Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Спектакль «Флешбэк 2002»: психологическое пространство двухтысячных современным взглядом

Ольга Романцова, ТАСС, 4.10.2024
Театральный и музыкальный критик Ольга Романцова — о новом спектакле МХТ имени Чехова, который играется на расстоянии вытянутой руки.

Современные драматурги и молодые режиссеры нужны для развития любого театра как воздух. Для их поиска в МХТ имени Чехова в 2022 году появился экспериментальный проект «АРТХАБ». Премьера созданного в рамках VI лаборатории «АРТХАБ» спектакля «Флешбэк 2002», которая проходит 4 октября на Новой сцене, доказывает, что эксперимент затеяли не зря. Внешне простой, без сложных декораций и замысловатых режиссерских решений, спектакль затягивает и завораживает, заставляя не отрываясь следить за судьбой его героев.

Время первых суши

У VI лаборатории «АРТХАБ» были необычные задачи: драматурги должны были создать оригинальные пьесы специально для МХТ имени Чехова не в одиночку, как обычно, а в сотворчестве с режиссерами, которым предстояло их поставить. Для сочинения театр задал тему: «Воспоминание о будущем» — прошлое, настоящее, будущее.

Эскиз спектакля «Флешбэк 2002» появился в декабре 2023-го. Прошлое в пьесе драматурга Олжаса Жанайдарова и режиссера Веры Поповой — 2002 год, когда молодежь читала Пелевина, Борхеса и Мураками, слушала «Мое сердце остановилось» группы «Сплин» и другую русскую рок- и поп-музыку, люди впервые пробовали японские суши, васаби и разговаривали по большим и тяжелым кнопочным мобильным телефонам. Настоящее — наши дни: главный герой Александр (Сергей Медведев) выходит на сцену прямиком из зрительного зала, где перед началом сидит на первом ряду рядом с публикой, пришедшей на спектакль.

Для Жанайдарова и Поповой «Флешбэк 2002» — первая серьезная работа в Москве, при этом пьесы талантливого драматурга активно ставят и в Казахстане, где он родился, и в России, где вырос (в часто идущих «Магазине» и «Алдаре» затронуты острые социальные вопросы). Жанайдаров — художественный руководитель казахстанского фестиваля современной драматургии «Драма.KZ» и участник арт-дирекции Фестиваля молодой драматургии «Любимовка». Вера Попова, ученица Сергея Женовача и Евгения Каменьковича, не раз участвовала в творческих лабораториях разных театров, поставила около 30 спектаклей и в 2020-м стала главным режиссером Лысьвенского театра драмы им. А. Савина (главреж-женщина, еще и молодая, в нашей стране редкость).

Вперед в прошлое

«Флешбэк 2002» — история о кризисе среднего возраста, потере смысла жизни и тотальном одиночестве. У Александра внешне благополучная семья, квартира не в ипотеке, небольшой достаток позволяет сделать ремонт и поехать в отпуск в Анапу. Жизнь идет ровно, гладко и спокойно, правда, детей нет — у них с супругой Татьяной (Надежда Жарычева) иммунологическая несовместимость. Но герой вдруг осознает, что ведет скучное существование без любви и радости жизни, и думать об этом невыносимо. Его попытку высказаться Татьяна воспринимает как истерику из-за ошибки ремонтников и предлагает сходить на консультацию к психологу.

Александр задумывается, могла ли его жизнь сложиться иначе, а дальше начинают происходить чудеса: его, недавно сидевшего с женой в кафе, находят в номере отеля в бессознательном состоянии. Врач скорой помощи подозревает отравление какими-то токсическими веществами, а Александр в это время, подобно герою фильма «Назад в будущее», оказывается в 2002 году и снова видит случайную встречу выпускника института Саши (Павел Филиппов), то есть самого себя больше 20 лет назад, и девушки Лены (Полина Романова). Они проговорили всю ночь, Саша влюбился и… потерял Лену навсегда, думая, что девушек в его жизни еще будет много. Но, возможно, это была его вторая половинка. Знание эвереттики (одного из направлений квантовой физики) помогает Александру изменить свою судьбу. Так авторы пьесы — драматург и режиссер — совместными усилиями выводят героя из личностного кризиса.

На расстоянии вытянутой руки

В спектакле фактически нет границы между зрителями и героями на сцене: все события спектакля разворачиваются практически на расстоянии вытянутой руки от первого ряда. Публика сидит с трех сторон замкнутого прямоугольника из светлых столов (художник спектакля — недавняя выпускница ГИТИСа Елизавета Ермакова). В ящиках этих столов, как в тайниках, герои находят или прячут все необходимые для развития действия вещи.

В спектакле нет сочных бытовых красок и узнаваемых с первого взгляда примет времени: атмосферу начала 2000-х создают саундтрек да отдельные детали костюмов вроде Лениных джинсов клеш. Режиссеру Вере Поповой важнее не историческая достоверность начала 2000-х, а изменения в психологии героев. Хотя знаковые детали и мизансцены в спектакле тоже есть. Александр и Татьяна всегда в черном, как будто из их жизни исчезли все краски. Цвет появляется только во «флешбэке» из прошлого.

В сцене разговора супругов за столиком кафе, когда герои по идее должны сидеть рядом, они находятся на противоположных сторонах прямоугольника из столов, разделенные пустым пространством. Это их «противостояние» несколько раз возникает в спектакле. Прозрачная пленка, которой обычно укрывают мебель и пол во время ремонта, здесь выглядит как липкая паутина. Александр, пытаясь разломать опостылевшую ему семейную жизнь, по-настоящему выламывает из прямоугольника один из столов. Попав в прошлое, герой снаружи наблюдает за Сашей и Леной, стоящими внутри прямоугольника, но ему удается попасть в это пространство и поговорить с самим собой 20 лет назад.

В небольшом пространстве Новой сцены актерам невозможно использовать привычные театральные средства, да это и не нужно. Они играют настолько искренне и правдиво, как будто это и не спектакль вовсе, а самая настоящая жизнь, свидетелем которой стали зрители. Запоминается разговор обаятельного Саши и расстроенной Лены со смешными «барашками» на голове: молодые люди просто болтают, но между ними как будто пролетают искры и на глазах зрителей возникает влюбленность и внутренняя связь; усталость и отчаяние взрослого Александра, пытающегося изменить свою жизнь, и горе Татьяны, потерявшей мужа: расставляя стопки как на поминках, она рассказывает, как он заботился о ней с первой встречи, и уверена в его искренней любви. Герои говорят современным языком, их поведение и реакции понятны, чувства вызывают живой отклик. Жаль только, что тем из нас, кто запутался в собственных проблемах, эвереттика на помощь не придет.

Вместе с тем перед нами не бытовая история, в ней нет однозначности, она балансирует между реальностью и фантастикой — и в этом заслуга режиссера Веры Поповой. И хотя спектакль получился довольно коротким (он идет час с небольшим), смотреть его гораздо интереснее, чем очередную традиционную постановку «Чайки» или «Бесприданницы».

Конечно, театральная лаборатория — это всегда риск. Но без риска редко получаются интересные спектакли. Эксперимент в МХТ имени Чехова прошел успешно. Право на творческий поиск есть у всех, но, к сожалению, не во всех театрах есть желание им воспользоваться. Тем радостнее, когда это происходит. 

Оригинал статьи
Пресса
МХТ имени Чехова покажет спектакль «Флешбэк 2002», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2024
Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023