Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | «Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТИрина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023 Под занавес 125-го сезона МХТ им. Чехова выпустил на Малой сцене «комедию о горькой жизни» под названием «Жизель Ботаническая». Интересно, что спектакль этот стал последней (как минимум на год) московской работой постановщика Никиты Кобелева — вдохнув в премьеру МХТ жизнь, он с лёгкой душой отправился в Санкт-Петербург, где вступил на должность главного режиссёра Александринского театра.В основе спектакля — наипронзительнейшие и искренние рассказы Эдуарда Кочергина, раскрывающие с весьма неожиданной и, я уверена, немногим известной стороны бытность послевоенного Ленинграда. Писатель вспоминает своё детство, описывает людей, являвшихся частью его жизни, и простым, лёгким, изящным языком погружает нас на самое дно существования — то, которое замалчивалось во времена Союза, но, тем не менее, существовало и затягивало в свои трясины огромное число несчастных. Сюжетной канвой стал рассказ, давший название всей постановке — непосредственно «Жизель Ботаническая». А чтобы расцветить повествование, придать объёмность персонажам, постановщик умело «вшил» в полотно спектакля ещё несколько произведений Кочергина — скажем, «Житие Лидки Петроградской» или абсолютно зубодробительную и бесконечно трогательную «Ангелову куклу» (есть и «точечные вкрапления» — например, несколько абзацев из рассказа «Томас Карлович Японамать», в которых идёт речь о тонкостях татуировочного мастерства). Всё логично: персонажи переходят из одного рассказа Кочергина в другой, потому тексты вполне гармонично состыковываются в литературное «лоскутное одеяло», впечатляя публику дополнительными деталями и подробностями. И вот что поразительно: мало я знаю столь светлых и чистых спектаклей, вселяющих веру в то, что лучшая жизнь достижима даже в ситуации полной безысходности. Но самое впечатляющее, что речь в «Жизель Ботанической» при этом идёт… о проститутках. Итак, представьте: изувеченный Ленинград. Только что закончилась война. И они — шестёрка женщин, вынужденных торговать собой, чтобы как-то выжить. Промышляет артель, возглавляемая Лидкой Петроградской (имеющей, между прочим, мужа и сына — но там сложная и болезненная история), у Ботанического сада, потому участницы «коллектива» и именуются «ботаническими девушками». Все они — разные, одни — совсем молоденькие, другие — опытные дамы, но у каждой в душе — неизлечимая боль. И пусть артель не всегда отличается дружбой и взаимопониманием, но в сложные времена наши героини встают друг за друга горой. Потому что, сами понимаете, больше у них никого в этом мире и нет. Однажды легкомысленная Дашка Ботаническая попадает под трамвай и погибает. Артель берёт под опеку её дочь, становясь для малютки любящими тётками. И однажды обнаруживается, что Гюля обожает танцевать. Наши девушки ставят перед собой высокую цель: девочка должна стать балериной! А вот получится ли у артельной шестёрки обмануть судьбу, подарят ли они Гюле ту жизнь, которая не досталась им самим, вы узнаете, если сами придёте в МХТ. Умоляю — не забудьте платочки. Лично я слёзы вытирала усердно — и от грусти, и от умиления. Ни грамма пошлости. Постоянный разрыв души. Стопроцентная правда. И главное — живые, настоящие люди, рассказ о которых ведётся даже без намёка на осуждение. Да, их судьба страшна — но сами «ботанические девушки» в этом не виноваты. Только самое печальное — это понимание, что артельные дамы, увы, уже ничего не способны изменить в собственной жизни. Но у наших девушек есть луч света в тёмном царстве, внезапно появившийся смысл существования — юная Гюля, их общая Жизель. Героиня балета, как известно, погибает. А Жизель Ботаническая должна, наоборот, родиться — как звезда, артистка; должна оттолкнуться ото дна и взмыть ввысь. Скажете — сказка? А Эдуард Кочергин уверяет, что у Гюли Ахметовой есть реальный прототип. Так что жизнь порой бывает удивительней самой вычурной выдумки. МХТ в очередной раз поражает работой своих артистов. «Ботанические девушки» — Лидка Петроградская (Светлана Колпакова), Муська Колотая (Ульяна Глушкова), Шурка — Вечная Каурка (Надежда Жарычева), Аришка Порченая (Полина Романова), Екатерина Душистая (Ксения Теплова) и Дашка Ботаническая (Юлия Витрук / Софья Шидловская) — являются ярчайшими, уникальными личностями, наглядно демонстрирующими: перейти грань, считающуюся в нашем обществе табуированной, в определённых обстоятельствах может каждая. Актрисы не только глубочайшим образом вживаются в своих героинь, но и впечатляют публику танцевальными и певческими навыками (вокализировать на четыре голоса — без проблем, спасибо музыкальному руководителю Татьяне Бурель). А в целом — феерический ансамбль, в котором буквально невозможно кого-то особо выделить. Обожаю мощные женские касты, и вот здесь — один из самых шикарных. Единственный мужчина в спектакле, многоликий Артём Соколов, с одной стороны исполняет функцию рассказчика — стороннего наблюдателя. По словам самого артиста, его персонаж — эдакое альтер-эго писателя, вспоминающего людей из своего детства (потому и видим мы наиболее яркие детали внешности, сохранившиеся в детском сознании — скажем, пышные усы, гармошку или странную причёску). А с другой стороны — Соколов воплощает всё мужское, иными словами — всё то, что и привело наших героинь к той точке, где они находятся (похожее решение уже встречалось в спектакле МХТ «Полярная болезнь», и я вам от всей души эту постановку тоже рекомендую; разница в том, что в «Полярной болезни» мужики ещё менее персонифицированы, но в моём создании, честно признаюсь, два данных действа выстраиваются в своеобразный диптих). И неважно истинное лицо этих товарищей — они, по сути, являются неким «собирательным злом» (тем более, что через постели «ботанических девушек» мужчины проходят чередой, поди всех упомни). Вот что поражает: в отличие от режиссёра, порицающего в разворачиваемой им истории «мужской мир», сами героини относятся к представителям сильного пола (как в целом, так и к тем, кого воплотил в жизнь Артём Соколов, в частности) с пониманием, почти по-матерински. Впрочем, иначе они, наверное, не смогли бы сохранить себя как личностей в своей профессии. Весьма интересна сценография — художник Нана Абдрашитова выделила каждой из «ботанических девушек» по шкафу, которые, выстроившись в ряд, и являются единственной декорацией постановки. Эти гардеробы — вся жизнь девушек, то место, где они могут спрятаться от мира (ну, и потом, проституткам необходимо выглядеть привлекательно — так что им есть и где прихорошиться). В один прекрасный момент шкафы превращаются в изысканные театральные ложи — впечатляющая задумка. И вот что у нас получается: красивейший, тонкий, умный спектакль на сложную тему. Редкий случай, когда у меня в принципе нет претензий к компоновке литературного материала: рассказы Кочергина состыкованы столь грамотно, что иного и пожелать нельзя. Каждой из героинь досталась своя «минута славы» — своеобразный стенд-ап, который позволяет ей поведать о себе самой. И здесь это очень правильно и уместно: в какой-то иной постановке такая масса подробностей погребла бы под собой смысловой центр, но в «Жизели Ботанической» она, напротив, его высвечивает максимально ярко. Постановщик не оправдывает проституцию как таковую (что логично), напротив — он раскрывает самые чёрные её стороны. Но режиссёр понимает и жалеет каждую из своих героинь, продвигая две основные мысли. Раз: даже на днище жизни существуют такие же люди, как и мы с вами. И два: даже оступившиеся стремятся к свету. Не бойтесь тематики: «Жизель Ботаническая» — исключительно целомудренный (с учётом его-то сюжета) спектакль. Он — о любви и нежности, всепрощении и понимании, взрастающих, вопреки всему, на послевоенной почве ненависти и нищеты. О том, что необходимо сохранять свет в своей душе. О том, что даже на свалке может проклюнуться прекрасный цветок — и неважно, идёт ли речь о девочке-балерине или чистых чувствах в сердцах «ботанических девушек». Премьера МХТ — это мягкая, но уверенная встряска души. Это внегендерная история, созданная мужчинами и рассказывающая про женщин без каких-либо «половых» стереотипов. Это, наконец, прекрасный спектакль, который я могу порекомендовать каждому думающему и чувствующему человеку. Вы из таких? Тогда бегите за билетом! Оригинал статьи Пресса Расправил крылья: Константин Хабенский впервые выступил как режиссер, Зоя Игумнова, Известия, 2.12.2024 Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 Такие разные «Чайки»: чем запомнится новая постановка на сцене МХТ имени Чехова, Ольга Романцова, ТАСС, 30.11.2024 Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 Режиссер Попова предложила зрителям «лучшую версию себя»: как исправить ошибки юности, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.10.2024 Спектакль «Флешбэк 2002»: психологическое пространство двухтысячных современным взглядом, Ольга Романцова, ТАСС, 4.10.2024 «Флешбэк 2002» Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова, Никита Балашов, Ревизор.ru, 4.10.2024 МХТ имени Чехова покажет спектакль «Флешбэк 2002», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2024 Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024 Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024 Блиц-интервью Полины Романовой в проекте «13», U MAGAZINE, 18.06.2024 Дама из рассказа Чехова стала собачкой, а собачка превратилась в арбуз, Наталья Бабахина, Метро, 18.06.2024 На сцене Московского Художественного театра «дама с собачкой» завыла от отчаяния, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.06.2024 Сеанс с разоблачением: в МХТ состоялась премьера спектакля «Дамасобачка», Зоя Игумнова, Известия, 18.06.2024 Мизгирёв в МХТ отправит героев «Дамы с собачкой» к психотерапевту, Елена Алдашева, Театръ, 17.06.2024 МХТ имени Чехова завершает сезон премьерой спектакля «Дамасобачка», видеосюжет телеканала «Культура», 17.06.2024 Проект «13». Полина Романова: «Обожаю сложные задачи», Александра Машукова, U MAGAZINE, 13.06.2024 МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024 Премьера «Голод» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 22.03.2024 Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024 МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024 Крупным планом: Полина Романова и Кузьма Котрелёв в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 27.12.2023 «Шекспир – это абсолютный панк»: спектакль «Как вам это понравится?» в постановке Муравицкого вышел в МХТ им. Чехова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 13.12.2023 «Шекспир и панки». В МХТ представили необычное прочтение пьесы английского классика, видесюжет телеканала «360», 2.12.2023 Громкая премьера в МХТ имени Чехова — панк-комедия «Как вам это понравится?», видеосюжет Первого канала, 2.12.2023 Панки играют Шекспира: премьера спектакля «Как вам это понравится?» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 1.12.2023 МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023 В МХТ объяснились в любви прямо со сцены, Анна Чепурнова, Труд, 3.11.2023 «Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023 Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023 «Жизель Ботаническая», 06.07.2023. Фоторепортаж Ирины Петровской-Мишиной, Musecube, 23.07.2023 «Жизель Ботаническая» – премьерное завершение сезона в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Жатько, Театр To Go, 10.07.2023 В МХТ имени А. П. Чехова премьера «Жизель Ботаническая». Фоторепортаж Анатолия Морковсина, Театрал, 10.07.2023 «Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023 |