Имена

Памятник у свидания

Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
«Письмовник» Михаила Шишкина — второй вслед за «Венериным волосом» роман знаменитого писателя, который перешагнул границы печатных страниц и воплотился в сценическом произведении. Первый опыт — спектакль Евгения Каменьковича «Самое важное» в «Мастерской Петра Фоменко» — является, на мой взгляд, идеальным театральным эквивалентом великолепной прозы.
Перед режиссером Мариной Брусникиной, поставившей «Письмовник» на Малой сцене МХТ, стояла сложнейшая задача. Инсценировка интимного, пронзительного, хрупкого текста, история противоборства любви и смерти, сложнейшая ткань прозы, переведенной на язык сцены, — все это для такого мастера литературного театра, как Марина Брусникина, оказалось близкой стихией. С другой стороны, полифоничная проза с элементами постмодернизма, фантастики, смеси натурализма и философских обобщений, требовала адаптации к материальному, осязаемому миру сценического искусства. Зазвучавшая переписка двух героев, молодых и влюбленных друг в друга юноши и девушки, — это удивительный пример того, как эфемерные слова становятся плотскими, мучительными и даже более реальными, чем события и люди.
В спектакле множество героев — целый оркестр судеб, трагедий, обретений. Герои парят вне времени, почти вне конкретной страны и эпохи. Среди них, проживающих каждый свою человеческую судьбу, есть один, стоящий особняком и носящий мистическое имя Весть и Вестник. В исполнении Дмитрия Брусникина это — одновременно Рок и Хор античной трагедии. Он стоит ближе всего к смерти, ему открыты тайны бытия. Камуфляжная форма позволяет отождествлять его с военным командиром той битвы, откуда приходит матери Володи похоронка: «На одной незнаменитой войне под Тонжоу ваш сын…» Но герой Дмитрия Брусникина, стоящий как бы над реальными страданиями персонажей спектакля, больше принадлежит театру символов, чем сценическому реализму.
Все здесь одновременно условно и конкретно: линии жизни и смерти героев, переплетения, неразрешимые противоречия, взаимное непонимание. А заключено это в некую лаконичную форму геометрических линий стен, оконных проемов, видеопроекций и теней, которые окружают человеческое отчаяние и одиночество. Трудно изложить сюжет романа, да и надо ли? Ведь для каждого читателя книги и зрителя спектакля существует свой отсчет: не успев осознать взаимную любовь, едва успев ею насладиться, влюбленные расстаются, чтобы НИКОГДА не встретиться вновь в этой жизни. Когда погибает на войне Володя, возлюбленный Саши? Почти сразу или спустя время? И что это за война — реальная или абстрактная? Есть мнение, что реальная, но малоизвестная. Но важно ли это? А письма продолжают лететь сквозь годы и непогоды. В романе Шишкина встречаются такие драгоценные мысли, которые, прозвучав со сцены, становятся почти заклинанием: «Не доходят только те письма, которых не пишут». Диалог влюбленных в этом спектакле — разговор живой с умершим, перекличка голосов, беззвучная и певучая. И все движение сюжета в спектакле — это материализация неких токов, которые связывают двух людей, даже вопреки смерти.
Яна Гладких в роли Саши так трепетна и непосредственна, что даже рука не поднимается писать о ней, как об актрисе. Она живая, нервная, гибкая, выразительная, нежная. Ее прозрачный облик не препятствует бурному проявлению чувств, и весь спектакль держится на ней — главной героине этой трагической истории. Благодаря тому, как проживает ее молодая актриса, осознаешь со всем возможным в жизни отчаянием, как страшно терять тех, кого любишь.
Письмо в спектакле — это синоним жизни. Володя (Александр Голубев) в самом пекле военной мясорубки констатирует: «Пишу — значит, жив». И еще письмо для разлученных героев — единственное доказательство любви: «Дышу, пишу, потому что люблю тебя». Молодой, сильный, чуть наивный юноша — таков наш герой. Может быть, актеру немного не хватает пронзительности и фатальности, которые по-женски интуитивно нащупала в характере своей героини Яна Гладких. Тогда наша жалость, которую мы испытываем к этому юноше, жертве войны, могла бы быть безысходнее. А так она окрашена светлой печалью, когда он почти по-детски рассказывает о своем «секретике» в закопанной банке из-под печенья: «Останутся те, кого я возьму в свою банку». Сценический образ Володи не так силен, как тот, что возникает при чтении романа — видимо, в прозе трагизм безвременной и бессмысленной смерти заточен до невыносимой остроты. Зритель даже с облегчением переводит дух, когда на вопрос, обращенный к высшей силе и разуму «Я умру?» Володя получает ответ «Нет!» И юноша выдыхает: «И я успокоился».
В спектакле много моментов, очень важных для авторов и чутких зрителей. Почти у каждого персонажа есть ключевой монолог, сцена, на которые их твердой рукой выводит режиссер, чтобы коснуться пронзительной человеческой струны, звучащей в каждом — привлекательном и отталкивающем, благородном и подлом, коварном и великодушном герое.
Сокрушительная сила придана прощальному монологу матери Саши, безнадежно больной, умирающей женщине на грани отчаяния. Полина Медведева в этой сцене выступает настоящей трагической актрисой, с удивительным достоинством и чувством меры переводящей этот монолог в сферу мудрости и силы человеческого духа.
Серьезной удачей оказалась и роль матери Володи в исполнении Юлии Чебаковой — сексуальной красавицы со скорбными глазами и драматически-низким голосом. Покоряли как ее искренняя любовь к слепому отчиму Володи, так и ее упорное нежелание открыть сыну имя настоящего отца с неожиданно твердым заявлением: «У тебя не было отца вообще!»
Монолог Ады, первой жены мужа Саши (а героиня романа Шишкина пишет ушедшему в другие миры возлюбленному обо всех изменениях своей судьбы) в исполнении Евгении Добровольской — не менее сильный эпизод спектакля. Почти лишая свою героиню женской привлекательности, актриса затрагивает такие близкие многим зрителям душеные струны, что женское одиночество проступает в этой сцене с какой-то пугающей ясностью.
Вообще, благодаря самоотверженности исполнителей многие сцены в спектакле «Письмовник» зрители могут экстраполировать на собственный жизненный опыт. А поскольку у каждого из нас накопилось за жизнь немало горечи, спектакль Марины Брусникиной приобретает терпкий и горький, отрезвляющий и порой невыносимый привкус полыни. Сцена, в которой Саша заклинает пребывающую в коме Сонечку — дочку своего мужа, — почти языческая, похожая на заговор, — страшная, вызывающая слезы. Эмоционально восприимчивые зрители вообще смотрят почти весь «Письмовник» сквозь пелену слез. И не только потому, что по-настоящему всех очень жалко. А потому что вдруг явственно понимаешь, что надо уметь прощать. И что учиться этому надо всю жизнь.
Символы в спектакле Марины Брусникиной просты и явственны: снегопад, дачный дождь, щенок, черно-белое кино, мучительные запахи прошлого… Володя, погибший и бессмертный, призрачный и живой, бесконечно стремится к своей возлюбленной — той, прежней, из их счастливого дачного лета: «Распалась связь. Она восстановится, когда мы встретимся вновь, и я положу тебе голову на колени». Саша, с последним просветленным отчаянием реализующая тоску по несостоявшемуся материнству, лепит себе снегурочку — дочку из снега. И предупреждает ее, что там, куда они направляются, может оказаться один человек, который положит ей голову на колени. «Ты не удивляйся», — мягко просит Саша. И как же просто и точно было решиться на такую мизансцену финала: качели, женщина-девушка и ее несостоявшаяся дочка. Но ведь в другом мире, где они обязательно встретятся с Володей, это неотвратимо.
«Я иду, осталось совсем немного»…
Не знаю, как вы, а я опять плачу.
Пресса
Уesман. Вспоминая Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, 5.02.2021
Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019
Марина Брусникина о театральных планах, Мария Чемберлен, Московская правда, 24.10.2019
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд Новости, 13.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Colta.ru, 13.08.2018
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Валерия Бабушкина, Виктор Борзенко, Театрал, 13.08.2018
В Москве простились Дмитрием Брусникиным, видеосюжет телеканала ОТР, 13.08.2018
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, видеосюжет телеканала «Культура», 13.08.2018
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, видеосюжет Первого канала, 13.08.2018
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, видеосюжет телеканала «Культура», 13.08.2018
Театральная Москва простилась с Дмитрием Брусникиным, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.08.2018
«Времени осталось совсем немного», Зоя Игумнова, Известия, 13.08.2018
Интервью с Дмитрием Брусникиным, Алла Занимонец, 10.08.2018
Памяти Дмитрия Брусникина, Катерина Вахрамцева, Олег Зинцов, Ведомости, 10.08.2018
«Он сразу приковывал внимание», Алена Карась, Российская газета, 10.08.2018
Большой человек, Евгений Писарев, Известия, 10.08.2018
Мой Дмитрий Брусникин, Москвич Mag, 10.08.2018
На пороге чего-то невероятного, Антон Хитров, Meduza, 10.08.2018
Умер режиссёр Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Не стало Дмитрия Брусникина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.08.2018
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, видеосюжет телеканала «Культура», 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Елена Смородинова, РБК, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем», Татьяна Власова, Театрал, 9.08.2018
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Ольга Кузьмина, Вечерняя Москва, 9.08.2018
Мастер верности и поиска, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 9.08.2018
«Диктатор? Что вы!», Мослента, 9.08.2018
60 лет Дмитрию Брусникину, видеосюжет телеканала «Культура», 17.11.2017
Живой Ефремов, Дмитрий Брусникин, Известия, 1.10.2017
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Мария Третьякова, Экран и сцена, 28.05.2016
Исполнилось 80 лет со дня рождения Ии Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 2.03.2016
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Дмитрий Брусникин о будущем театра, Григорий Заславский, телеканал «Мир 24», 20.01.2016
Акция «Ночь искусств» прошла в России, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2015
Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015
Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015
Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015
Театр для жителей города, Дарья Симоненко, Мослента, 15.09.2015
«Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Иллюзии» любви, Светлана Орлова, Театральный буфет, 2.07.2015
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2015
Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015
На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Дмитрий Брусникин в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 14.05.2015
Дмитрий Брусникин: театр никогда не возникает по указке, Григорий Заславский, радио «Вести ФМ», 12.04.2015
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ, 25.12.2014
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Дарья Менделеева, Православие и мир, 26.11.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
Мнимые величины, Кристина Матвиенко, Colta.ru, 9.04.2014
В «МК» вручены призы номинантам Театральной премии-2013, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 1.11.2013
Он в Аргентине, Ольга Фукс, Театральная афиша, 09.2013
Пришелец, Татьяна Джурова, Петербургский театральный журнал, 23.06.2013
В «Зазеркалье» Петербурга проходят гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 20.06.2013
Спектакль МХТ им Чехова в Черкесске, видеосюжет программы «Итоги недели» (Карачаево-Черкесия), 17.06.2013
Людмила Петрушевская: юбилей на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Олег Табаков раздал премии и представил свою новую книгу, видеосюжет телекомпании «ТВ-Центр», 27.03.2013
У причала, Глеб Ситковский, Ведомости, 28.02.2013
Достоевский как тест на профпригодность, видеосюжет телеканала «Культура», 26.02.2013
Аргентина далеко, а МХТ рядом, Геннадий Демин, Трибуна, 6.02.2013
Редкий кадр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.01.2013
Он в Аргентине, а Ленин — в Польше, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.12.2012
Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2012
Беккет с хреном, заливной, Елена Дьякова, Новая газета, 23.11.2012
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
В танго только женщины, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.10.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
«Тогда пойду и поставлю свечку». Памяти Ии Саввиной, Людмила Грабенко, Бульвар Гордона, 28.08.2012
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
«Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
В МХТ снова играют «Нового американца», телесюжет ВГТРК «Культура», 12.01.2010
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997