадцать лет назад. Дочь Маша (Алена Хованская) давно уехала в Москву, но так и не нашла там себе места – ни по самоощущению, ни конкретного рабочего. В нескладности своей жизни Маша склонна обвинять мать и с большим удовольствием занимается саморазвитием, докапываясь до истоков своих детских и подростковых травм. Дочь Маши, Даша (эту роль в очередь играют Маргарита Якимова и Софья Шидловская) – жизнерадостное чудовище тринадцати лет, в меру эгоистичное, в меру симпатичное. Три представительницы одной семьи, в сущности, в равной степени дистанцированы друг от друга без всяких объявлений карантина. Самое близкое существо для Алевтины Павловны – собака. Подобранный семнадцать лет назад на улице щенок Федор Михайлович (Владимир Тимофеев). Теперь он стар и болен. Продлить ему жизнь – единственное, чего хочет его хозяйка. Ни доводы ветеринара, ни приезд внучки, ни слезы дочери, ни вынужденная встреча с бывшим любовником (Эдуард Чекмазов) не имеют никакого значения, если Федор Михайлович отказывается от еды и уже почти не ходит. А он бы рад сделать для обожаемой хозяйки все, что угодно, но может только не отрывать от нее безусловно восхищенного взгляда. Финал спектакля кажется сказочным, почти притчевым, во внезапно возникшее взаимопонимание между матерью и дочерью не очень верится, оно мнимо, как сон, и ощущения безнадежного одиночества не перебивает.

В роли Алевтины Павловны – Ольга Яковлева. Хрупкая уцелевшая часть великого театра, секрет которого сегодня знает только она одна. В Художественном театре она репертуаром, прямо скажем, не избалована. Премьер у нее не было почти десять лет. Легко входя в современную, вполне бытовую и мелодраматичную пьесу, Ольга Яковлева являет собой ошеломительный контраст всему, что ее окружает. Ироничной филологической игре драматурга Пулинович со всеми этими модными “не в ресурсе”, “токсично”, “абьюз”, “коуч” и обрывками слов, которыми разговаривают теперь подростки. Достойным актерским работам своих партнеров – тонкой игре одними глазами, в которых бескрайняя преданность, Владимира Тимофеева и написанному крупными мазками образу, создаваемому Эдуардом Чекмазовым. Прямолинейной режиссуре Татьяны Архипцовой. Кажется, даже крайне неудобной Новой сцене МХТ, где колонны с двух сторон ограничивают обзор.

Оттого и нет в этом спектакле ничего важнее “жития Алевтины Павловны”, что сам способ актерского существования Ольги Яковлевой столь неповторим и уникален. Интонация каждого произнесенного слова, воспетые Анатолием Эфросом “голосовые оттенки”. Акварельное, мягкое наполнение смыслом жестов и движений. Игра на полутонах, не терпящая поспешности даже в остро драматичных сценах. Алевтина Павловна, какой создает ее Яковлева, женщина довольно эгоцентричная и, пожалуй, не самая приятная. Ее легко представить в университетской аудитории, где она увлекательно и слегка снисходительно читает лекции. Она требовательна к студентам и требовательна к себе. Она вообще предельно честна с собой и свою прожитую жизнь называет “немного красивой, немного странной, немного глупой”. У нее конфликта с дочерью нет, а к попыткам дочери выйти на конфликт она относится с ироничным отстранением. Свое одиночество она выбрала сознательно, и когда любимого пса не станет, она переживет и это. Со спокойным достоинством, столь присущим и актрисе, которая ее играет.

Оригинал статьи
Пресса
Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Как страшный сон…, Наталья Шаинян, Российская газета, 2.12.2020
В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
Вот пуля пролетела и ага…, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 4.03.2020
Долгое прощание, Светлана Полякова, Экран и сцена, 30.01.2020
«Пред великою да сказочной страною», Ольга Егошина, Театрал, 22.12.2019
Офелия больше не боится жить, Нина Дунаева, startup.ru, 17.12.2018
От Гамлета не лечат, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.11.2018
Кузбасские корни МХТ, Ольга Смирнова, Кузбасс, 24.08.2018
Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017
12 вопросов для Алёны Хованской, Пресс-служба МХТ, 24.02.2017
В МХТ состоялся юбилейный вечер Марины Брусникиной, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2016
В МХТ вручили награды, видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2015
«Деревня дураков» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.12.2014
Осторожно, бабушка!, Ильдар Сафуанов, Литературная Россия, 16.05.2014
За непроницаемой стеной семейного счастья…, Мария Юрченко, радио «Орфей», 16.04.2014
Финская пьеса в Художественном театре, Елизавета Авдошина, театральный портал «Чеховед», 13.04.2014
Актрисы МХТ имени Чехова перепели в Кемерове песни Джастина Тимберлейка и The Beatles, Григорий Денисенко, Комсомольская правда (Кемерово), 29.08.2013
Живой звук от московских артистов, видеосюжет программы «Вести-Кузбасс», 29.08.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Лицедеи, Наталия Колесова, Планета Красота, № 5-6, 06.2012
«Две остановки сердца, одна кома», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 17.04.2012
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011